Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основой развитого государства деляют крупные , а наличие капитала оказывает воздействие на уровень потенциала и про­изводственных , не менее составляющей развитой системы является предпринимательство. Оно представляет наиболее , динамичную и массовую организации предприятий. в этом секторе и находится в основная масса ресурсов, которые питательной средой экономики страны. Границы предпринимательства зависят от установленных госу органами или представительными критериев (показате), конституирующих сущность понятия.

и средние предприятия () в развитых странах важнейший сектор на экономики. крупные предпри определяют уровень и производственного потенциала , то малые и предприятия, являясь массовой формой жизни, обеспечивают ально-экономическую развития. О значимости МСП для стран можно по приведенным данным (. 1) [3].

Таблица 1

МСП в экономике некоторых на 2005-2010 гг.

Страны

МСП в общей численности (%)

Доля МСП в ВВП

Великобритания

52

53-56

69

55-57

США

53

50-52

78

52-55

Венгрия

65

Польша

60

Россия

13

10-11

малого и среднего ства отличается динамичностью, инновационной активности, стью к быстрому новых производств и к новых мест. Например, в США за десятилетие XX в. примерно 55 % инноваций и около 75 % рабочих были созданы в предпринимательства. При этом капиталовложений примерно в 9 раз , чем в сфере бизнеса [6]. Быстрый и рост малых и предприятий в этих объясняется правительства в развитии сектора экономики вовлечения насе в творческую деятельность. В рассматриваемых можно заметить сходных черт в госу поддержки сектора МСП, что обу мощным влиянием экономической и активностью ных организаций, специализирующихся в совой, технической и помощи. Поэтому присмотреться к рассматриваемых стран [6].

В практике малое и предпринимательство как единое яв, и поэтому к его объектам термин «малое и предприятие», а к этому экономики термины: «малое и предпринимательство», «малый и бизнес», «малое », «малый », как наиболее часто в законодательстве и научной . Высокий уровень малого является необходимым успешного функ рыночной экономики. бизнес в развитых мира во многом темпы экономического , структуру и качество национального , формируя его в объеме %, а в некоторых отраслях - до 7080 %. функционирование МСП создает условия для экономики: конкуренция; создаются нительные рабочие , повышается потенциал; лучше местные сырьевые . Большое значение способность предприятий расширять приложения труда, новые возможности не для трудоустройства, но всего для расширения деятельности населения, его творческих сил и использования производственных [6;7].


Следует подчеркнуть, что для МСП в тых странах создаются условия, главными из являются : высокие гарантии частной собственности, хозяйственная самостоятельность и действий , поддержка добросовестной и борьба с монопо деятельностью, льготное ние и финансирование, помощь в предоставлении . В результате, в среднем производители получают шую прибыль на капитал, чем крупные [17].

Заметим, что вхождение в мировую экономику приводит к малого предпринимательства как экономической и политической . В условиях экономического в России значение приобретают и устойчивость малых ятий, установление при их новых ственных связей (в том и внешнеэкономических), производственной и инно деятельности. должного развития сектор экономики в силу ряда не получил, и не в очередь - ввиду поддержки его со стороны и соответствующих организаций. определенный , на наш взгляд, представляет опыта развитых по регулированию и поддержке МСП, по добиться результатов, и с учетом этого наметить меры этой сферы в России. эту проблематику на примере Союза [6].

Наиболее государственную политику и развития МСП осуществлять через правительственный , имеющий достаточные ные возможности и . В США это SBA, в Великобритании - «Национальное ство по обслуживанию бизнеса» (SBS), в 2000 г. в «Министерства торговли и » (DTI), в Германии - « Директорат малого и бизнеса, , услуг и свободных про» (DG VIII) в составе « Министерства экономики и » (BMWA), в - реорганизованное «Министерств эко, торговли и промышленности» (), в составе которого новое « малого и среднего » (SMEA), в Венгрии - « Совет по развитию » и «министерство ки», а в Польше - «Департамент ва, малого и среднего » при «Министерстве Экономики». При , часть ис полномочий делегируется организационным структурам ( министерствам, контрольно-ревизионным , департаментам, , фондам и т. п.). Функции вышеназванных ведомств во схожи, отличия в иерархии и во взаимодействии с другими , в организационной структуре и в деятельности, а также в отношений с нерскими и общественными [2;3].

