Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Финансовая политика: понятие и классификация).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы финансовой политики
1.1 Финансовая политика: понятие и классификация
1.2 Финансовая политика России в современных условиях
2. Финансовая значимым политика РФ Федерации на современном Взаимосвязь этапе
2.2 Влияние санкций на финансовую политику России в 2014-2018 годы
2.3 Проблемы финансовой политики России на современном этапе
На инвестиционную политику, проводимую в стране, и в частности на ее направления, безусловно, оказывает влияние сложившаяся в стране экономическая ситуация. В России она ухудшилась в 2016 году по сравнению с предыдущим. Так, за период с января по май 2016 г. валовой внутренний продукт снизился на 3,2%, инвестиции в основной капитал сократились на 4,8%, промышленное производство показало падение на 2,3%, а реальные располагаемые денежные доходы сократились на 3,0%.
При составлении проекта федерального бюджета на 2017-2019 гг. использовались соответствующие макроэкономические показатели, которые значительно отличаются от аналогичных показателей 2016 г. и от данных на плановый период 2017 и 2018 гг. (таблица 4). Данная ситуация сложилась в результате того, что эти показатели не учитывали изменения, произошедшие во втором полугодии 2014 года, а именно снижение цен на нефть, ослабление рубля, ускорение роста уровня потребительских цен.
Согласно прогнозу отдельных макроэкономических показателей, представленному в таблице 1, предполагается небольшое ускорение роста мировой экономики. Кроме этого в прогнозе учитывается высокая вероятность сохранения санкций как со стороны США и Европейского союза в отношении России, так и ответных санкций со стороны России. В результате развитие российской экономики будет проходить в условиях ограниченного доступа к мировому рынку финансовых ресурсов.
Помимо основных критериев оказывающих влияние на инвестиционную политику определяются инвестиционные риски по выделяемым основным параметрам, включающим учитываемые факторы и долевую составляющую каждого параметра, выраженную в процентах (см. таблица 4).
Таблица 1 - Основные макроэкономические показатели на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
||||
закон 384-ФЗ |
закон 93-ФЗ |
закон 384-ФЗ |
прогноз |
закон 384-ФЗ |
прогноз |
прогноз |
|
ВВП, млрд. руб. |
77498 |
73119 |
83208 |
82689 |
90063 |
91050 |
99572 |
Рост ВВП, % |
1,2 |
-3,0 |
2,3 |
2,3 |
3,0 |
2,3 |
2,4 |
Инвестиции, млрд. руб. |
14442 |
12650 |
15356 |
14714 |
16526 |
16037 |
17576 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США |
299,2 |
182,3 |
305,5 |
221,8 |
316,6 |
235,5 |
248,6 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США |
494,2 |
333,8 |
498,2 |
376,5 |
507,3 |
402,2 |
431,0 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд. |
13955 |
14345 |
14725 |
20245 |
15990 |
22375 |
24675 |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
||||
закон 384-ФЗ |
закон 93-ФЗ |
закон 384-ФЗ |
прогноз |
закон 384-ФЗ |
прогноз |
прогноз |
|
руб. |
|||||||
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года |
5,5 |
12,2 |
4,5 |
7,0 |
4,0 |
6,3 |
5,1 |
Фонд заработной платы, млрд. руб. |
19022 |
18559 |
20420 |
20129 |
22259 |
22288 |
24462 |
Так, наибольшая доля в 12% приходится на риски, связанные с политической стабильностью, и учитывает фактор возможности политического переворота и возможного его влияния на уровень деловой активности. Кроме того, по 10% в рисковой составляющей занимают темп экономического роста и конвертируемость валюты, которая вбирает в себя возможность свободной конвертации национальной валюты в иностранную и место валюты на рынке в той мере, в которой это касается предприятия.
Еще меньший риск (по 8%) приходится на параметры, связанные с оплатой и производительностью труда (уровень зарплаты, производительность труда, порядок оформления на работу), доступность краткосрочных кредитов, условиями формирования уставного капитала и предоставления долгосрочных кредитов.
Рисунок 9 – Классификация факторов инвестиционного климата страны
Естественно, что при формировании финансовой политики, правительству следует осуществлять планирование инвестиционных вложений не только в целом на уровне страны, но и в разрезе регионов, что связывается в России с понятием инвестиционного климата. Российскими учеными в экономической литературе на протяжении последних нескольких лет ведется активная дискуссия по поводу сущности данного понятия. Многие исследователи считают, что категория инвестиционного климата включает в себя совокупность множества факторов, благодаря изучению которых можно дать оценку состояния внешней инвестиционной среды, которая позволяет охарактеризовать ход осуществления и развития отдельного инвестиционного процесса.
Поступление зарубежного капитала определяется также инвестиционным климатом страны. Благоприятный инвестиционный климат внутри страны устанавливается при условии доверительных отношений юридических и физических лиц к государству. За пределами России и эта экономическая категория оценивается рейтингом, который определяется международными агентствами и рассчитывается с помощью специальных методик. Эти расчеты учитывают существующий потенциал развития и возможные риски для инвесторов.
Многие экономисты-исследователи рассматривают инвестиционный климат как совокупность факторов, влияющих на стремление инвестора осуществить вложения, что подтверждается определением Всемирного банка.
В состав понятия инвестиционный климат входят такие важные определения как инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность. Их взаимосвязь схематично представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Взаимосвязь понятий «инвестиционная активность» и «инвестиционная привлекательность» [10, с. 14; 24, с. 41]
Соответственно, для детального исследования необходима более полная и глубокая проработка каждого из факторов инвестиционного климата, анализ основных составляющих показателей и количественных характеристик по каждому фактору.
