Файл: Механизм перераспределения мировых финансовых ресурсов (Теоретические основы международных финансовых ресурсов).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы международных финансовых ресурсов
1.1 Понятие финансовых ресурсов и их роль в развитии международного сотрудничества
1.2 Структура международной финансовой системы
1.3 Влияние финансов на международную политику
2 Международное движение финансов 2.1 Сущность, причины и формы международного движения капитала
2.2 Условия формирования, функции и формы деятельности международных финансовых центров
2.3 Современные тенденции и последствия международной миграции капитала
2.4 Государственное и международное регулирование движения капитала
3. Россия и международная миграция капитала 3.1 Развитие МФЦ в РФ
- развитой правовой системой с четкой защитой прав собственности, эффективным регулированием и правовым применением;
- надежной судебной системой, пользующейся доверием участников рынка;
- удобным географическим положением;
- значимым местом страны в мировой системе хозяйства;
- устойчивым валютно-финансовым положением страны, стабильной валютой, обеспечивающей доверие иностранных инвесторов;
- наличием эффективных международных систем связи;
- наличием квалифицированных кадров, которые способны эффективно работать в финансовых институтах, инфраструктурных и консультационных организациях, а также в регулирующих органах.
Вышеперечисленные экономические, правовые и организационные факторы ограничивают круг национальных рынков, выполняющих международные операции. В результате конкуренции сложились мировые финансовые центры такие, как Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Токио Сингапур и др. Они выступают центрами сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом и т.д.[27]
Международный финансовый рынок можно рассматривать как интегрированную рыночную систему с очень сильными связями между различными секторами. Эти связи проявляются в способности банков и других участников перемещать денежные средства из одного валютного сектора в другой посредством обменных операций. Дополнительные связующие каналы способствую соединению местных денежных рынков с рынком евровалют. Благодаря чему заемщики и кредиторы владеют большей гибкостью и свободой, принимая участие в операциях международного денежного рынка по более реальной цене.[28]
Участие городов в выполнении тех или иных банковских и финансовых функций является предметом самостоятельного направления исследования, а также важнейшим критерием в плане определения и ранжирования международных и региональных финансовых центров.
Специальный обзор финансовых центров мира, которые названы «столицами капиталов», регулярно приводится в журнале The Economist. Современную ситуацию эксперты оценивают, как усиление поляризации между ведущими (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Гонконг, Париж, Франкфурт-на-Майне, Сингапур) и другими финансовыми центрами мира, к которым, например, относятся Чикаго, Цюрих, Сидней.
С другой стороны, МФЦ можно классифицировать по принципу историко-экономического развития:
- старые центры, становление которых было обусловлено рядом исторических и геополитических причин (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне);
- новые центры, развитие которых началось сравнительно недавно (10–20 лет назад) и их рост основан преимущественно на искусственном создании условий для стимулирования местной экономики (Сингапур, Гонконг, Дубай).[29]
Таким образом, мировые финансовые центры способствуют управлению потоками капитала в стране и за ее пределами, поэтому страны заинтересованы в их появлении и развитии.
2.3 Современные тенденции и последствия международной миграции капитала
К числу современных тенденций международной миграции капитала относятся следующие характеристики:
1. Экспорт частного капитала возрастает значительно быстрее вывоз государственного капитала.
2. Самым крупным импортером капитала является США.
3. Прослеживается тенденция перекрестной миграции капитала в рамках промышленно развитых стран.
Взаимное проникновение капитала между развитыми странами укрепляет экономические связи, а также сотрудничество между ними, способствующее углублению международной специализации и кооперации производства.[30]
4. К экспортерам капитала можно отнести такие развивающиеся страны как Сингапур, Республика Корея, Саудовская Аравия, Бразилия. Ведущие страны ОПЕК (например, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт) в основном экспортируют ссудный капитал (преимущественно в США). Тем временем у Республики Корея, Сингапура, Малайзии в активе экспорт предпринимательского капитала.
5. В процесс миграции капитала все больше вовлекаются бывшие социалистические страны, в частности Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР. В список включились также Россия и другие страны СНГ. Данная группа стран преимущественно импортирует капитал.
К основным, положительным последствиям экспорта капитала для стран, вывозящих его и в целом для мировой экономики относятся следующие:
1. Капитал пересекает границы с целью поиска благоприятных сфер его приложения и прироста в мировых масштабах, что способствует росту конкурентоспособности, в первую очередь, компаний — экспортеров капитала и в конечном счете национальной экономики.
2. Вывоз капитала – это одно из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда, способствующее углублению и интенсификации международной специализации, а также кооперации производства.
3. Миграция капитала между странами, увеличивает объемы их взаимного товарообмена, в том числе промежуточными продуктами между филиалами международных корпораций, придавая стимул развитию мировой торговли.
4. Глобализация мировой экономики и интеграция финансовых рынков обеспечивает международное воспроизводство капитала и повышает эффективность механизма международных экономических связей.
К основным, отрицательным последствиям для стран, экспортирующих капитал, относятся:
1. Без адекватного привлечения иностранных инвестиций, вывоз капитала за рубеж уменьшает внутренние капиталовложения, что отображается в определенном замедлении экономического развития стран, экспортирующих капитал.
