Файл: Бизнес-тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая высокую эффективность подобных мероприятий, не удивительно, что многие успешные компании ведут активный поиск специалистов, которые бы разрабатывали и проводили корпоративные тренинги для их сотрудников.

1.2 Бизнес тренинги – основные виды бизнес обучения

В переводе с английского понятие тренинг, означает «воспитывать или обучать». По своей сути это методика обучения в активной форме, которая направлена не только на развитие определенных знаний и получения определенных навыков, но и их закрепление и последующее применение. 

Тренинги проводят практически во всех сферах деятельности, но особой популярностью они пользуются в бизнес среде, как один из самых эффективных видов обучения. Одной из причин такой популярности стало уникальное свойство самой технологии, которая позволяет не только получить информацию, но и закрепить ее, научиться применять полученные знания на практике.


Не смотря на то, что тренинги относят к современной методике обучения, сама технология была разработана задолго до нынешних бизнес коучев и тренеров. Первым опыт предков использовал великий Карнеги в 1912 году в своей программе по приобретению навыков выступлений на публике. В середине прошлого века методика проведения тренингов была значительно улучшена. А в качестве инновации можно рассматривать создание тренинговых групп, которые успешно функционируют и сегодня. 

Экономический рост, а также появление новых видов бизнеса и новых способов его ведения способствовали развитию отрасли бизнес тренингов, задача которых не просто сводилась к обучению в общем, а стала более узкоспециализированной (для каждой бизнес-отрасли или сферы деятельности). Сегодня бизнес тренинги не только перестали быть редкостью, но и по количеству предложений на рынке могут поставить в тупик даже опытного HR


Для того чтобы разбираться в видах и типах обучающих программ, тренинги разделили на: 


- навыковые, целью проведения которых, является формирование навыка или системы навыков с их последующей отработкой и доведением до автоматизма.; 

- психотерапевтические, цель которых – изменение определенных установок сознания. Благодаря прохождению можно избавиться от стереотипного мышления и поведения;


- социально-психологические, направлены с одной стороны на изменение стереотипных установок, а с другой – на формирование новых полезных навыков; 

- бизнес тренинги как таковые, которые могут проводиться внешними тренерами или внутренними (состоящими в штате компании).



Последним словом в сфере обучения стал формат «бизнес мастерской». Чем отличается бизнес мастерская от обычного тренинга? Тем, что в мастерской участники процесса сами формируют и разрабатывают свою программу. Цель работы мастерской не приобретение новых навыков, а переосмысление уже усвоенных. Согласно статистике по эффективности метод превосходит все существующие виды бизнес тренингов.

Выводы по главе 1

Бизнес-тренинг помогает правильно сформировать определенные профессиональные навыки, поэтому данное мероприятие является своеобразными инвестициями, которые позволяют повысить текущий потенциал организации. Стоит отметить, что наиболее развитые западные бизнес-компании не используют услуг тренинговых центров, а принимают в штат личного бизнес-тренера, который работает с персоналом на постоянной основе.

Современные внешние условия (политика, экономика, технология, социум) меняются с очень высокой скоростью: то, что  действовало еще вчера, уже не действует сегодня; то, что не подходило ко вчерашним условиям, приносит хорошие результаты в сегодняшней ситуации.  Для выживания и эффективного развития необходимо, чтобы компания  умела оценивать адекватно внешние факторы, предвидеть последствия и вырабатывать новые способы взаимодействия со средой, то есть меняться

Тренинг изменений – это полезное корпоративное мероприятие в ситуации, когда меняются либо условия рынка (политическая обстановка, экономическая  и т.п.), либо внутренняя среда организации  (смена стратегии развития, смена  руководства и т.д.).

Тренинг изменений  решает две задачи:

  1. Развитие гибкости мышления, внутренней свободы, способностей адаптации персонала.
  2. Принятие новых условий, выработка новых моделей взаимодействия и профессиональной деятельности  в меняющихся  условиях.

