Файл: Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие бизнес-тренинга. Основные задачи бизнес – тренинга в организации.
1.2 Бизнес тренинги – основные виды бизнес обучения
2. Роль бизнес-тренинга в адаптации персонала к организационным изменениям.
2.1 На чем должен основываться корпоративный бизнес-тренинг
Учитывая высокую эффективность подобных мероприятий, не удивительно, что многие успешные компании ведут активный поиск специалистов, которые бы разрабатывали и проводили корпоративные тренинги для их сотрудников.
1.2 Бизнес тренинги – основные виды бизнес обучения
В переводе с английского понятие тренинг, означает «воспитывать или обучать». По своей сути это методика обучения в активной форме, которая направлена не только на развитие определенных знаний и получения определенных навыков, но и их закрепление и последующее применение.
Тренинги проводят практически во всех сферах деятельности, но особой популярностью они пользуются в бизнес среде, как один из самых эффективных видов обучения. Одной из причин такой популярности стало уникальное свойство самой технологии, которая позволяет не только получить информацию, но и закрепить ее, научиться применять полученные знания на практике.
Не смотря на то, что тренинги относят к современной методике обучения, сама технология была разработана задолго до нынешних бизнес коучев и тренеров. Первым опыт предков использовал великий Карнеги в 1912 году в своей программе по приобретению навыков выступлений на публике. В середине прошлого века методика проведения тренингов была значительно улучшена. А в качестве инновации можно рассматривать создание тренинговых групп, которые успешно функционируют и сегодня.
Экономический рост, а также появление новых видов бизнеса и новых способов его ведения способствовали развитию отрасли бизнес тренингов, задача которых не просто сводилась к обучению в общем, а стала более узкоспециализированной (для каждой бизнес-отрасли или сферы деятельности). Сегодня бизнес тренинги не только перестали быть редкостью, но и по количеству предложений на рынке могут поставить в тупик даже опытного HR
Для того чтобы разбираться в видах и типах обучающих программ, тренинги разделили на:
- навыковые, целью проведения которых, является формирование навыка или системы навыков с их последующей отработкой и доведением до автоматизма.;
- психотерапевтические, цель которых – изменение определенных установок сознания. Благодаря прохождению можно избавиться от стереотипного мышления и поведения;
- социально-психологические, направлены с одной стороны на изменение стереотипных установок, а с другой – на формирование новых полезных навыков;
- бизнес тренинги как таковые, которые могут проводиться внешними тренерами или внутренними (состоящими в штате компании).
Последним словом в сфере обучения стал формат «бизнес мастерской». Чем отличается бизнес мастерская от обычного тренинга? Тем, что в мастерской участники процесса сами формируют и разрабатывают свою программу. Цель работы мастерской не приобретение новых навыков, а переосмысление уже усвоенных. Согласно статистике по эффективности метод превосходит все существующие виды бизнес тренингов.
Выводы по главе 1
Бизнес-тренинг помогает правильно сформировать определенные профессиональные навыки, поэтому данное мероприятие является своеобразными инвестициями, которые позволяют повысить текущий потенциал организации. Стоит отметить, что наиболее развитые западные бизнес-компании не используют услуг тренинговых центров, а принимают в штат личного бизнес-тренера, который работает с персоналом на постоянной основе.
Современные внешние условия (политика, экономика, технология, социум) меняются с очень высокой скоростью: то, что действовало еще вчера, уже не действует сегодня; то, что не подходило ко вчерашним условиям, приносит хорошие результаты в сегодняшней ситуации. Для выживания и эффективного развития необходимо, чтобы компания умела оценивать адекватно внешние факторы, предвидеть последствия и вырабатывать новые способы взаимодействия со средой, то есть меняться
Тренинг изменений – это полезное корпоративное мероприятие в ситуации, когда меняются либо условия рынка (политическая обстановка, экономическая и т.п.), либо внутренняя среда организации (смена стратегии развития, смена руководства и т.д.).
Тренинг изменений решает две задачи:
- Развитие гибкости мышления, внутренней свободы, способностей адаптации персонала.
- Принятие новых условий, выработка новых моделей взаимодействия и профессиональной деятельности в меняющихся условиях.
2. Роль бизнес-тренинга в адаптации персонала к организационным изменениям.
Процесс поиска, найма и замены сотрудника предполагает достаточно большие затраты времени и финансовых средств организации. Часто собственник тратит много денег на подбор необходимого компании узкопрофильного специалиста, который требуется предприятию для достижения конкретной стратегической цели. Но абсолютно у каждого нового работника есть период адаптации на новом рабочем месте.
Адаптация – это обоюдный процесс восприятия, оценки и приспособления как нового сотрудника к предприятию-работодателю, так и предприятия к работнику. Этот этап проходит в разных компаниях по-разному, многое зависит и от индивидуальности сотрудника. Срок его варьируется от 2-х недель до полутора месяцев. В этот период работа ведется под контролем HR-отдела. Одна из его функций – профориентация кандидата в самом начале его деятельности и правильное определение его способностей и возможностей.
Целями адаптации являются:
- Сокращение издержек. Пока новый работник сложно и долго разбирается с тем, как работает предприятие, он трудится малоэффективно и не дает результат, который необходим для роста прибыли компании. Трудовая деятельность любого работника должна быть результативна.
- Снижение уровня неопределенности новичка на рабочем месте.
- Сокращение текучести кадров. Если новый работник чувствует себя некомфортно и неуверенно, он, скорее всего, уволится в течение короткого времени.