Переходный период развития экономики любой страны, как известно, характеризуется финансовым кризисом, экономической и политической нестабильностью, так же отсутствием устойчивого развития экономического сектора. Именно эти характеристики и присущи на современном этапе экономике России. Данными обстоятельствами обусловлены актуальные проблемы низкой привлекательности инвестирования в России. Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности в РФ схематично можно представить с помощью рисунка 11.
Рисунок 11 – Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности [17, с. 30]
Большинство ученых-экономистов, исследующих указанную проблему, полагают, что кризис в мировой экономике миновал. На основании их предположений можно заключить, что в ближайшее время Россию ожидает рост привлекательности рынков для иностранных инвесторов. Но, нельзя не отметить, что это касается далеко не всех рынков, а только тех, которые смогут привлечь своими максимально благоприятными и комфортными условиями для работы с иностранными вложениями. Россия, к сожалению, не относится к числу передовых стран, которые являются привлекательными для иностранных инвесторов. Это является следствием множества причин, главными из которых можно выделить экономическую и политическую ситуацию в стране и несовершенство её законодательства. Кроме того, отсутствие льгот и привилегий для иностранного капитала, весьма спонтанные и непредсказуемые изменения в системе налогообложения, существующие в РФ бюрократия и коррупция так же являются сдерживающими факторами для вливания иностранных инвестиций в российскую экономику.
К числу проблем финансовой политики РФ, стоит отнести дефляцию в реальном секторе экономики, а также в финансовой системе; падение темпов роста кредитования реального сектора экономика и населения, что ведет к сжатию потребительской активности. К прежним негативным факторам в экономике в 2017 году добавились еще и внешние препятствия (санкции западных стран).
Таким образом, определение недостатков денежно-кредитной политики предполагает ряд изменений, к основным из которых относятся:
- изменение целевых ориентиров денежно-кредитного регулирования, в основе которых должны лежать цены снижения процентной ставки по кредитам реальному сектору экономики, в особенности по среднесрочным и долгосрочным кредитам;
- стабильное повышение монетизации экономики, наращивание рублевых ресурсов экономике;
- расширение долгосрочного рефинансирования отечественных банков со стороны Банка России для целей кредитования инновационных и инвестиционных проектов;
- активизация процентной политики ЦБ РФ, в том числе путѐм увеличения масштабов увеличение его операций с государственными ценными бумагами;
- осуществление крупномасштабных эмиссий государственных ценных бумаг инвестиционного характера. Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики позволят усилить внутреннее воспроизводство финансовых ресурсов для экономического роста, уменьшить зависимость экономики страны от внешнеэкономической конъектуры, более устойчиво воспринимать внешние шоки. В свою очередь активная кредитная политика Банка России и коммерческих банков может быть успешной при условии наличия четко сформулированной промышленной, структурной и инновационной политики.
Заключение
Финансовая политика - представляет собой совокупность целенаправленных мер государство по извлечению максимальной эффективности от использования финансовых средств для создания финансовой базы экономики.
В роли субъектов финансовой политики выступают законодательная и исполнительная власть, которые и разрабатывают и утверждают наиболее эффективные пути решения конкретных задач.
Сейчас в Российской Федерации решается огромный ряд наиболее значимых задач в условиях финансовой политики. Цели и задачи этой политики разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждается законодательными органами государственной власти РФ в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
К началу 2017 года Российская экономика, в целом, адаптировалась к санкциям и низким ценам на нефть. Сокращение ВВП остановилось в четвертом квартале 2016 года, и в целом за год составило, по разным оценкам, 0,3-0,5%. Рубль укрепился по сравнению с пиковыми значениями начала 2016 года на 31%, фондовые индексы выросли на 35-40%.
Несмотря на указанные объективные экономические трудности, уровень одобрения населением действий властей практически во всех сферах деятельности в настоящий момент находится на уровне начала 2014 года. Индекс доверия (разница между доверием и недоверием) к президенту Путину лично выросло за тот же период с 44,7% до 49,1%.
В настоящий момент существуют определённые проблемы в финансовой политике РФ, которые необходимо оперативно решать на всех уровнях власти. Рассмотрим наиболее острые из них:
1 Выявление уровня влияния финансовой политики на возможности макрорегулирования.
2 Сбалансированное распределение ролей государства и бизнеса при формировании и реализации государственной финансовой политики с целью приоритетного развития важных и значимых секторов экономики
3 Формирование перечня социально-экономических сфер, пользующихся поддержкой государства.
4 К проблемам можно отнести также трудности формирования и реализации государственной финансовой политики, которые обусловлены масштабностью и системностью трудностей, связанных с развитием реального сектора экономики, наличием существенного технологического отставания ведущих производственных отраслей, продолжающимся кризисом, моделью догоняющего развития, необходимостью структурной перестройки экономики.
И поскольку важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны играют финансовые вложения, то инвестиционная политика в современных условиях развития является не только составной частью, но и приоритетным направлением финансовой политики России. В результате это повышает активность страны на мировом рынке, приводит к росту валового национального продукта и оказывает благоприятное влияние на деятельность предприятий.
Определение недостатков денежно-кредитной политики предполагает ряд изменений, к основным из которых относятся:
- изменение целевых ориентиров денежно-кредитного регулирования, в основе которых должны лежать цены снижения процентной ставки по кредитам реальному сектору экономики, в особенности по среднесрочным и долгосрочным кредитам;
- стабильное повышение монетизации экономики, наращивание рублевых ресурсов экономике;
- расширение долгосрочного рефинансирования отечественных банков со стороны Банка России для целей кредитования инновационных и инвестиционных проектов;
- активизация процентной политики ЦБ РФ, в том числе путѐм увеличения масштабов увеличение его операций с государственными ценными бумагами;