Файл: Управление женским коллективом (Понятия «организация», «персонал» в современном менеджменте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности управления женским персоналом организации

1.1. Понятия «организация», «персонал» в современном менеджменте

1.2. Процессы управления персоналом организации

1.3. Специфические проблемы  и особенности женского персонала

1.4. Использование знаний особенностей женского персонала в управлении организационной коммуникацией коллектива

Глава 2. Методы формирования мотивации и эффективной организационной коммуникации женского персонала

2.1. Объект, цели, этапы и методы исследования

2.2. Изучение эффективности общения и уровня эмоциональной устойчивости женского персонала организации

2.3. Выявление профессиональных проблем и проблем организационной коммуникации, существующих в коллективе

2.4. Рекомендации по улучшению мотивации и коммуникативных отношений персонала организации

Заключение

Список литературы

2.3. Выявление профессиональных проблем и проблем организационной коммуникации, существующих в коллективе

На данном этапе исследования мной был изучен психологический климат коллектива и то, каким образом коллектив разрешает существующие конфликты. Мной не проводились исследования на выявление конфликтов в коллективе, так как мы считаем, что в любом, даже самом успешном и сплоченном коллективе конфликты неизбежны; главное – уметь с ними справляться.

Мной выбраны для изучения горизонтальные коммуникативные отношения, так как именно в формальном и неформальном общении персонала одного иерархического уровня формируется производственный климат коллектива, от состояния которого зависит успешность производства.

На собрании персоналу было предложено заполнить  анкету, разработанную с целью улучшения психологического климата коллектива подразделения, и опросник  «Стратегии поведения в конфликте К.Томаса».

Анкетирование показало, что в целом коллектив удовлетворен своей работой, нежелание идти на работу и неопределенные чувства испытывают лишь 5 человек и лишь один – досаду и раздражение. В целом психологический климат в коллективе оценили в 7,5 баллов. Среди факторов, влияющих на формирование психологической атмосферы в коллективе, на первое место поставлены «отношения между сотрудниками», затем:

  1. заработная плата,
  2. внимательное отношение к персоналу со стороны руководства,
  3. льготы и поощрения, принятые на предприятии,
  4. условия работы на предприятии,
  5. стиль управления принятый на предприятии, подразделении,
  6. совместные праздники,
  7. интересный и содержательный труд,
  8. стабильность предприятия,
  9. престижность работы на предприятии.

Т.е. результаты говорят о том, что для женщин в первую очередь важна дружественная атмосфера в коллективе.

Среди причин, мешающих развитию положительного психологического климата в коллективе были названы: слабая система материальной мотивации сотрудников (11 человек), слабая система моральной мотивации сотрудников (7 человек), напряженные отношения между сотрудниками (4 человека),  наличие конфликтов (5 человек), отсутствие обучения персонала (4 человека); плохие условия труда (3 человека).


Среди предложений, высказанных анкетированными можно выделить следующие:

  1. повысить моральную и материальную заинтересованность коллектива;
  2. продолжить обучение сотрудников компьютерным технологиям;
  3. создать комнату психологической разгрузки или комнату отдыха для сотрудников;
  4. пригласить в коллектив психолога, для проведения тренинговых занятий.

На втором этапе данного эксперимента персоналом был заполнен опросник  «Стратегии поведения в конфликте К.Томаса».

График показывает, что при решении конфликтов в коллективе наиболее используемы такие стратегии как избегание конфликта, что имеет как положительный, так и отрицательный результат. Положительный результат заключается в поддержании бесконфликтной среды, а отрицательный в том, что избегание может быть реакцией на конфликт, выражающейся в игнорировании и фактическом его отрицании (“не стоит делать из мухи слона”).

Реже используется стратегия «компромисса». Как мы знаем, компромисс- это открытое обсуждение мнений и позиций, направленное на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. Преимущество использования компромисса – взаимная уравновешенность прав и обязанностей и легализация претензий. Компромисс, действительно, снимает напряженность, помогает найти оптимальное решение. Но хотелось, чтобы вместо компромисса в коллективе больше использовались стратегии сотрудничества и уступчивости, которые слабо развиты в данном коллективе. Ведь компромисс требует от каждой из конфликтующей сторон обязательно принести что-то в жертву, отказаться от чего-либо важного для сохранения хороших отношений.