В России же в течение поколений сдер и подавлялась инициатива, а вся сила веками устремлялась на властного аппарата. В ускоренных и политических реформ еще не ни правовое государство, ни общество и конечно не устойчивые в добросовестном предпринимательстве и в граждан. Поэтому, для страны предпочтительнее бы ориентироваться на SBA - как создания высоко ин и действенного государственного , обладающего достаточными и полномочиями для поддержки и развития МСП в . Уже имеющийся в нашей стране создания федеральных поддержки МСП , что отсутствие доста полномочий, финансовых и механизмов с другими и региональными администрациями, не проводить эффективную политику в МСП. Однако достаточно Департамента поддержки и предпринимательства при Правительстве , позволило многие проблемы МСП, организацию мощной структуры поддержки МСП и , по мнению предпринимателей, лучшие в стране вия для развития МСП [8].


SBA организовала в США сеть представительств, , консультаци пунктов, бизнес и уполномоченных компаний или частично, финан из средств бюджета. Кратко только на некоторых поддержки МСП, которые не больших ка, нашли широкое ние во многих странах и могут быть при в нашей , в их числе [3]:

- «Консультационные руководящих работников в » (Service Corps of Executives - ), работа которых с использованием опыта ных специалистов, ныне на пенсию, для и технической помощи МСП. В 389 пунктах США сотруд 11400 пенсионеров, ежегодно свыше 400 тыс. клиентов. гичные структуры в странах ЕС (European Service - ESSN), оказывая помощь с выездом на , в том числе и в страны СНГ по про TACIS. В стране этот может быть путем создания баз данных о пенсионерах, заинтересованных в сотрудничестве с местными поддержки МСП [2].

Во многих (Германия, США, и др.) для получения крупных или достаточно весомой помощи предприятие представить сведения по организационным, , техническим, кадровым и аспектам своей . Такие обычно подготав уполномоченными специализирован организациями или диагностическими цен. Это существенно риски вложения в предприятия. В нашей , при ограниченности , при массовых за финансовой помощью и при случаях невозвращения кредитов необходимо института диагностирования , нуждающихся в финансовой или помощи, либо в ции. Это будет сбережению средств и их использованию, а также ответственности предпринимателей [6].

рычагом финансовой поддержки МСП предоставление госу гарантий по обеспечению , выдаваемых в государственных или региональных обеспечения доступа МСП к ресурсам. Такие суще в США, Японии, Германии и мн. странах. Например в США на г. выделено 17,5 млрд . для предоставления на кредитование и под инвестиционные вложения. Существует 20 специализированных программ ( - для приобретения оборотных , обеспечения экспортных , оказания экстренной и др.; долгосрочных - для недвижимости, оборудования для модернизации и деятельности, помощи при , проведения и др.). Развитие подобной в нашей стране значительно расширить финансовых поддержки МСП за счет частного капитала [17].

опыт инвестиционного тования МСП, распространенный в США, Японии и . В его основе создание частных инвестиционных (Small Investment Companies - ), которые, используя капитал и привлекая ный капитал под SBA, осуществляют различные в МСП. Эти компании предоставляют капитал, долговре займы, займы, а также услуги по финансовому . Побудительным стимулом для их является участия в прибылях в случае развития и дальнейшего малых предприятий [2;5].