2. Вывоз капитала отрицательно влияет на уровень занятости в стране, и способствует росту безработицы.
3. Экспорт капитала также отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса вывозящей капитал страны.
Несмотря на всё это, вывоз капитала обеспечивает более эффективное его использование, и в целом оказывает положительное влияние на экономику.[31]
Положительные последствия импорта капитала с точки зрения стран-реципиентов:
1. Регулируемый и сбалансированный импорт положительно отражается на экономическом росте страны — реципиента иностранного капитала, включая как количественный, так и качественный рост.
2. Сбалансированный импорт капитала создает новые рабочие места и снижает уровень безработицы.
3. Ввоз иностранного капитала влияет на иновационный рост в стране, а также способствует ускорению в стране НТП.
4. Приток иностранного капитала улучшает состояние платежного баланса страны-реципиента.[32]
Что касается отрицательных последствий:
1. Приток иностранного капитала, заменяя местный капитал либо пользуясь его бездействием, вытесняет и тем самым ослабляет местный бизнес из прибыльных отраслей. В итоге при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической и даже политической безопасности.
2. Импорт капитала часто связывается с продвижением на рынок страны-реципиента товаров, которые уже прошли свой жизненный цикл, а также сняты с производства из-за выявленных недоброкачественных свойств.
3. Импорт капитала может способствовать загрязнению окружающей среды (например, нефтехимия, целлюлозно-бумажное производство, черная и цветная металлургия).
4.Менее развитые страны импорт капитала может привести к определенной экономической и политической зависимости их от страны-экспортера.
5. Импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны.[33]
6. Из-за мировых и региональных финансовых кризисов, а также резкого оттока с фондовых рынков спекулятивного капитала, происходят серьезные нарушения стабильности валют и общей финансово-экономической ситуации в данной стране.
В качестве примера можно привести последствия мирового финансового кризиса 1997—1998 гг. в странах Юго-Восточной Азии, 'России, в странах Латинской Америки и для остального мира.[34]
7. Международными корпорации используют трансфертные цены, что ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.
Несмотря на имеющие место отрицательные последствия международная миграция капитала играет в целом стимулирующую роль в развитии мировой экономики.
2.4 Государственное и международное регулирование движения капитала
С учетом огромных масштабов международного движения капитала и растущей степени его воздействия на национальные экономики стран мира, данный процесс не может являться стихийным, к применению необходимы соответствующие меры и инструменты его регулирования.
В реальной практике существуют два вида регулирования международного движения капитала: государственное и международное.[35]
Важнейшей тенденцией в международном движении капитала, является активное воздействие государства на этот процесс. При этом государство осуществляет следующие основные функции:
1) регулирование;
2) контроль;
3) стимулирование.
Однако в государственном регулировании международного движения капитала есть определенное противоречие. С одной стороны, государства нацелены на то, чтобы снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой – стремятся принять меры по его ограничению.
Это касается, к примеру, прямых иностранных инвестиций, так как их осуществление связано с расширением прав собственности иностранных инвесторов или усилением контроля с их стороны за отечественными предприятиями, а значит, влияет и на национальные экономические интересы стран, принимающих капитал. Естественно, что в большинстве стран мира вывоз капитала за границу регулируется в меньше, чем приток капитала.[36]
В основе государственного регулирования международного движения капитала лежат национальные законы, постановления правительств и различного рода административные процедуры. Для решения вопросов по привлечению иностранных инвестиций государство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим принимающей стороны. То есть, условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и их предприятий должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов данной страны.
Однако иностранные инвестиции, как показывает практика, часто связаны с особыми, дополнительными политическими и коммерческими рисками, затратами, с которыми не сталкиваются резиденты — хозяйствующие субъекты страны, принимающей капитал.[37] В связи с этим в национальном законодательстве некоторых стран, которые принимают иностранные инвестиции, нередко предоставляются иностранным инвесторам дополнительные льготы:
• освобождение на определенный срок (от 2 до 10 лет) от налогов на доходы, прибыль и дивиденды;
• предоставление льготного режима налогообложения по отношению к реинвестициям (когда часть полученной прибыли снова вкладывается в развитие предприятия);
• льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграждений иностранных специалистов, которые привлекаются в инвестиционные проекты на контрактных началах;
• освобождение от таможенных пошлин постоянно и временно ввозимого имущества, оборудования и т.д., которое идет на развитие производства экспортной продукции (на внутреннем рынке страны, принимающей капитал) при условии, что это оборудование отсутствует.[38]
Главные участники процесса международного перелива капитала – это развитые страны с рыночной экономикой. Поэтому, расширяя «поле» своей инвестиционной деятельности и заинтересованность ею всё большего количества стран, развитые страны ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на более единообразный рыночный инвестиционный режим.
Важную роль в регулировании международного движения капитала играют страны базирования капитала, которые вместе со странами, принимающими капитал, часто оказывают поддержку иностранных инвестиций в различных формах, например: [39]
1) предоставление государственных гарантий;
2) страхование иностранных инвестиций;
3) урегулирование инвестиционных споров;