Итак, в ходе  эксперимента нами изучен психологический климат данного коллектива. На основании полученных результатов мы можем сделать вывод о высоком уровне сплоченности коллектива и наличии в целом удовлетворенности коммуникативными отношениями с коллегами и руководством, не смотря на существующие конфликты внутри подразделения. Персонал владеет такими стратегиями разрешения конфликтных ситуаций, как  избегание и компромисс. Однако, нами выявлено недостаточное развитие таких стратегий как сотрудничество и уступчивость в разрешении конфликтов в коллективе.

Кроме того, отмечены слабая материальная и моральная мотивация труда сотрудников, недостатки в организации условий труда персонала.


2.4. Рекомендации по улучшению мотивации и коммуникативных отношений персонала организации

Известно, что удовлетворенность работой складывается из соотношения мотивирующих и поддерживающих факторов.

Можно предположить, что для специалистов данной профессиональной категории важны следующие факторы, которые необходимо учитывать при разработке систем мотивации, а именно:

 

Поддерживающие факторы:

  • адекватная заработная плата («в рынке»);
  • нормальные условия труда;
  • наличие специального оборудования, необходимого для работы;
  • обеспечение безопасности рабочего места.

Мотивирующие факторы:

  • Признание достижений (премиальные системы как материальная сторона мотивации; если рассматривать нематериальную сторону, то имеется в виду  признание не в смысле общественного признания, а признание соблюдения регламентов, инструкций – признание отсутствия нарушений);
  • Наличие четко определенной ответственности и полномочий (соответствие реальных должностных обязанностей с должностной инструкцией);
  • И, как и для любых других, сравнительно средне оплачиваемых категорий персонала – наличие равнодоступного социального пакета.

Предлагаем использовать в работу с персоналом следующие мотивирующие факторы:

1. Моральные методы мотивации. 

1.1. Личное  общение

  • Фактор внимания и  защиты  со  стороны  отдела  по работе с персоналом –  есть  с  кем  пообщаться, есть  на  ком  проверить  свои  идеи, есть  кому  «поплакаться  в  жилетку » и  попросить  защиты;
  • Фактор сопричастности – близость к  центру  принятия  решения,  опережающая  информация  и обладание  конфиденциальной  информацией  существенно  повышают  статус  работника;
  • Фактор «своего парня» – с  таким  руководителем  хочется  работать, его  хочется поддерживать  и  неприлично  обманывать; (Руководитель  несколько  раз  в  день  обходит  подразделение, утром – приветствие,  это  мотивирует   работать  без  опозданий, вечером или  в  течение  дня – неформальное общение и поддержка.)   Это  дает   эмоциональный  подъем  и  благодарность  предприятию.)

1.2. Похвала  перед  лицом  коллег – призыв к общественному  признанию  заслуг  работника: применяется  на  корпоративных  мероприятиях – праздник «Новый Год » и «8 марта» (2 раза в год)

  • Фактор статуса – если  работника публично  похвалили, то  значит,  этот  работник  получает  моральное  право  на  некую  лидирующую  позицию;
  • Фактор команды – тот, кого  поощрили  публично, начинает  себя  чувствовать  членом «команды», у  него  появляется  чувство  ответственности  за  общий  результат;
  • Фактор  целеполагания – публичная  похвала, фактически,  является  отражением  целей  руководителя, показывает  работникам   «линию  партии  и  правительства».

2. Материальные стимулы:

Оплата труда (премирование за добросовестную работу примерно на 10 % -15 % от оклада).

