Файл: ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главным плюсом малой компании в условиях современного рынка является гораздо более эластичная, чем у крупного, реакция на меняющийся спрос. Так как малая компания:

- не обременена персоналом, который требует трудных навыков управления;

- не соединена широкой производственной программой, которая разработана на перспективу;

- ему легче перестроить собственную рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», и манипулировать ценами на продукцию;

- не отягощена финансовыми обязательствами перед акционерами, которые ожидают дивидендов от вложенных денежных средств;

- перед ним на вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных сотрудников, которые отстаивают при помощи профсоюза уровень заработной платы или рабочие места[1].

Помимо этого, малые компании, обычно, более экономичны. У малых компаний сроки капитального строительства уменьшены, для их формирования нужен сравнительно наименьший исходный капитал. Оборачиваемость средств у них в 2-2,5 раза больше, что обеспечивает довольно высокую прибыли. Эти компании лучше потребляют собственный капитал, производственные площади и оборудование, не держат больших запасов. Они удачнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря гибкости и простоте процедуры управления.

Но в связи со специфическими русскими условиями малые компании в РФ получили ряд особенностей, которые отличают их от подобных компаний в большинстве государств:


-наложение в рамках 1-ой малой компании нескольких видов и направлений деятельности,

- очень редко употребляются такие обширно известные в зарубежных странах формы кооперации с крупным бизнесом как лизинг, франчайзинг, субподряд и т.д.,

- сочетание значимого инновационного потенциала с невысоким уровнем технической оснащенности и вооруженности,

- высокая проф. квалификация управляющих малых компаний смешивается с недостатком опыта коммерческой и управленческой деятельности в условиях рыночных отношений,

- высокая степень приспособляемости к трудной экономической обстановке в условиях дезорганизации системы гос. управления, несмотря на отсутствие достоверной и полной информации о конъюнктуре, динамике и состоянии рынка,

- стремление малых компаний в собственном функционировании выйти за рамки локальных рынков, в т.ч. и на международные рынки,

- мощное влияние криминальных структур на деятельность малых компаний,

- не развиты навыки сотрудничества и кооперации внутри сектора[2].

Как самостоятельное экономико-социальное явление средний и малый бизнес в РФ существует уже больше 20 лет. На сегодняшний момент уже сформировано законодательство, которое направлено на государственную поддержку малого бизнеса для формирования условий для его функционирования.


Периодически разрабатываются муниципальные, областные и федеральные программы поддержки малого бизнеса. В них определяются главные направления, задачи, цели, а также конкретные мероприятия для реализации политики в представленной сфере.

Далее охарактеризуем роль малых и средних предприятий в решении экономических и социальных проблем государства.

2. Роль малых и средних предприятий в решении экономических и социальных проблем государства

Малое предпринимательство выступает важной частью функционирования и экономико-социального развития. Он формирует рабочие места, разрабатывает и вводит новые технологии, учитывает местные условия, просачивается в невыгодные для больших компаний сферы, дает важную часть местного и регионального валового продукта. Благодаря маленькому управленческому персоналу и обычным организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, стремительной реакцией на требования потребителей.

Но формирование среднего и малого бизнеса связано с рядом проблем:

- слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных компаний;

- зависимость от рыночной конъюнктуры, ограниченность ресурсов;

- слабая социальная защищенность работающих;


- большая продолжительность рабочей недели.

Помимо этого, для формирования малой компании нужно наличие уникальной идеи, проф. команды, перспектив реализации, возможности получения инвестиций.

Средний и малый бизнес выполняет следующие функции:

- производителя (выпуск продукции по «государственному» заказу);

- источника финансирования программ (выступая, плательщиком штрафов и сборов, налогоплательщиком);

- инвестора (т.е. проведение благотворительных акций, формирование организационных форм собственности, участие в реализации инвестиционных проектов);

- работодателя (т.е. формирование рабочих мест, в том числе для инвалидов через квотирование рабочих мест);

- участника решения социально-бытовых трудностей народонаселения (содержание инфраструктуры, выплата зарплаты и остальные);

- покупателя ресурсов (использование материальных, природных, трудовых, энергетических и других ресурсов);

- может выступать источником общественного, денежного, природного или другого вреда[3].

Остановимся на государственном регулировании предпринимательства.

Государственное регулирование предпринимательства представляет собой влияние государства на него при помощи принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями и применения мер ответственности и стимулирования в случае нарушения таких требований.

Главная цель регулирования предпринимательства со стороны государства заключается в обеспечении условий, которые необходимы для бесперебойного функционирования внутренней экономики, а также следует добиться постоянного участия производителей – резидентов государства в международном разделении труда в целях извлечения от этого выгод, которые оптимальны для ведения бизнеса.


Каждое государство формирует собственные задачи и цели в сфере регулирования бизнеса и стремится достичь их реализации возможными методами и средствами, которые складываются, исходя из экономической ситуации в конкретном государстве. Задачи государства неоднократно изменяются под влиянием изменений на мировых рынках. Причем механизм регулирования, как правило, остается неизменным, потому что он отработан согласно особенностям того или иного государства.

Государство при помощи своих механизмов в сфере регулирования бизнеса решает следующие задачи:

  • разработка новых законов, законодательный контроль, который обеспечивает правовую защиту субъектам предпринимательства;
  • увеличение степени эффективности производственной деятельности, государственного контроля за ее осуществлением и уменьшение затрат;
  • умеренное уменьшение бюрократического контроля, прямого вмешательства в деятельность промышленных предприятий;
  • обеспечение требуемых условий для развития свободной и добросовестной конкуренции, развитие торговли как на внешнем, так и на внутреннем рынках;
  • проведение справедливой и правильной процентной, налоговой и финансовой политики, которая способствует товарно-денежному и бюджетному равновесию, контроль за эмиссией денег;
  • обеспечение развития экономики в текущий момент и оценка перспектив ее развития;
  • проведение продуманной инвестиционной политики, способствование научно-техническому прогрессу;
  • способствование накоплению капиталов в долговременном периоде, уменьшение темпов инфляции;
  • контроль за соблюдение трудового законодательства, содействие открытому передвижению рабочей силы, создание служб занятости, контроль за наймом рабочих со стороны частных лиц, установление минимального и оптимального размеров оплаты труда;
  • реализация мер по улучшению благосостояния социума, уровня жизни, снижение дифференциации населения по уровню доходов.

Правовыми формами государственного влияния на экономику являются акты ненормативного характера и нормативно-правовые акты. В первом случае идет речь об актах индивидуального регулирования, которые касаются конкретного объекта.

При рассмотрении государственного регулирования предпринимательства важно отметить, что на сегодняшний день его главным направлением становится производство и его эффективность. Регулированию все больше подвергается не спрос, а предложение услуг и товаров.