Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Анализ современного состояния налоговой системы в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В последние десятилетия ускоренными темпами идет процесс интеграции и унификации мировой экономики, вследствие которого между странами началась борьба за экономические ресурсы и в первую очередь за налоговые поступления в национальные бюджеты. Подобная тенденция привела к созданию оффшорных и финансовых центров, различных особых экономических зон и зон экономического благоприятствования, ужесточилась налоговая конкуренция. Последующее развитие указанных процессов приводит к новым льготам и дальнейшему снижению налоговых ставок, что обостряет и накапливает противоречие в системе мировых хозяйственных связей.

В связи с этим для российской налоговой системы (как составляющей финансовой системы в целом) «наболевшим» остается вопрос экономических взаимоотношений регионов и центра (в федеративном государстве конституционно закреплены самостоятельные уровни власти, наделенные определенными полномочиями и ответственностью, для эффективной реализации своих функций они должны не просто обладать необходимыми и достаточными ресурсами, но и иметь возможность воздействовать на величину источников доходной базы своих бюджетов), а также в целом процесс гармонизации налоговых отношений путем приведения норм налогового законодательства (а также смежных к нему) к тому состоянию, когда российская система экономики будет выстроена таким образом, чтобы быть способной к «здоровому» инвестиционному и предпринимательскому климату внутри страны и готовой к сотрудничеству на мировом рынке. Процесс этот многосложен и длителен, он затрагивает интересы не только всех участников этой сложной системы, но и интересы других государств (у каждого государства они свои, зачастую между собой не совпадающие).

Комплекс мер по реформированию национальной налоговой системы разрабатывается почти в каждой стране с развивающейся рыночной экономикой. И скорее даже не потому, что налоговая система, выбранная десятки лет назад неизбежно устаревает с развитием государства (и прежде всего с развитием его экономики), но и потому, что занять лидирующие позиции на мировой арене и определять дальнейший курс развития экономики мира (ну или хотя бы существенно влиять на ее развитие) является для многих крупных государств (а также объединений государств) одной из важнейших миссий.


Целью написания данной работы является изучение тенденций развития налоговой системы в Российской Федерации.

Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:

- определить роль налогов в условиях рыночной экономики;

- изучить современное состояние налоговой системы Российской Федерации;

- исследовать направления модернизации в сфере налогообложения.

Предметом работы явились исторические закономерности реформирования налоговой системы как экономической категории.

Объектом исследования послужила налоговая система Российской Федерации.

Теоретической основой послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения, налоговых правоотношений, концепций функционирования налогового механизма.

Информационной базой выступили нормативно-правовые акты отечественной и зарубежных налоговых систем, официальная информация Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной службы государственной статистики РФ.

Глава 1. Роль налогов в условиях рыночной экономики

1.1. Понятие и функции налогов

Одним из важнейших инструментов экономической политики государства являются налоги. Налоги известны с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, в сою очередь налоги – это один из признаков государства. С развитием цивилизации, становлением финансовой системы совершенствовалось и налогообложение. Постепенно налоги превратились в постоянный источник обеспечения государства средствами для выполнения возложенных на него общественных обязанностей. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет сегодня 80-90%.

Налоги – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа [16, с.15].

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились более разносторонними.


Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно - технического развития страны, региона или отрасли.

Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой – субъект налогообложения (юридические и физические лица). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.

Соответственно, можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения [16, с.19]:

- в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения);

- в стимулировании (дестимулировании) посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения).

Остановимся на понятии налога и сбора в соответствии с НК РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функции представляют собой внешнее проявление налогов в действии, способ выражения свойств.


Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение данной экономической категории как стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории и предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии образуя систему.

Функции налогов [17, с.23]:

  1. Регулирующая функции, которая проявляется в воздействии налогов на поведение хозяйствующих субъектов на рынке и на социально-экономические процессы в обществе.
  2. Стимулирующая функция тесно связана с регулирующей. Реализуется через систему налоговых льгот и ставок, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций в целях создания благоприятных условий для развития отдельных отраслей и экономики страны в целом.
  3. Фискальная функция - с помощью, которой реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
  4. Распределительная функция - являясь финансовой категорией, налоги дают возможность создать единый финансовый фонд для его дальнейшего распределения в безэквивалентном порядке.
  5. Контрольная функция – с помощью данной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений не только в налоговую систему, но и в бюджетную политику.

Функции налогов неразрывно связаны между собой. Чем лучше они взаимодействуют, тем эффективнее вся система налогообложения на практике.

В настоящее время особое внимание уделяется принципам построения системы налогообложения, которая становится одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, о чем пойдет речь далее.

1.2. Принципы налогообложения

Принципы налогообложения – общие требования, которым должна удовлетворять налоговая система государства. Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения [9, с.36].

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально - экономическое благополучие населения.


Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время.

К ним относятся: принцип справедливости, принцип определенности, принцип удобства, принцип экономии.

Эти принципы явились основой создания современных принципов налогообложения, заложенных в налоговых системах стран мира.

Принципы российской налоговой системы, отраженные в НК РФ [12, с.44]:

- в области налогообложения применяются правила и нормы международных договоров РФ, если они не соответствуют предусмотренным Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативным правовым актом о налогах и сборах;

- всеобщность и равенство в отношении участников налоговых обязательств. Каждое лицо должно уплачивать установленные законом налоги и сборы, при этом должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

- недопустимость дискриминационного характера налогов и сборов в зависимости от таких признаков, как расовые, социальные, национальные, религиозные и т.д.;

- налоги и сборы должны иметь экономические основания, они не могут препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав;

- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающих единое экономическое пространство в РФ, свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо препятствующих законной экономической деятельности организаций и физических лиц;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов трактуются в пользу налогоплательщика;

- никто не обязан уплачивать налоги и сборы, иные взносы и платежи, обладающие установленными признаками налогов и сборов, но не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в НК РФ;

- налоги и сборы должны быть определенными и понятными для налогоплательщика законодательных актов о налогах и сборах. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Несмотря на разнообразие и большое количество взимаемых государством налогов, принципы построения налоговой системы, которые органично вытекают из самой социально-экономической природы налогов, остаются неизменными. Эти принципы интернациональны и не зависят от формы государственного устройства. Взимание налогов в любом государстве регламентируется специальными законодательными актами, что позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономической политики государства.