Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Изучение проблемы стресса в зарубежных и отечественных исследованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источником производственных стрессов может быть и состояние здоровья человека. Так хронические заболевания могут приводить к стрессам, так как они требуют повышенных условий для их компенсации и снижают эффективность деятельности, что может отразиться на его авторитете. Острые заболевания также служат источником переживаний, как за счет соматических связей, так и косвенно, «выключая» на время руководителя из трудового процесса (что влечет за собой финансовые потери и необходимость заново адаптироваться к производству).

К профессиональным стрессам тесно примыкает явление, которое в различных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», явление «психического выгорания», «синдром эмоционального вы-

МПФУ «Университет»

горания» и т.д. Под этим явлением понимают «состояние физического, эмоционального и умственного истощения». [14; 138] Именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований к руководителю, особой ответственности и эмоциональных нагрузок, содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального стресса.

Данный феномен представляет собой многокомпонентный синдром, наиболее выраженными составляющими которого, являются эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение проявляется в чувстве эмоциональной опустошенности, уменьшении количества положительных эмоций, возникающих в связи со своей работой.

Деперсонализация проявляется в циничном отношении к труду и объектам своего труда.

Редукция профессиональных достижений проявляется в формировании чувства некомпетентности, фиксации на неудачах в своей работе.

МПФУ «Университет»

1.4. Симптомы стресса у руководителя

Известно, что проблема профессионального стресса является наиболее актуальной для руководящего персонала. У руководителей чаще всего встречаются следующие симптомы стресса:

  1. Соматические симптомы

Сердцебиения; ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто.

  • Боль и ощущение сжатия в грудной клетке.
  • Нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами.
  • Спазматические, резкие боли в животе и понос.
  • Частое мочеиспускание.
  • Ощущение покалывания в руках и ногах.
  • Мышечное напряжение, частые боли в области шеи и нижней части спины.
  • Стойкие головные боли, часто начинающиеся в области шеи и распространяющиеся на голову.
  • Мигрень.
  • Кожные сыпи.
  • Чувство комка в горле.
  • Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов.

  1. Эмоциональные симптомы
  • Чрезмерно сильные и быстрые смены настроения.
  • Неоправданная тревога по разному поводу.
  • Неспособность чувствовать симпатию к другим людям.
  • Отстранённость от внешнего мира.
  • Чувство усталости и невозможность сосредоточить внимание.
  • Повышенная раздражительность и тревожность.

МПФУ «Университет»

  1. Поведенческие симптомы
  • Нерешительность и неоправданные жалобы.
  • Увеличение числа невыходов на работу.
  • Замедленное выздоровление после травм и заболеваний.
  • Склонность к несчастным случаям и невнимательное вождение автомобиля.
  • Плохая работа, недобросовестность и уклонение от ответственности.
  • Злоупотребление курением, алкоголем.
  • Сильная зависимость от лекарственных средств — транквилизаторов и снотворных.
  • Переедание или (реже) потеря аппетита.
  • Изменение характера сна, трудности с наступлением сна и пробуждением.
  • Ухудшение качественных и количественных показателей работы.

Существуют разные способы ускорить восстановление резервных сил организма. В первую очередь рекомендуется уменьшить, насколько это возможно, количество воздействующих на человека стрессогенных факторов: снизить употребление кофеина, вовремя ложиться спать и обеспечить достаточную продолжительность сна, не взваливать на себя дополнительные необязательные нагрузки и т.д.

Кроме того, полезен любой вид отдыха. Всё, что нравится! Конечно, в разумных пределах (иначе перегрузки могут вызвать дополнительный стресс и привести к противоположному результату). Это могут быть: сауна, лыжи, велосипед, чтение, прогулки и любые другие занятия, которые воспринимаются как отдых.

Более научным и в силу этого более эффективным способом восстановления является дифференциальная нервно-мышечная релаксация. Она

МПФУ «Университет»

позволяет снизить до минимума затраты энергии на выполнение какой-либо деятельности.

Еще древние философы говорили о том, что реагируем мы не на события как таковые, а на то, что мы о них думаем. Реакция человека на какое - либо событие зависит от его мыслей. И стрессовая реакция в том числе.

Существует ряд ошибок мышления, которые могут приводить к неоправданно сильному, чрезмерному стрессу. К наиболее частым ошибкам относятся:

«Черно-белое мышление». Мир видится в черно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями «все» или «ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.


