Файл: Механизм перераспределения мировых финансовых ресурсов (Теоретические основы международных финансовых ресурсов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- развитой правовой системой с четкой защитой прав собственности, эффективным регулированием и правовым применением;

- надежной судебной системой, пользующейся доверием участников рынка;

- удобным географическим положением;

- значимым местом страны в мировой системе хозяйства;

- устойчивым валютно-финансовым положением страны, стабильной валютой, обеспечивающей доверие иностранных инвесторов;

- наличием эффективных международных систем связи;

- наличием квалифицированных кадров, которые способны эффективно работать в финансовых институтах, инфраструктурных и консультационных организациях, а также в регулирующих органах.

Вышеперечисленные экономические, правовые и организационные факторы ограничивают круг национальных рынков, выполняющих международные операции. В результате конкуренции сложились мировые финансовые центры такие, как Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Люксембург, Франкфурт-на-Майне, Токио Сингапур и др. Они выступают центрами сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом и т.д.[27]

Международный финансовый рынок можно рассматривать как интегрированную рыночную систему с очень сильными связями между различными секторами. Эти связи проявляются в способности банков и других участников перемещать денежные средства из одного валютного сектора в другой посредством обменных операций. Дополнительные связующие каналы способствую соединению местных денежных рынков с рынком евровалют. Благодаря чему заемщики и кредиторы владеют большей гибкостью и свободой, принимая участие в операциях международного денежного рынка по более реальной цене.[28]

Участие городов в выполнении тех или иных банковских и финансовых функций является предметом самостоятельного направления исследования, а также важнейшим критерием в плане определения и ранжирования международных и региональных финансовых центров.

Специальный обзор финансовых центров мира, которые названы «столицами капиталов», регулярно приводится в журнале The Economist. Современную ситуацию эксперты оценивают, как усиление поляризации между ведущими (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Гонконг, Париж, Франкфурт-на-Майне, Сингапур) и другими финансовыми центрами мира, к которым, например, относятся Чикаго, Цюрих, Сидней.

С другой стороны, МФЦ можно классифицировать по принципу историко-экономического развития:


- старые центры, становление которых было обусловлено рядом исторических и геополитических причин (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне);

- новые центры, развитие которых началось сравнительно недавно (10–20 лет назад) и их рост основан преимущественно на искусственном создании условий для стимулирования местной экономики (Сингапур, Гонконг, Дубай).[29]

Таким образом, мировые финансовые центры способствуют управлению потоками капитала в стране и за ее пределами, поэтому страны заинтересованы в их появлении и развитии.

2.3 Современные тенденции и последствия международной миграции капитала

К числу современных тенденций международной миграции капитала относятся следующие характеристики:

1. Экспорт частного капитала возрастает значительно быстрее вывоз государственного капитала.

2. Самым крупным импортером капитала является США.

3. Прослеживается тенденция перекрестной миграции ка­питала в рамках промышленно развитых стран.

Взаимное проникновение капитала между развитыми странами укрепляет экономические связи, а также сотрудничест­во между ними, способствующее углублению международной специали­зации и кооперации производства.[30]

4. К экспортерам капитала можно отнести такие развиваю­щиеся страны как Сингапур, Республика Корея, Сау­довская Аравия, Бразилия. Ведущие страны ОПЕК (например, Сау­довская Аравия, ОАЭ, Кувейт) в основном экспортируют ссудный капитал (преимущественно в США). Тем временем у Республики Корея, Сингапура, Малайзии в активе экспорт предпринимательского ка­питала.

5. В процесс миграции капитала все больше вовлекаются бывшие социалистические страны, в частности Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР. В список включились также Россия и другие страны СНГ. Данная группа стран преимущественно импортирует капитал.

К основным, положительным последствиям экспорта капи­тала для стран, вывозящих его и в целом для мировой экономики относятся следующие:

1. Капитал пересекает границы с целью поиска благоприятных сфер его приложения и прироста в мировых масштабах, что способствует росту конкурентоспособности, в первую очередь, компаний — экспортеров капитала и в конечном счете национальной экономики.


2. Вывоз капитала – это одно из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда, спо­собствующее углублению и интенсификации международной специали­зации, а также кооперации производства.

3. Миграция капитала между странами, увеличивает объемы их вза­имного товарообмена, в том числе промежуточными продуктами между филиалами международных корпораций, придавая стимул развитию мировой торговли.

4. Глобализация мировой экономики и интеграция финансовых рынков обеспечивает международное воспроизводство капитала и повышает эффективность механизма международных экономических связей.

К основным, отрицательным последствиям для стран, экс­портирующих капитал, относятся:

1. Без адекватного привлечения иностран­ных инвестиций, вывоз капитала за рубеж уменьшает внутренние капиталовложе­ния, что отображается в определенном замедлении экономического развития стран, экспортирующих капитал.

2. Вывоз капитала отрицательно влияет на уровень занятости в стране, и способствует росту безработицы.

3. Экспорт капитала также отрицательно сказывается на состоянии пла­тежного баланса вывозящей капитал страны.

