Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Анализ современного состояния налоговой системы в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2. Структура доходов федерального бюджета в млрд. руб. и в % к итогу[22]

Почти на 10% сократились поступления от федеральной части налога на прибыль и подоходного налога. Также снизились доходы от прочих налогов – на 7,3%. Поддержку доходной части федерального бюджета в I полугодии 2016 г. оказывали только НДС и акцизы (налоги на товары (работы, услуги). При этом, если в номинальном выражении поступления от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, выросли на 5,9%, то в реальном выражении (с учетом почти 8%-го роста потребительских цен) произошло небольшое снижение этих поступлений (рис. 3).

Как видно из табл.3, в I полугодии 2016 г. общая сумма расходов федерального бюджета сократилась всего на 1,6% (8,7% в реальном выражении). При столь резком снижении доходов (на 11,4%) это не могло не сказаться на сальдо бюджета: по итогам I полугодия 2016 г. дефицит федерального бюджета составил 1429,2 млрд. руб., что почти вдвое больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Соответственно выросли расходы на обслуживание государственного долга – почти на 20% в номинальном выражении.

Рисунок 3. Структура и динамика налоговых доходов федерального бюджета в I квартале 2015 – 2016 гг. [21]

Наиболее значимые статьи федерального бюджета – расходы на социальную политику и национальную оборону – менялись в разных направлениях: расходы на социальную политику увеличились, а на национальную оборону – сократились. Причем это сокращение оказалось существенным – почти на четверть. Кроме расходов на социальную политику и обслуживание государственного долга выросли также расходы на охрану окружающей среды (+40,8%), общегосударственные вопросы (+5,9%), здравоохранение (+1,7%).

Тем не менее, незначительный удельный вес этих статей не оказал существенного влияния на динамику расходов федерального бюджета в I полугодии.

Таблица 3

Расходы федерального бюджета в I полугодии 2016 г. [22]

2.3. Консолидированные бюджеты субъектов РФ

По итогам I полугодия 2016 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сложились в сумме 4616,8 млрд. руб. (12,0% ВВП). По сравнению с предшествующим годом доходы субфедеральных бюджетов увеличились всего на 2,7%, что в реальном исчислении (с поправкой на темпы инфляции) составляет всего 95,3% прошлогодних значений. Основными источниками доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и безвозмездные поступления из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и др.). Наиболее значимым для субфедеральных бюджетов налоговым источником доходов являются поступления налога на доходы физических лиц, на долю которого по итогам I полугодия 2016 г. приходится 29,3% всех доходов (табл.4).


Таблица 4

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, I полугодие 2016 г. [20]

По сравнению с 2015 г. поступления НДФЛ увеличились на 8,4%, что фактически просто компенсирует темпы инфляции – в реальном исчислении рост составляет всего 100,6%. Вторым по значимости источником налоговых доходов являются поступления налога на прибыль организаций, доля которых составляет 26,9%. По сравнению с I полугодием 2015 г. поступления данного налога практически не увеличились даже по номинальным значениям – прирост составил всего 0,7%, что отражает ситуацию общей стагнации в экономике страны.

Существенный рост поступлений наблюдается по акцизам – их поступления увеличились на 30,2%, а доля в структуре доходов составила 6,5% (в прошлом году – 5,1%). Рост поступлений акцизов является результатом индексации ставок. Существенное увеличение поступлений от налога, взимаемого при применении патентной системы налогообложения (на 53,8%), в значительной мере объясняется перераспределением малого предпринимательства между действующими в настоящее время тремя основными моделями налогообложения – упрощенной системой налогообложения, единым налогом на вмененный доход и патентной системой. Последняя является относительно новой и была выделена из состава упрощенной системы только в 2013 г. и пока находится в стадии «освоения» как субъектами малого бизнеса, так и субъектами РФ, и муниципальными образованиями. Еще одним налогом, поступления которого в I полугодии существенно увеличились, является транспортный налог. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы от транспортного налога возросли на 67,6%. Однако его доля в общей сумме доходов бюджетов субъектов РФ составляет всего 0,69%. Рост поступлений данного налога в значительной мере связан с дальнейшей дифференциацией ставок налога и их повышением для некоторых категорий транспортных средств во многих регионах.

Поступления налога на имущество организаций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 18,4%, что в реальном исчислении означает на 9,8%. Этот налог является третьим по значимости источником налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Его доля в структуре доходов по итогам полугодия составила 7,9%.