Чрезмерные обобщения. На основании единичных фактов формулируется глобальный (и ничем не подтверждённый) вывод. Часто используются слова «никогда, никто, ничего, все, всегда».

Катастрофизация. Это своеобразное «раздувание из мухи слона». Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы. Могут использоваться слова «кошмарный, ужасный, страшный, трагический» и т.д.

Субъективизация. Другой вариант «превращения мухи в слона», когда человек настроен на определенное объяснение событий и упорно пытается найти этому подтверждение. Если же подходящих фактов не обнаруживается, «подтверждения» формируются из всего, что находится под рукой, в том числе из собственных эмоций.

Чрезмерный пессимизм. «Эффект подзорной трубы», при котором преуменьшаются хорошие новости и преувеличиваются плохие. Человек обращает внимание только на негативные стороны жизни, при этом упорно игнорируя позитивные моменты.

МПФУ «Университет»

Мечтательность и отрицание реальности. Человек полон красочных, но абсолютно нереалистичных ожиданий насчет себя, других людей, работы, профессии, окружающего мира и т.д. При этом часто не видит реальной проблемы или убеждает себя, что проблемы не существует, хотя на самом деле она очень актуальна.

Чрезмерная требовательность. Человек предъявляет к себе, другим людям и миру в целом неадекватные, завышенные требования и прикладывает неимоверные усилия к выполнению этих требований. Часто используются слова «должен, обязан».

Осуждение и ярлыки. Человек занимает позицию строгого судьи и выносит мысленный приговор себе или другому. Например: «я неудачник», «он плохой человек», и т.д.

Гедонистическое мышление. Мышление, нацеленное на максимальное удовольствие и полное устранение страданий и любых ограничений. Часто встречаются фразы: «я этого не выдержу», «мне это нужно прямо сейчас», «это слишком тяжело».

Вязкое мышление. Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполняет собой всё пространство сознания. При этом каждая последующая попытка решить проблему всё менее успешна.

Перечисленные ошибки мышления время от времени встречаются у каждого человека. Их выявление и коррекция являются важной составляющей стресс - менеджмента. [15]

МПФУ «Университет»


Глава 2. Исследование влияние стресса на профессиональную деятельность руководителя

2.1. Организация и методы исследования

Целью работы является выявление стресса у руководителей.

В качестве методики исследования применены следующие тесты:

  1. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности (ШРЛТ) Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина»
  2. Опросник «Психическое выгорание», разработанный Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченкова.

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика является развернутой субъективной характеристикой личности.

По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) – обозначаемые одинаково: «СТ», – возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две само-

МПФУ «Университет»

стоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно.

Диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности.

Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов – низкая; 31-45 – средняя; 46... – высокая тревожность.


Инструкция к первой группе о суждении: «В зависимости от самочувствия в данный момент, укажите наиболее подходящую для Вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй так; «3» – верно; «4» – совершенно верно».

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните подходящую для Вас цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО: цифры справа означают «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» – почти всегда».

(СТ) - Ситуативная тревожность определяется по ключу:

СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =

ЛТ – Личностная тревожность определяется по ключу:

ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =

Опросник «Психическое выгорание» проводится с целью изучения уровня психического выгорания.

В опроснике даны 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Если указанное в опроснике чувство никогда не возникало, то в листе ответов ставится 0 – никогда. Если такое чувство появлялось, сле-

МПФУ «Университет»

дует указать, как часто. В этом случае кружком обводится балл, соответствующий частоте переживаний: 1 – очень редко, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – очень часто, 6 – всегда.

Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: в соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам и фиксируются в «Листе ответов».

В исследовании приняли участие 15 руководителей различных управлений.

Этапы исследования:

  • подбор литературы по изучаемой теме;
  • анкетирование с целью изучения качества интегральной самооценки личности руководителя;
  • опрос на выявление психического выгорания;
  • обработка данных, анализ полученных результатов;
  • разработка рекомендаций по профилактике стресса.

МПФУ «Университет»

2.2 Результаты исследования

Полученные результаты исследования были занесены в таблицы №№ 1, 2.

Таблица № 1

Результаты по методике « Шкала реактивной (ситуативной) тревожности»

Уровень тревожности

Количество человек

%

Ситуативная тревожность

Низкий

4

26

Средний

6

42

Высокий

5

32

Личностная тревожность

Низкий

4

26

Средний

7

48

Высокий

4

26