Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Изучение проблемы стресса в зарубежных и отечественных исследованиях).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения стресса
1.1 Изучение проблемы стресса в зарубежных и отечественных исследованиях
1.2 Виды и формы проявления стресса
1.3. Общая характеристика профессионального стресса
1.4. Симптомы стресса у руководителя
Глава 2. Исследование влияние стресса на профессиональную деятельность руководителя
2.1. Организация и методы исследования
2.3 Обсуждение результатов. Разработка рекомендаций по профилактике стресса
Таблица № 2
Результаты опросника «Психическое выгорание»
Субшкала |
Уровень |
Количество |
% |
Эмоциональное истощение |
Низкий |
3 |
20 |
Средний |
8 |
54 |
|
Высокий |
4 |
26 |
|
Деперсонализация |
Низкий |
5 |
32 |
Средний |
6 |
42 |
|
Высокий |
4 |
26 |
|
Редукция личных достижений |
Низкий |
3 |
20 |
Средний |
7 |
48 |
|
Высокий |
5 |
32 |
МПФУ «Университет»
2.3 Обсуждение результатов. Разработка рекомендаций по профилактике стресса
Результаты эксперимента показали, что у руководителей преобладает средняя ситуативная – (42%) и средняя личностная – (48%) тревожность. Тем не менее отмечено, значительное количество руководителей с высокой ситуативной и личностной тревожностью: (32%), (26%) соответственно.
Повышенное стрессовое состояние влияет на результативность и отношение к работе руководителя. Об этом свидетельствуют данные второго теста «Психическое выгорание»
Высокий уровень психического выгорания наблюдается по шкале «редукция личных достижений» (32% - высокая степень и 48% - средняя), что сказывается на появлении негативного отношения к своей профессии, сознательному ограничению своих возможностей, манкированию служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития.
По шкале «Деперсонализация» результаты оказались более удовлетворительные (26% - высокая степень и 42% - средняя), наблюдается излишняя комформность, частичные нарушения отношений с другими людьми.
Эмоциональное истощение, проявляющееся в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии и усталости отмечено на высоком уровне у 26 % и среднем уровне у 54%.
Избавиться от повышенной чувствительности к стрессовой ситуации и мобилизовать свои силы для эффективной работы можно за счет уменьшения количества стрессоров (например, можно снизить нагрузки, уменьшить употребление кофеин - содержащих напитков и т.п.), или же благодаря повышению стрессоустойчивости организма.
Одним из лучших способов борьбы со стрессом является изменение отношения к событиям, вызывающим стресс.
МПФУ «Университет»
Нижеприведенные рекомендации показывают, как это делается на практике.
- Определите самую сильную эмоцию, которую Вы испытывали в течение последних 24 часов. Обратите особое внимание на эмоциональные симптомы стресса.
- Сосредоточьтесь на этой эмоции. Пусть она появляется до тех пор, пока Вы не ощутите ее отчетливо. Необязательно, чтобы эмоция была сильной, достаточно лишь ощутить ее в самой малой степени.
- Определите ситуацию, которая вызвала стресс. Что происходило непосредственно перед тем, как у Вас возникла данная эмоция? Постарайтесь не включать в описание Ваши оценки. Ситуация — это то, что было бы на кассете, если бы Вы решили сделать видеозапись происходящего.
- Затем постарайтесь вспомнить свои мысли. Что Вы говорили себе в ситуации, которая вызвала Ваши эмоции? Как правило, мыслей бывает несколько. Попытайтесь вспомнить все.
- Определите, какая из найденных мыслей может вызвать такие эмоции в такой ситуации. Представьте себе другого человека. Если он, имея такие мысли, в подобных обстоятельствах почувствует то же, что и Вы — значит, Вы на верном пути. Если нет - повторите шаги 4 и 5.
- Продолжайте изучение стрессогенных (вызывающих стресс) мыслей на протяжении недели или двух. Записывайте свои мысли в ситуациях, когда Вы испытываете стресс. После накопления достаточного объема информации Вы заметите, что определённые мысли повторяются. Это те стереотипы Вашего мышления, которые вызывают у Вас стресс при попадании в определённую ситуацию.
- Когда Вы установите, какая мысль в данной ситуации вызывает у Вас стресс, попытайтесь найти её противоположность. Затем хорошенько продумайте эту противоположную мысль как в спокойном состоянии, так и
МПФУ «Университет»
накануне ожидаемого стресса. Если получится сделать это правильно, Вы перестанете испытывать стресс в данной ситуации.
Стресс часто сопровождается слишком сильными эмоциями. Обычно это эмоции тревожного или агрессивного ряда: страх, паника, гнев, раздражение и др. Что делать, если «эмоциональные бури» становятся слишком частыми, если эмоции дезорганизуют, делают поведение неуправляемым, мешают действовать разумно?