Поступления налога на добычу полезных ископаемых и земельного налога остаются практически на уровне предшествующего года по номинальным значениям (табл.4). Доля этих налогов в структуре доходов бюджетов субъектов РФ незначительна и составляет 0,54% и 0,36%. Напомним, что в бюджеты субъектов РФ поступает НДПИ только по общераспространенным полезным ископаемым, углю (частично) и природным алмазам, в то время как НДПИ по углеводородам полностью зачисляется в федеральный бюджет. Обращает на себя внимание существенное падение поступлений налога на имущество физических лиц. По итогам I полугодия 2016 г. его поступления составили 50,9% прошлогодних значений. Значения первого полугодия по данному налогу не являются показательными в силу того, что основные платежи физических лиц приходятся на конец года (октябрь-декабрь).


Безвозмездные поступления из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции) существенно сократились по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составили 89,5% прошлогодних. С поправкой на темпы инфляции это составляет 83,0% прошлогодних значений. Основной объем сокращения приходится на прочие межбюджетные трансферты, поступления которых составили 57,8% от сумм 2015 г. В то же время дотации на финансовое выравнивание даже увеличились – на 5,6% (что, впрочем, не компенсирует темпы инфляции). В целом за счет безвозмездных поступлений в I полугодии 2016 г. формируется 15% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Расходы бюджетов субъектов РФ по итогам I полугодия 2016 г. составили 4340,2 млрд. руб. (11,3% ВВП). По всем основным разделам расходов наблюдается превышение прошлогодних значений на 2% - 6%. Так, расходы на образование превысили показатели аналогичного периода 2015 г. на 2,9%, расходы на здравоохранение – на 2,5%, расходы на социальную политику – на 6,0%. На долю этих трех категорий расходов (без учета расходов территориальных государственных внебюджетных фондов) приходится 61% всех расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (рис.4).

Рисунок 4. Структура расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, I полугодие 2016 г.[21]

Как видно из рис.4, наибольшую долю в расходах бюджетов субъектов РФ составляют расходы на образование (29%). Второе место делят расходы на социальную политику и национальную экономику (по 17%). В отличие от расходов на социальную политику, рост которых не превысил темпы инфляции, расходы на национальную экономику увеличились на 11,1%. В составе этой группы расходов наиболее значительно возросли расходы на связь и информатику (на 21,8%). Существенно увеличились и расходы на дорожное хозяйство (дорожные фонды) – на 12,0%. Расходы на финансирование дорожного хозяйства составляют 36,8% расходов на национальную экономику или 6,1% всех расходов. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ по итогам I полугодия 2016 г. были профинансированы на 42,6% от значений, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований о бюджетах на 2016 г. По итогам первого полугодия консолидированные бюджеты субъектов РФ исполнены с профицитом в размере 276,6 млрд. руб., что составляет 6,0% всех полученных ими доходов. При этом бюджеты 52 субъектов РФ по итогам полугодия исполнены с дефицитом в общей сумме 109,4 млрд. руб. Наиболее значительные дефициты имеют место в Красноярском крае, Ярославской области, Республике Крым и Нижегородской области.


Рассмотрим состояние консолидированного бюджета одного из субъектов РФ - Краснодарского края, который по итогам I полугодия 2016 г., имел дефицитный бюджет.

Рисунок 5. Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края, млрд. руб.[20]