в глобализированную мику с обостренной на мировых рынках и регламентацией рыночных от в рамках ВТО от России концентрации на наиболее эффективных деятельности (программирование, , электроника, , высокие технологии, приборостроение, биотехно, авиационно-космическая техника и др.). деятельность наиболее полно еще сохранившийся в нашей творческий и научно-технический циал. интенсивного развития и инновационной деятельности в ре МСП ставит задачи этих работ и взаимодействия между , научно-исследовательскими институ, университетами и испытательными ториями. В практике есть объединения финансовых различных ведомств в выполнение по государственной . Примером поддержки вационной деятельности США программы « исследования в МСП» ( Business Innovation - SBIR) и «Распространение МСП» ( Business Technology - STTR). Эти программы бюджетное финансирование на основе , проводимых предприятиями МСП по тематике ведущих ведомств (NASA, обороны, , транспорта, медицины, об и др.). Развитие и совершенствование осуществляется программой , которая малые предприятия к модействию с некоммерческими скими институтами. этот , желательно, в уже существующего государст «Фонда содействия малых предприятий в научно-технической », рассмотреть возможность части средств отраслей хозяйства (оборонная и промышленность, , металлургия, здравоохра, транспорт и др.), для проведения НИОКР. этого фонда, сами определять тематику , ориен стоимость и сроки этих работ, а условия проведения для получения на выполнение этих [6].

Очень серьезной инновационных предприятий МСП, является прав интеллектуальной . В этой связи правительство предприняло ряд и законодательных мер, печивающих совершенствование системы регистрации интеллектуальной собственности, ее и распространения. В ус нашей страны, создать экспертный , наделенный правом заклю о целесообразности финансирования на патентование инновационных малых предприятий и сертификацию продуктов в странах. Для финансирования затрат можно государственные гарантии и льготного . Это позволит многим предприятиям найти для патентования и сертификации разработок, мировой новизной и , облегчив им возможность на мировые рынки [3].

из ограниченности и материальных ресурсов, можно напра на дальнейшее развитие МСП, но обратиться к Великобритании и Японии в подходов в формировании направлений развития МСП. , в Вели в целях оптимизации финансовых ресурсов с г. принята двухуров система поддержки МСП. Аналогично системе предлагается реть целесообразность подобной сис в нашей стране. уровень приори должен соответствовать общегосударственного и способствовать накоплению ресурсов, димых для экономических и преобра, обеспечивая высокую поддержки и развития групп пред, обладающих важностью для социально-экономического страны.


Второй приоритетности должен ствовать и местным целям но-экономического развития и для их достижения достаточные путем ки наиболее эффективных и развивающихся предприятий, а предприятий высокой со значимости. В если предприятие нескольким целевым , то оно может рассчитывать на финансовой из нескольких источников или по дополнительные льготы.

2.2 Стратегические направления реализации концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности

Основным концепции государственного предпринимательской деятельности в реализации модели экономической является поэтапная формальных и неформальных регулирования деятельности для обеспечения и баланса интересов различными общественными .

Можно ко мнению Рвачева А.А, сформулировал несколько реализации концепции регулирования деятельности, в этой нужно отметить, что из этапов в условиях модернизации РФ, характеризуется своей спецификой в развитии , государства, бизнеса и . При этом подчеркивает, что согласно экспертами Всемирного форума (ВЭФ, ежегодно в Давосе) методике экономической модернизации, на этапе необходимо инструментов регулирования, соответствующих данному этапу [14].

этап реализации государственного предпринимательской деятельности, в эволюционной модернизации экономики.

Характеризуется как роста и развития предпринимательской . Рост предпринимательской , на данном этапе модернизации, с введением в оборот, свободных экономических . В этой связи регулирование деятельности на первом должно быть на повышение уровня экономики и предприятий и организаций, что обеспечиваться за счет эффективного распределения экономических . К числу критериев, можно выделить для эффективности распределения можно следующие:

- формирование институциональной среды для предпринимательской деятельности и отношений;

- и развитие производственной и инфраструктуры для обеспечения деятельности;

- формирование и макроэкономического на внутренних и внешних сбыта продукции для производителей;

- формирование, современным , систем здравоохранения и специального образования [12;13].