3. Дополнительные  льготы: (соцпакет)

  • Медицинское страхование (медицинская  страховка на 1000 рублей  в год, оплата  прививок от гриппа и от клещевого энцефалита, предоставление  РОФЭС – диагностики 1 раз в год).
  • Доставка транспортом  Компании  или  частичная компенсация  расходов  на  проезд
  • Частичная компенсация оплаты питания (50%). Организация  питания в столовой  предприятия.
  • Отпускные льготы для  детей (частичная  оплата летнего отдыха  детей, 50 % стоимости путевки, но не более определенной суммы)
  • Возможность получения беспроцентные ссуды   на  один год (на  приобретение  ТНП  или  путевки).
  • Частичная компенсация на  содержание детей  от 0 до 7 лет в  ДДУ.
  • Новогодние подарки детям до 14 лет.

4. Мотивирование непосредственно процесса труда:

  • Ощущение незаменимости  сотрудника. Узнаваемость  постоянными  клиентами.
  • Хорошее рабочее  окружение.
  • Максимальная комплектация  рабочего  места.
  • Оборудование комнаты отдыха.
  • Возможность профессионального  роста.
  • Возможность самостоятельно выбирать  график круглосуточных  смен  и отпуска. (При составлении  графика отпусков данным  работникам  предоставляется  приоритетное  право  выбора  времени отпуска, устанавливают очередность только между собой, т.е. определяют в мини- группе.)

В целях улучшения коммуникативных установок коллектива руководителю необходимо:

  1. формировать новую культуру деловых взаимодействий в коллективе, что означает разработку норм взаимодействия между сотрудниками, связанных с их толерантностью (терпимостью) друг к другу, конструктивного принятия и понимания другой точки зрения, в том числе и критической. Эта задача решается непосредственно руководителем: он сам демонстрирует объективный стиль в управлении, ко всем сотрудникам относится соответственно результатам их работы, не выделяет “фаворитов”, поддерживает конструктивного критика, не раздражается, не кричит и всегда сохраняет бодрое состояние духа.
  2. учитывать психологическую совместимости людей по возрасту, полу, ценностям, происхождению, темпераменту, стилю мышления и реализуемых социальных ролей. Другими словами, если в профессиональном плане людям приходится вести дискуссии и спорить, то в личностном плане они должны быть хорошо совместимы между собой.
  3. Третья задача, которая встает перед руководителем, связана с его умением эффективно управлять деловой конкуренцией.

Эмоциональная “разгрузка” активной и успешной команды периодически необходима. Люди должны иметь возможность “выпустить пар”, желательно в непроизводственных и “безопасных” условиях. Накапливающаяся раздражительность и психологическая усталость от общения друг с другом никуда не исчезает, и будет значительно лучше, если эмоциональные разрядки будут происходить не на работе, а в другом месте.

Выводы

В ходе экспериментального исследования нами был исследован женский персонал линейных железнодорожных касс г. Новокузнецка. В целях формирования положительных установок в профессиональной деятельности и организационной коммуникации нами изучены такие характеристики как эффективность общения и уровень эмоциональной устойчивости, а также психологический климат коллектива и стратегии, применяемые сотрудниками при разрешении конфликтных ситуаций.

Нами отмечены недостаточная сформированность данных характеристик, а также выявлены отдельные коммуникационные проблемы,  существующие в коллективе, как-то наличие конфликтов в общении, высокая эмоциональная тревожность, недовольство условиями труда и слабой  поддержкой мотивации труда сотрудников со стороны руководства предприятия.

Однако в целом мы можем говорить о движении коллектива к консолидации или сплоченности. Факторами такой сплоченности выступают сходство между сотрудниками  во взглядах, ценностях и интересах, а также наличие в группе условий и возможностей для реализации интересов и целей всех ее членов. Персонал  отличается устойчивыми неформальными отношениями и стабильной групповой динамикой, низкой текучестью, хорошей психологической атмосферой, положительными взаимными оценками людей.

Нами были разработаны рекомендации  по повышению мотивации работников и  улучшению организационной коммуникации в коллективе.

Заключение

Сегодня все сферы общественной жизни нуждаются в существенных преобразованиях, адекватных современным процессам развития нашей страны. Практика функционирования общественных структур постоянно эволюционирует по мере развития мировой цивилизации. Многочисленные эксперименты и научные исследования позволяют в полной мере говорить о необходимости более широкого привлечения женского персонала во все сферы деятельности и обеспечения наибольшей эффективности использования его труда.