2. Роль бизнес-тренинга в адаптации персонала к организационным изменениям.

Процесс поиска, найма и замены сотрудника предполагает достаточно большие затраты времени и финансовых средств организации. Часто собственник тратит много денег на подбор необходимого компании узкопрофильного специалиста, который требуется предприятию для достижения конкретной стратегической цели. Но абсолютно у каждого нового работника есть период адаптации на новом рабочем месте.


Адаптация – это обоюдный процесс восприятия, оценки и приспособления как нового сотрудника к предприятию-работодателю, так и предприятия к работнику. Этот этап проходит в разных компаниях по-разному, многое зависит и от индивидуальности сотрудника. Срок его варьируется от 2-х недель до полутора месяцев. В этот период работа ведется под контролем HR-отдела. Одна из его функций – профориентация кандидата в самом начале его деятельности и правильное определение его способностей и возможностей.

Целями адаптации являются:

  1. Сокращение издержек. Пока новый работник сложно и долго разбирается с тем, как работает предприятие, он трудится малоэффективно и не дает результат, который необходим для роста прибыли компании. Трудовая деятельность любого работника должна быть результативна.
  2. Снижение уровня неопределенности новичка на рабочем месте.
  3. Сокращение текучести кадров. Если новый работник чувствует себя некомфортно и неуверенно, он, скорее всего, уволится в течение короткого времени.
  4. Рост лояльности компании-работодателя в HR-сфере, среди потенциальных сотрудников и внутри компании.
  5. Экономия ценного времени непосредственного руководителя нового сотрудника и остальных работников отдела. Необходимость тратить время на неуверенного и сомневающегося работника, который не приспособился к новому месту, не позволяет работать в правильном режиме. Тем самым сбивается график и снижается эффективность работы всего отдела

2.1 На чем должен основываться корпоративный бизнес-тренинг

В таких условиях и обучение, в том числе посредством корпоративных тренингов, не возымеет позитивного эффекта, так как у него не будет единой базы целей и задач. Согласованность организации на практике выстраивается на нескольких уровнях:

  • Философия компании – это совокупность ценностей и убеждений, которые определяют, какие направления поведения считаются правильными, а какие – неприемлемыми. Например, «Мы производим товары высокого качества. Удовлетворенность наших клиентов – наша награда и залог нашего успеха. Мы дорожим нашими сотрудниками».
  • Миссия компании выражает то, чем компания непосредственно занимается, что именно отличает ее от других подобных: «Мы производим самый вкусный чай в Украине и делаем его доступным каждому». Важно, чтобы все сотрудники знали, в чем состоит миссия компании, а также какова в этой системе миссия каждого конкретного отдела.
  • Видение – это образ того, что будет с компанией в будущем, к чему она идет. «Очень скоро каждый человек в стране будет наслаждаться нашими чаями и предпочитать их всем прочим».
  • Цели – это то, что естественно следует из вышеперечисленного. Цель определяет, как в количественных и временных категориях должно воплощаться достижение желаемого будущего компании: прибыль, уровень продаж, доля рынка и так далее.
  • Политика – это план мероприятий, работающих на достижение целей. Включает подробную стратегию, какими средствами и способами они будут достигаться, на всех уровнях от высшего к низшему.

Естественно, что обучение персонала должно быть подчинено этой иерархии целей и задач, так как его смысл в содействии достижению задуманного. Задумывая систему корпоративных тренингов, всё вышеперечисленное обязательно надо знать, так как именно на этой основе выявляются потребности в корпоративном тренинге, определяются его цели, методы и критерии их достижения. На этой базе составляется более или менее долгосрочная комплексная программа корпоративных тренингов.

И философия, и стратегия корпоративного тренинга в каждом конкретном случае должна соответствовать философии и стратегии компании.

Что следует учесть, разрабатывая комплексную программу корпоративного бизнес-тренинга?