Несмотря на всё это, вывоз капитала обеспечивает более эффективное его использование, и в целом оказывает положительное влияние на экономику.[31]

Положительные последствия импорта капитала с точки зрения стран-реципиентов:

1. Регулируемый и сбалансированный импорт положительно отражается на эконо­мическом росте страны — реципиента иностранного капитала, включая как количественный, так и качественный рост.

2. Сбалансированный импорт капита­ла создает новые рабочие места и снижает уровень безработицы.

3. Ввоз иностранного капитала влияет на иновационный рост в стране, а также способствует ускорению в стране НТП.

4. Приток иностранного капитала улучшает состояние пла­тежного баланса страны-реципиента.[32]

Что касается отрицательных последствий:

1. Приток иностранного капитала, заменяя местный капитал либо пользуясь его бездействием, вытесняет и тем самым ослабляет местный бизнес из прибыльных отраслей. В итоге при определенных услови­ях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономиче­ской и даже политической безопасности.

2. Импорт капитала часто связывается с продвижением на рынок страны-ре­ципиента товаров, которые уже прошли свой жизненный цикл, а также сняты с про­изводства из-за выявленных не­доброкачественных свойств.


3. Импорт капитала может способствовать загрязнению окружающей среды (например, нефтехимия, целлюлозно-бу­мажное производство, черная и цветная металлургия).

4.Менее развитые страны импорт капитала может привести к определенной экономической и политической зависи­мости их от страны-экспортера.

5. Импорт ссудного капитала ведет к уве­личению внешней задолженности страны.[33]

6. Из-за мировых и региональ­ных финансовых кризисов, а также резкого от­тока с фондовых рынков спекулятивного капитала, происходят серьезные нарушения стабиль­ности валют и общей финансово-эконо­мической ситуации в данной стране.

В качестве примера можно привести по­следствия мирового финансового кризи­са 1997—1998 гг. в странах Юго-Восточ­ной Азии, 'России, в странах Латинской Америки и для остального мира.[34]

7. Международными кор­порации используют трансфертные цены, что ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.

Несмотря на имеющие место отрицательные последствия международ­ная миграция капитала играет в целом стимулирующую роль в раз­витии мировой экономики.

2.4 Государственное и международное регулирование движения капитала

С учетом огромных масштабов международного движения капитала и растущей степени его воздействия на национальные экономики стран мира, данный процесс не может являться стихийным, к применению необходимы соответствующие меры и инструменты его регулирования.

В реальной практике существуют два вида регулирования международного движения капитала: государственное и международное.[35]

Важнейшей тенденцией в международном движении капитала, является активное воздействие государства на этот процесс. При этом государство осуществляет следующие основные функции:
1) регулирование;
2) контроль;
3) стимулирование.

Однако в государственном регулировании международного движения капитала есть определенное противоречие. С одной стороны, государства нацелены на то, чтобы снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой – стремятся принять меры по его ограничению.

Это касается, к примеру, прямых иностранных инвестиций, так как их осуществление связано с расширением прав собственности иностранных инвесторов или усилением контроля с их стороны за отечественными предприятиями, а значит, влияет и на национальные экономические интересы стран, принимающих капитал. Естественно, что в большинстве стран мира вывоз капитала за границу регулируется в меньше, чем приток капитала.[36]


В основе государственного регулирования международного движения капитала лежат национальные законы, постановления правительств и различного рода административные процедуры. Для решения вопросов по привлечению иностранных инвестиций государство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим принимающей стороны. То есть, условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и их предприятий должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов данной страны.

Однако иностранные инвестиции, как показывает практика, часто связаны с особыми, дополнительными политическими и коммерческими рисками, затратами, с которыми не сталкиваются резиденты — хозяйствующие субъекты страны, принимающей капитал.[37] В связи с этим в национальном законодательстве некоторых стран, которые принимают иностранные инвестиции, нередко предоставляются иностранным инвесторам дополнительные льготы:

• освобождение на определенный срок (от 2 до 10 лет) от налогов на доходы, прибыль и дивиденды;

• предоставление льготного режима налогообложения по отношению к реинвестициям (когда часть полученной прибыли снова вкладывается в развитие предприятия);

• льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграждений иностранных специалистов, которые привлекаются в инвестиционные проекты на контрактных началах;

• освобождение от таможенных пошлин постоянно и временно ввозимого имущества, оборудования и т.д., которое идет на развитие производства экспортной продукции (на внутреннем рынке страны, принимающей капитал) при условии, что это оборудование отсутствует.[38]

Главные участники процесса международного перелива капитала – это развитые страны с рыночной экономикой. Поэтому, расширяя «поле» своей инвестиционной деятельности и заинтересованность ею всё большего количества стран, развитые страны ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на более единообразный рыночный инвестиционный режим.

Важную роль в регулировании международного движения капитала играют страны базирования капитала, которые вместе со странами, принимающими капитал, часто оказывают поддержку иностранных инвестиций в различных формах, например: [39]
1) предоставление государственных гарантий;
2) страхование иностранных инвестиций;
3) урегулирование инвестиционных споров;