Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Понятие и сущность налогового учёта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В то же время в более широком смысле налоговый учет является системой определения облагаемой базы по всем налогам, сборам, страховым взносам, предусмотренным налоговым законодательством РФ.

И поэтому в Учетной политике организации в целях налогообложения вопросы учета налогов и сборов не ограничиваются одним лишь налогом на прибыль. Налоговая Учетная политика дополняет правовые основы налогового учета определенного налогоплательщика, устанавливая конкретные способы и приемы ведения налогового учета в тех случаях, когда по тем или иным вопросам предусмотрена вариативность или какие-то аспекты не урегулированы нормативно на должном уровне, а отданы на усмотрение организации.

Актуальность данной темы заключается в том, что налоговый учет позволяет налогоплательщику правильно рассчитать свои налоговые обязательства. Ведь порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов определяется правилами не бухгалтерского, а налогового учета. Поэтому если не вести налоговый учет, т. е. не определять объект налогообложения, не исчислять налоговую базу, не руководствоваться предусмотренным налоговым законодательством порядком исчисления налогов, а также не соблюдать порядок и сроки уплаты налога, налогоплательщик не сможет выполнять свою главную обязанность – оплачивать, законно установленные, налоги.

Целью данной работы является, рассмотреть основные этапы формирование налогового учета в России.

Задачи исследования:

- раскрыть понятие и сущность налогового учета;

- дать характеристику основных элементов системы налогового учета;

- рассмотреть принципы ведения налогового учёта;

- изучить историю формирования налоговой системы России

- выделить основные этапы формирования налогового учета в России;

- проанализировать перспективы развития налогового учета в 2018 году.

Объект исследования является налоговый учет. Предмет исследования: основные этапы и перспективы формирования налогового учета в России.

Для написания курсовой работы была использована следующая литература: налоговый кодекс и законодательство Российской Федерации, книжные издания - труды отечественных деятелей, кандидатов юридических экономических наук и ученых, исследуемых специфику освещения данного вопроса, а так же периодические печатные издания и проверенные интернет источники.


Хронологические рамки исследования составляют период с 2012 года – по 2017 год.

Общими методами, с помощью которых  проводилось исследование, явились  методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения, анализа временных  рядов и прогнозирования.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Основные теоретические аспекты налогового учета

1.1 Понятие и сущность налогового учёта

В налоговом законодательстве имеются определенные мероприятия, где налогоплательщик регистрируется налоговым органом и которые накапливают сведения о нем для внесения в базу единого государственного реестра, эти мероприятия и называются — налоговый учет.

Проще, это базис строящихся взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Каждому налогоплательщику, зарегистрированному налоговой полицией, присваивается один из уникальных идентификационных номеров – ИНН.

Когда у налогоплательщика не имеется своего номера, и он не предоставляет объема должной информации в инспекцию, то налоговому органу не удается провести контроль оборота его денежных средств, выявить в его деятельности разного рода нарушения и подвергнуть штрафу.

Налоговый учет ведет единый государственный реестр налогоплательщиков, кроме того в нем происходит документооборот по уплате налогов и сборов. Следственно, налоговому учету присваивается одна из верховных функций налогового органа.

Исполняя учет, налоговая служба овладевает информацией, необходимой для проведения проверок, которые применяются лишь по отношению к налогоплательщикам (организации, физического лица) и налоговым агентам и провести их в праве лишь налоговый орган.

Проверки носят неукоснительный характер для каждого налогоплательщика. Налоговым учётом лишь обобщается информация, а собрать и зарегистрировать ее это проблема бухучёта.

Задача налогового учета в том, чтобы выявить и вычислить на конкретную дату сумму, какую требуется внести в бюджет и размер долга перед ним.

Показания налогового учета не находят отражения в счетах бухучета. Они подтверждаются, предоставив налогоплательщиком оригиналы первичной документации, аналитического регистра, расчёта налоговой базы.


  • объемно и доподлинно информировать о суммах доходной и расходной частей денежных средств, имеющихся у плательщиков, которые определят величину налоговой базы на отчетный период;
  • осведомлять внутренних (администрация организации) и внешних (налоговая служба и консультант по налоговому вопросу) пользователей всем объёмом и актуальностью подсчета и платежа налога в бюджет;
  •  снабжать внутреннего потребителя сведениями, позволяющими свести к минимуму налоговый риск и оптимизировать налог.

Сгруппировав показания первичной документации, достигают целей налогового учёта. Взяв за первооснову показания учета, и произведя вычисления по налоговой базе отдельного отчетного периода, налогоплательщики полновластно разрабатывают теорию налогового учета.

Надлежащим приказом или распоряжением, руководители организаций или предприятий утверждают регламент, при котором ведется налоговый учет. Налоговый и прочий органы не уполномочены установить относительно налогоплательщиков документы единого и непременного образца.

Изменять регламент учета отдельной хозяйственной операции и (или) объекта в целях налогообложения налогоплательщики вправе лишь при корректировке законодательства или используемых способов учета.

В показателях налогового учета отражено

  • как формируется доходная и расходная статья;
  • как определяются проценты издержек ;
  • как предопределяется величина остатка расхода (издержки);
  • как образуется совокупность составляемого резерва;
  • как выверяется сумма неуплаты по расчету с бюджетом по налогу.[1]

Существует несколько вариантов исполнения налогового учета: независимо (отдельно от бухучёта) и базируясь на показания бухучёта. Этот вариант легче и более часто применим.

Данные налогового учета являются секретными. Все, кто имеет доступ к такой информации, обязаны сохранять налоговую тайну в секрете.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов.[2]

В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.[3]


Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политикудля целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.[4]

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

– наименование регистра;

– период (дату) составления;

– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

– наименование хозяйственных операций;

– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.[5]


Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.[6]

​​​​​​​1.2 Основные элементы системы налогового учета

Налоговый учет – это такая организованная структура, порядок ведения которой контролируется учетной политикой. Таковая подбирается с учетом целей уплаты налогов. По предприятию издается специальное распоряжение или приказ генеральным директором или другим руководителем. В соответствии с этим актом бухгалтерия производит дальнейшие операции по учету налогов. Органы, контролирующие уплату налогов, а также иные смежные, не вправе навязывать свои формы учета.

Информация по налогам внутри компании должна быть достаточно полной, чтобы из нее можно было делать выводы о величине расходов, доходов предприятия. Эти же данные используются, чтобы определить, насколько велики те расходы, которые облагаются налогами в отчетном периоде, актуальные в настоящее время.

Налоговый учет – это:

  • величина остатка;
  • порядок формирования резерва;
  • налоговая задолженность перед бюджетом.

При применении упрощенной схемы налоговый учет – это всего лишь ведение Книги учета, где отражаются все операции прибыли и убыли финансов. Сокращенное наименование – КУДИР.

Это важно: хотя система предполагает упрощённые процедуры, тем не менее ведение книги строго регламентировано: все записи должны вноситься поочередно, весь год, без пропусков и перестановок местами. В хронологическом порядке необходимо заполнять и все прочие первичные документы, в которых отражаются операции предприятия, совершенные в пределах года.

Налоговый учет налогов допускается осуществляться на простом бланке, печатаемом в типографиях – эта форма одинакова для всех организаций. Но бумажная документация – это не обязательное требование, можно отражать все операции и в электронном виде.

Как правило, начинающие предприниматели не знают, входит ли в их круг обязанностей формировать регистры. По текущим нормативам НК налоговый учет налогов не предполагает ведения никаких регистров, если вы зарегистрировались для упрощенного порядка учета процедур. Достаточно вести упомянутую выше книгу. Именно она и играет роль главного реестра.