- Рост лояльности компании-работодателя в HR-сфере, среди потенциальных сотрудников и внутри компании.
- Экономия ценного времени непосредственного руководителя нового сотрудника и остальных работников отдела. Необходимость тратить время на неуверенного и сомневающегося работника, который не приспособился к новому месту, не позволяет работать в правильном режиме. Тем самым сбивается график и снижается эффективность работы всего отдела
2.1 На чем должен основываться корпоративный бизнес-тренинг
В таких условиях и обучение, в том числе посредством корпоративных тренингов, не возымеет позитивного эффекта, так как у него не будет единой базы целей и задач. Согласованность организации на практике выстраивается на нескольких уровнях:
- Философия компании – это совокупность ценностей и убеждений, которые определяют, какие направления поведения считаются правильными, а какие – неприемлемыми. Например, «Мы производим товары высокого качества. Удовлетворенность наших клиентов – наша награда и залог нашего успеха. Мы дорожим нашими сотрудниками».
- Миссия компании выражает то, чем компания непосредственно занимается, что именно отличает ее от других подобных: «Мы производим самый вкусный чай в Украине и делаем его доступным каждому». Важно, чтобы все сотрудники знали, в чем состоит миссия компании, а также какова в этой системе миссия каждого конкретного отдела.
- Видение – это образ того, что будет с компанией в будущем, к чему она идет. «Очень скоро каждый человек в стране будет наслаждаться нашими чаями и предпочитать их всем прочим».
- Цели – это то, что естественно следует из вышеперечисленного. Цель определяет, как в количественных и временных категориях должно воплощаться достижение желаемого будущего компании: прибыль, уровень продаж, доля рынка и так далее.
- Политика – это план мероприятий, работающих на достижение целей. Включает подробную стратегию, какими средствами и способами они будут достигаться, на всех уровнях от высшего к низшему.
Естественно, что обучение персонала должно быть подчинено этой иерархии целей и задач, так как его смысл в содействии достижению задуманного. Задумывая систему корпоративных тренингов, всё вышеперечисленное обязательно надо знать, так как именно на этой основе выявляются потребности в корпоративном тренинге, определяются его цели, методы и критерии их достижения. На этой базе составляется более или менее долгосрочная комплексная программа корпоративных тренингов.
И философия, и стратегия корпоративного тренинга в каждом конкретном случае должна соответствовать философии и стратегии компании.
Что следует учесть, разрабатывая комплексную программу корпоративного бизнес-тренинга?
Кроме того, для эффективности обучения в корпоративном тренинге важно, чтобы оно как можно более естественно встраивалось в трудовой процесс как таковой.
Цикл комплексного корпоративного тренинга обычно длится около года, и следует распределять тематику и нагрузку по этому сроку в логической последовательности, а также соблюдая актуальную приоритетность в выборе сотрудников, нуждающихся в тренинге.
При хорошей оценке всех предпосылок и должного соответствия программ корпоративного тренинга потребностям компании, а также следовании стандартным схемам создания и подготовки тренинга, он станет неоценимой частью развития организации.
2.2 Психологический портрет личности бизнес-тренера
Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.
Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.
Психология - и академическая, и практическая, - имеет много направлений. В одних из них само понятие "психологический портрет" чужеродно, лишнее. В других - существует и имеет разные оттенки смысла.
Попробую ответить как понимаю. Среди множества теорий личности существует группа теорий черт. В их рамках считается, что людей можно типировать, описывать - по определённым чертам характера, предпочтениям в поведении, особенностям физиологии нервной системы и пр. То есть определили у конкретного человека ряд важных черт - и тогда можем этого конкретного человека хорошо понимать, прогнозировать его поведение, направленно влиять на него.
Львиная доля подготовки студентов-психологов в России - как раз обучение тестированиям, тестированиям, тестированиям... Амтхауэр-Кеттелл-Майерс-Бриггс-Торренс-...
Правда, социальная психология сильно гадит: она матюгается "фундаментальной ошибкой атрибуции". Вот-вот, именно про Веру в Тесты. Социальные психологи обращают внимание, что ожидать от человека определённого поведения в конкретных ситуациях оттого, что он "такой-то", у него такие-то черты, характер и пр. - фундаментальная ошибка.
Потому что реальное поведение в огромной степени зависит не от черт человека, а от ситуации, в которой он находится.
Выводы по главе 2
Целями адаптации персонала являются:
- Сокращение издержек. Пока новый работник сложно и долго разбирается с тем, как работает предприятие, он трудится малоэффективно и не дает результат, который необходим для роста прибыли компании. Трудовая деятельность любого работника должна быть результативна.
- Снижение уровня неопределенности новичка на рабочем месте.
- Сокращение текучести кадров. Если новый работник чувствует себя некомфортно и неуверенно, он, скорее всего, уволится в течение короткого времени.
- Рост лояльности компании-работодателя в HR-сфере, среди потенциальных сотрудников и внутри компании.
- Экономия ценного времени непосредственного руководителя нового сотрудника и остальных работников отдела. Необходимость тратить время на неуверенного и сомневающегося работника, который не приспособился к новому месту, не позволяет работать в правильном режиме. Тем самым сбивается график и снижается эффективность работы всего отдела
Цикл комплексного корпоративного тренинга обычно длится около года, и следует распределять тематику и нагрузку по этому сроку в логической последовательности, а также соблюдая актуальную приоритетность в выборе сотрудников, нуждающихся в тренинге.