Кроме того, для эффективности обучения в корпоративном тренинге важно, чтобы оно как можно более естественно встраивалось в трудовой процесс как таковой.

Цикл комплексного корпоративного тренинга обычно длится около года, и следует распределять тематику и нагрузку по этому сроку в логической последовательности, а также соблюдая актуальную приоритетность в выборе сотрудников, нуждающихся в тренинге.

При хорошей оценке всех предпосылок и должного соответствия программ корпоративного тренинга потребностям компании, а также следовании стандартным схемам создания и подготовки тренинга, он станет неоценимой частью развития организации.

2.2 Психологический портрет личности бизнес-тренера

Используя различные методики можно составить психологический портрет личности человека, даже не зная его. Такие портреты личности часто используют при приеме на работу, даже в брачных агенствах для подбора пары. Использовать можно различные методики, я выбрала самые популярные тесты, которые гарантируют высокую валидность: 16 факторный опросник Кеттела, мотивационный опросник Мехрабиана, опросник личностных качеств Айзенка и др.

Исследуются обычно: личностная сфера — особенности характера, коммуникативная сфера, интеллектуальная. Анализируются склонности к той или иной деятельности, виды мотивации и т.д. На основе полученных данных можно сделать общее заключение о человеке и дать определенные рекомендации. Справедливости ради надо сказать, что тестировать можно несколько направлений и обычно, психолог, выбирает те направления, которые актуальны для испытуемого. Для определения тех или иных качеств характера есть определенные тесты, методики, которые состоят из большого числа вопросов и/или заданий так, например, тестировать можно по шкалам креативности, самооценки, невротизации и прочее.


Психология - и академическая, и практическая, - имеет много направлений. В одних из них само понятие "психологический портрет" чужеродно, лишнее. В других - существует и имеет разные оттенки смысла.

Попробую ответить как понимаю. Среди множества теорий личности существует группа теорий черт. В их рамках считается, что людей можно типировать, описывать - по определённым чертам характера, предпочтениям в поведении, особенностям физиологии нервной системы и пр. То есть определили у конкретного человека ряд важных черт - и тогда можем этого конкретного человека хорошо понимать, прогнозировать его поведение, направленно влиять на него.

Львиная доля подготовки студентов-психологов в России - как раз обучение тестированиям, тестированиям, тестированиям... Амтхауэр-Кеттелл-Майерс-Бриггс-Торренс-...

Правда, социальная психология сильно гадит: она матюгается "фундаментальной ошибкой атрибуции". Вот-вот, именно про Веру в Тесты. Социальные психологи обращают внимание, что ожидать от человека определённого поведения в конкретных ситуациях оттого, что он "такой-то", у него такие-то черты, характер и пр. - фундаментальная ошибка.

Потому что реальное поведение в огромной степени зависит не от черт человека, а от ситуации, в которой он находится.

Выводы по главе 2

Целями адаптации персонала являются:

  1. Сокращение издержек. Пока новый работник сложно и долго разбирается с тем, как работает предприятие, он трудится малоэффективно и не дает результат, который необходим для роста прибыли компании. Трудовая деятельность любого работника должна быть результативна.
  2. Снижение уровня неопределенности новичка на рабочем месте.
  3. Сокращение текучести кадров. Если новый работник чувствует себя некомфортно и неуверенно, он, скорее всего, уволится в течение короткого времени.
  4. Рост лояльности компании-работодателя в HR-сфере, среди потенциальных сотрудников и внутри компании.
  5. Экономия ценного времени непосредственного руководителя нового сотрудника и остальных работников отдела. Необходимость тратить время на неуверенного и сомневающегося работника, который не приспособился к новому месту, не позволяет работать в правильном режиме. Тем самым сбивается график и снижается эффективность работы всего отдела

Цикл комплексного корпоративного тренинга обычно длится около года, и следует распределять тематику и нагрузку по этому сроку в логической последовательности, а также соблюдая актуальную приоритетность в выборе сотрудников, нуждающихся в тренинге.