Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Изучение проблемы стресса в зарубежных и отечественных исследованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Проблема психологического стресс, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда.

Деятельность руководителя часто связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействи­ем (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенап­ряжением физических и психических функций.

Термин «стресс» широко используется в ряде облас­тей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколь­ко различающийся смысл с точки зрения причин воз­никновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, про­явлениями и последствиями воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом иссле­дований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используе­мые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоци­онального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Стресс как особое психическое состояние связан с за­рождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, МПФУ «Университет»

а детерминирует­ся и отражается в мотивационных, когнитивных, воле­вых, характерологических и других компонентах лично­сти. Именно поэтому феномен стресса требует специаль­ного психологического изучения. [1; 1-3]

Большое значение имеет профилактика стресса в работе у руководителя, так как именно у руководителей, в связи с большой ответственностью за работу, за весь коллектив встречаются стрессовые состояния.

Цель данного исследования: изучение влияния стресса на профессиональную деятельность руководителя.


Объект исследования: руководители различных управлений.

Предмет исследования: профессиональный стресс в работе руководителя.

Задачи исследования:

  1. Изучить проблемы стресса в зарубежных и отечественных исследованиях.
  2. Дать общую характеристику видам и формам проявления стресса.
  3. Изучить общую характеристику профессионального стресса.
  4. Определить симптомы стресса у руководителя.
  5. Изучить влияние стресса на профессиональную деятельность руководителя.

Гипотеза исследования – стресс влияет на психическое здоровье руководителя.

Теоретико-методологической основой работы стало изучение работ основоположника понятия о стрессе Г. Селье, отечественных ученых А.Б. Леонова «Психодиагностика функциональных состояний человека», работ Ю.В. Щербатых, результатов исследований, посвященных стрессу и опубликованных в специальных периодических изданиях. Бодрова В. А. «Информационный стресс».

МПФУ «Университет»

Глава 1. Теоретические основы изучения стресса

1.1 Изучение проблемы стресса в зарубежных и отечественных исследованиях

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния.

Непосредственным прародителем концепции стресса стал крупнейший французский физиолог К. Бернар. Он экспериментально разработал принципы поддержания постоянства внутренних сред организма, лежащих в основе теории гомеостаз. Для того чтобы выжить в постоянно изменяющихся внешних условиях, организм должен сохранять сбалансированный режим протекания жизненно важных функций в минимальном диапазоне допустимых изменений: для нормальной жизнедеятельности у нас должна поддерживаться постоянная температура тела, кровяное давление и осмотическое давление в клетках, состав крови, содержание кислоты в желудочном соке и многое другое. Любой выход за пределы допустимого диапазона чреват срывом механизмов адаптации, возникновением болезней и даже летальным исходом. Так, мы все знаем, что нормальная температура тела человека колеблется в пределах 36-37оС, а ее понижение или повышение от 34оС до 40,5оС представляет реальную угрозу его жизни, тогда как температура среды обитания может изменяться в пределах нескольких десятков градусов. Для того чтобы организм мог пластично адаптироваться и активно действовать в столь изменчивом внешнем мире, природа снабдила нас сложнейшими регуляторными механизмами, включающими слаженную работу нейрогуморальных, барьерных и выделительных систем.


МПФУ «Университет»

Теория гомеостаза получила развитие в работах известного американского психофизиолога У. Кеннона, показавшего решающую роль вегетативной нервной системы и гормональной регуляции в формировании приспособительного поведения. Им впервые была продемонстрирована непосредственная связь между гуморальными механизмами энергетической мобилизации и возникновением эмоциональных реакций, определяющих целостный паттерн реагирования живого существа на осложнение ситуации.

Естественным развитием изучения природы адаптационных процессов стало создание концепции стресса Ганса Селье. [11; 105]

Под стрессом Г Селье понимает: «Неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования».

Позд­нее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстре­мальных условиях на физиологическом, психологическом и по­веденческом уровнях. [5; 13]

Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов, врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: "Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно погибает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует

МПФУ «Университет»

стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине". [11; 105]

До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же "антистессорные" гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.


Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

  1. Стадию тревоги;
  2. Стадию резистентности (адаптации);
  3. Стадию истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего, процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью индивида.

Согласно теории Г. Селье, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые и выполняют адаптивную функцию. Как отмечает Ю.В. Щербатых, Г. Селье не отрицал роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций орга

МПФУ «Университет»

низма, однако, сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено незначительное место. [13; 13]

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезные – эустресс и вредоносный – дистресс. [11; с.64] Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Так, по мнению В.В. Суворовой, стресс – это "функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов". [12; 112]

Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптацию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза».

В учебной литературе, стресс определяется как «напряжение, которое возникает при проявлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации». [6; 456]


Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он "тонизирует" работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. К таким условиям относятся:

- положительный эмоциональный фон;

- опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

- одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

МПФУ «Университет»

- наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса. [13; 14]

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его поврежденную форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:

- недостаток нужной информации;

- негативный прогноз ситуации;

- чувство беспомощности перед возникшей проблемой;

- чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

- большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Г. Селье писал: "Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни [11; 109]. Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время осуществления профессиональной деятельности соответствуют классическому описанию дистресса. В наши дни из-за быстро меняющихся социально – экономических и политических ситуаций, увеличения нервно - психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкуренции, проблемы управления производственными стрессами становятся все более актуальными.

В.А. Бодров, анализируя различные теории и концепции психологического и про­фессионального стресса, показывает, что они отражают два ракурса содержательных ха­рактеристик стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны - предметную и коррелятивную. [1; 48]

МПФУ «Университет»

А. Б. Леонова в своих работах выделила и проанализировала три основных подхода к изучению профессионального стресса: экологический, трансактный, регуляторный. [5; 23]

Аналитический обзор работ в области изучения стресса позволил Н.И. Наенко заключить, что в существующих представлениях о механизмах развития и проявления этого состояния нашли отражение два исходных направления. Одно из них берет начало от концепции В. Кеннона о мобилизирующей функции эмоций, согласно которой в чрезвычайной ситуации, требующей быстрого и эффективного приспособления к изменениям внешней среды, происходит энергетическая мобилизация организма, выражающаяся в изменениях эндокринных, вегетативных, двигательных и других функций. С этой точки зрения признаком напряженности следует считать интенсивную, сверхобычную величину физиологических изменений, превосходящую обычную для организма норму. Следствием такого подхода оказалось отождествление разных по своей природе состояний, – например, состояний, возникающих при воздействии сильного физического фактора, переживания неудачи, тревожного ожидания значимого события и т. п. «То обстоятельство, – пишет Р. Лазарус, – что все эти различные условия вызывают одни и те же наблюдаемые реакции... способствует распространению мнения, что во всех этих разнообразных случаях мы имеем дело с одним и тем же процессом». Между тем эти реакции являются результатом процессов разной природы (гомеостатические, эмоционально-волевые, мотивационно - потребностные, когнитивные и другие механизмы регуляции).