Для более корректного отражения расходов на здравоохранение на территории региона используются данные о расходах консолидированного (расширенного) бюджета субъекта РФ (т.е. включая территориальный фонд медицинского страхования). Дефицит консолидированного бюджета Краснодарского края по итогам полугодия составил 994,9 млн. руб. и увеличился по сравнению с прошлогодним на 39,3% или 280,5 млн. руб. В I полугодии 0,7% расходов бюджета на территории Края финансировалось за счет дефицита бюджета. Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края по итогам полугодия составили 139,4 млрд. руб. В том числе собственные доходы (без учета всех видов трансфертов из других бюджетов бюджетной системы) составили 101,4 млрд. руб. По сравнению с I полугодием 2015 г. доходы бюджета увеличились на 5,1%, что ниже темпов инфляции, а собственные доходы – на 7,3% или 6,9 млрд. руб. Наиболее значительными источниками доходов консолидированного бюджета Края являются поступления налога на доходы физических лиц (25%) и трансферты из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в территориальный фонд (27%). Существенную роль в формировании доходов играют также поступления налога на прибыль организаций (16%) и налогов на имущество (11%). Роль акцизов и налогов на совокупный доход относительно невелика и составляет 8% и 7%, соответственно. По сравнению с I полугодием 2015 г. наиболее значительно увеличились поступления акцизов (на 35%), а также налогов на совокупный доход (на 13,3%). Основной объем поступлений акцизов в бюджет края составляют акцизы на бензин (49%). Акцизы на дизельное топливо формируют еще 25% общей суммы поступлений по данной статье, а акциз на вино – 11%. Поступления основного для субъекта РФ налога на доходы физических лиц увеличились на 6,2%, что не компенсирует темпы инфляции (рис.5). Доходы от налога на прибыль организаций остались фактически на уровне прошлогодних значений (увеличились на 0,4%). Трансферты из других бюджетов бюджетной системы незначительно сократились (на 0,6%). Расходы консолидированного бюджета Краснодарского края по итогам I полугодия 2016 г. составили 138,4 млрд. руб. и увеличились по сравнению с предшествующим годом на 3,8%. С поправкой на темпы инфляции это составляет 96,3% прошлогодних сумм. В расходах консолидированного (расширенного) бюджета Краснодарского края доминируют расходы на здравоохранение (29,9%). Эти расходы финансируются как за счет бюджет края, так и за счет бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования в соотношении 1:1,2. По сравнению с I полугодием 2015 г. расходы на здравоохранение увеличились на 6,1%, что не компенсирует темпы инфляции. Расходы на образование составляют 24,1% всех расходов консолидированного (расширенного) бюджета Края и увеличились по сравнению с прошлогодними на 3,6%, что также ниже темпов инфляции. Третьим по значимости направлением расходования бюджетных средств являются расходы на национальную экономику, которые составляют 11,4% всех расходов и увеличились по сравнению с предшествующим годом на 5,0%. Наиболее значительно по сравнению с прошлогодними возросли расходы на обслуживание государственного и муниципального долга – на 28,4%, но пока доля этих расходов относительно невелика (3,2%). По итогам I полугодия расходы консолидированного бюджета Краснодарского края были профинансированы на 45,1% от годовых назначений.


2.4. Государственные внебюджетные фонды

По итогам I полугодия 2016 г. доходы консолидированных бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования) составили 4686,0 млрд. руб., что составляет 12,2% ВВП. По сравнению с первым полугодием прошлого года доходы системы государственных внебюджетных фондов увеличились на 13,4%. Учитывая инфляцию, в реальном исчислении поступление доходов в систему государственных внебюджетных фондов увеличилось только на 5,9%. В основном рост поступлений в систему государственных внебюджетных фондов обеспечивается за счет трансфертов из других бюджетов бюджетной системы (федерального бюджета). Так, эта категория доходов внебюджетных фондов увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 24,2%, в то время как рост поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование составил всего 6,7%, что не компенсирует темпы инфляции. По итогам полугодия доходы внебюджетных фондов составили 47,8% от прогнозируемых на год поступлений. В системе государственных внебюджетных фондов доминирует Пенсионный фонд России, на долю которого приходится 80,9% всех поступлений или 3787,8 млрд. руб. Вторым по объему полученных доходов остается Федеральный фонд медицинского страхования, на долю которого в системе внебюджетных фондов приходится 17,1% доходов, а доля поступлений в Фонд социального страхования составила 2,0%. Расходы государственных внебюджетных фондов в I полугодии 2016 г. составили 4654,7 млрд. руб. (12,1% ВВП) и увеличились по сравнению с 2015 г. на 0,02% или 789,5 млн. руб. При этом если в прошлом году по итогам первого полугодия система бюджетов государственных внебюджетных фондов была исполнена с дефицитом, то в текущем году имеет место положительное сальдо в размере 31,3 млрд. руб. Расходы Пенсионного фонда в I полугодии 2016 г. составили 3768,5 млрд. руб. и практически не увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (рост расходов составил всего 0,5 млрд. руб.). Расходы Фонда социального страхования увеличились на 37,6% (или 27,2 млрд. руб.), а расходы Федерального фонда медицинского страхования сократились на 3,3% или 26,8 млрд. руб. (табл.5). В целом же расходы системы государственных внебюджетных фондов в первом полугодии составили 34,3% всех расходов консолидированного (расширенного) бюджета Российской Федерации. Остановимся более подробно на исполнении бюджета Пенсионного фонда России. По итогам I полугодия 2016 г. доходы Фонда сложились в сумме 3787,8 млрд. руб. (9,9 % ВВП), что составляет 50,3% от утвержденных на год значений. По сравнению с I полугодием 2015 г. доходы Фонда увеличились на 13,0% или 436,8 млрд. руб. Основными источниками поступлений в Фонд являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (на долю которых в первом полугодии приходится 51,7% всех поступлений) и трансферт из федерального бюджета, за счет поступлений которого формируется еще 45,8% доходов. Доля иных источников (доходы от использования имущества; штрафы, санкции и возмещение ущерба; доходы от продажи активов и др.) относительно невелика и составляет в общей сложности 2,5%.