Попытки справиться с эмоцией в моменты ее максимального развития заранее обречены на провал. Когда эмоция уже возникла и полностью охватила человека, внимание фиксируется на испытываемых чувствах и их физиологических проявлениях, сознание сужается, а способность продуктивно мыслить временно блокируется.
Поэтому лучшее, что можно сделать при чрезмерно сильных эмоциях — это отвлечься на что-нибудь нейтральное или просто дать себе время переждать это «стихийное бедствие».
Но уменьшить частоту таких эпизодов, научиться предотвращать их — можно и нужно! И помочь в этом могут различные методы когнитивно - поведенческой психотерапии.
Дело в том, что по своей сути подобные эмоциональные проявления представляют собой рефлекторную (приобретенную, выработанную) реакцию на происходящее. Иными словами, повторяющиеся приступы чрезмерных эмоций являются своеобразной «вредной привычкой».
А самым прямым (и эффективным!) путем преодоления нежелательной привычки является выработка навыка-антагониста, контр - реакции, противоположной «правильной» привычки, которая или блокирует нежелательную эмоцию и препятствует ее распространению, или вообще предотвращает ее возникновение. Именно этот механизм используют многие методы поведенческой психотерапии: метод прогрессивной нервно-мышечной релакса-
МПФУ «Университет»
ции Э. Джейкобсона, признанный во всем мире метод лечения фобий по Дж. Вольпе и др.
Вот еще один из возможных алгоритмов работы с чрезмерными эмоциями:
- Вначале проанализируйте типичные ситуации, в которых возникают неуправляемые эмоции. Это можно сделать самостоятельно или вместе с другом, в сложных случаях может оказаться полезной помощь психолога или психотерапевта.
- Составьте полный список ситуаций, вызывающих неуправляемые эмоции. Выберите из них для дальнейшей работы одну или две, наиболее актуальные для Вас.
- Внимательно изучите, как данные ситуации возникают и развиваются. Обратите особое внимание на два момента: 1) когда эмоции только начинают возникать и могут быть легко изменены; 2) когда эмоции усиливаются и становятся неуправляемыми.
- Найдите ранние симптомы приближения неконтролируемых эмоций. Это могут быть типичные симптомы стресса (см. в статьях на сайте или в архиве рассылки) или характерное только для Вас напряжение какой-либо группы мышц, определённое положение рук и т.п.
- Проанализируйте все возможные варианты Ваших действий, которые могут остановить развитие нежелательных эмоций в момент их возникновения. Выберите наиболее подходящие для Вас 2-3 варианта.
- Используйте эти варианты как основу для выработки новых привычек, останавливающих и предупреждающих появление неконтролируемых эмоций. Если эти варианты оказались недостаточно эффективными — вернитесь к 5-му шагу или обучитесь релаксации (релаксация физиологически несовместима с эмоциональным напряжением и в силу этого является универсальным и гарантированно эффективным способом управления эмоциональным стрессом).
МПФУ «Университет»
- Продолжайте культивировать новые привычки и сознательно «включайте» их при каждом появлении ранних симптомов эмоционального напряжения, выявленных Вами на 4-м шаге. Продолжайте делать это до тех пор, пока новые привычки не будут отработаны до автоматизма — так, чтобы они сами «включались» при появлении первых признаков эмоционального перенапряжения (или даже до их появления).
- Вернитесь к списку ситуаций, составленному на 2-м шаге. Если необходимо, повторите шаги 3-7 для ситуаций, которые пока ещё вызывают чрезмерное эмоциональное напряжение.
Когда новые привычки будут включаться автоматически в любой ситуации, способной вызвать слишком сильные эмоции, проблема с неконтролируемыми эмоциями будет решена.
МПФУ «Университет»
Заключение
В заключении можно сделать вывод о том, что во – первых, стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния.
Во – вторых, возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по - разному. У одних отмечается повышение активности, у других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает.
В – третьих, стресс, связанный с работой называется профессиональным стрессом. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека.
В – четвертых, проблема профессионального стресса является наиболее актуальной для руководящего персонала. У руководителей чаще всего встречаются такие симптомы стресса, как соматические, эмоциональные и поведенческие.
И наконец, сравнивая результаты двух методик, стоит отметить, что стрессовое состояние влияет на психологическое здоровье, которое отражается в эмоциональном плане, что приводит к психологическому дискомфорту, перенапряжению нервной системы, то есть стресс влияет на психическое здоровье.
Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
МПФУ «Университет»
Библиография
- Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
- Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 1996. - №17. - 64-74с.
- Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - № 2. - 113-123с.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. -265с.
- Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. — 200 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 583с.
- Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Питер, 2001. - 258с.
- Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2005. -№6. -35-43с.
- Прохорова Л.Н. Опросник «Психическое выгорание» // Управление ДОУ. – 2003. - № 4. – 16с.
- Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1992. - 165с.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 208с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256с.
Размещено на All