Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Анализ современного состояния налоговой системы в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль налогов в условиях рыночной экономики
1.1. Понятие и функции налогов
1.3. Налоговые режимы в Российской Федерации и классификация налогов
Глава 2. Анализ современного состояния налоговой системы в Российской Федерации
2.3. Консолидированные бюджеты субъектов РФ
2.4. Государственные внебюджетные фонды
Глава 3. Направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
3.1. Недостатки современной российской налоговой системы
3.2. Проект основных направлений налоговой политики на 2017г и плановый период 2018-2019 г.г.
Минфин определил главные задачи, которые нужно реализовать в налоговой сфере в ближайшее время. По многим вопросам работа уже ведется и поправки подготовлены. Итак, в планах у Правительства следующее:
- установить процентные ставки по налогу на прибыль: 3% - по федеральной части и 17% - по региональной (сейчас 2 и 18% соответственно);
- отменить ограничение на перенос убытков прошлых лет на будущее в течение 10 лет. Однако учитывать убытки можно будет в размере не более 30% налоговой базы текущего периода (сейчас такого лимита нет);
- предоставить организациям Дальневосточного региона, создающим объекты внешней инфраструктуры, вычет по налогу на прибыль, применяемый к сумме исчисленного налога и не превышающий размер инвестиций;
- ввести систему tax-free (возврата НДС) для иностранцев-физлиц по товарам, вывозимым ими за пределы таможенной территории ЕАЭС4;
- дополнить реквизиты счета-фактуры идентификатором товаров, который позволит прослеживать движение товаров в рамках ЕАЭС от их ввоза до розничной реализации;
- обложить НДС с 2018 - 2019 гг. ввозимые в РФ товары, заказанные россиянами у зарубежных поставщиков через Интернет. То есть по аналогии с тем, как с 2017 г. будет взиматься НДС с контента, реализуемого в РФ иностранными интернет-площадками (Статья 174.2 НК РФ (в ред. Закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ));
- освободить от НДФЛ до 31 декабря 2018 г. доходы физлиц, оказывающих услуги населению и не зарегистрированных в качестве ИП (самозанятых граждан), если они добровольно уведомят ИФНС о такой деятельности4;
- предоставить вменёнщикам налоговый вычет в сумме расходов на покупку ККТ, но не более 18 000 руб. на один аппарат. Кроме того, обсуждается возможность выделения изготовителям ККТ госсубсидий с целью снижения стоимости этой техники;
- устанавливать ежегодный коэффициент-дефлятор для вмененщиков на 3 года вперед исходя из уровня прогнозируемой инфляции;
- взимать налог на имущество физлиц по недвижимости, которая поставлена на кадастровый учет, но права на которую не зарегистрированы;
- повысить налоговые пени с 1/300 до 1/150 ставки рефинансирования Банка России.
Доходы и расходы федерального бюджета в номинальном выражении отстают от роста ВВП. Но если доходы демонстрируют рост в номинале, сокращаясь в долях ВВП на 1 п.п. с 2016 по 2019 годы, то расходы и в номинале, и в % ВВП стремительно сокращаются - на 18% по отношении к ВВП, что фактически является адаптацией под новые бюджетные правила. Однако, без пересмотра существующей структуры расходов это сокращение неизбежно приведет к еще дальнему отходу от стратегии развития российской экономики. Комитет отмечает, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов необходимо особое внимание уделить "качеству" расходов, их приоритизации, в том числе на исполнение указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, социальных обязательств государства, поддержку регионов, предпринимательской и инвестиционной активности, агропромышленного комплекса, оборонно-промышленного комплекса, финансирование приоритетных проектов, направленных на решение наиболее острых системных задач, в первую очередь - в экономике и социальной сфере. Комитет предлагает при подготовке к рассмотрению проекта федерального закона № 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" во втором чтении учесть предложения, внесенные фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в проект постановления Государственной Думы.
В связи с этим Комитет предлагает одновременно с рассмотрением проекта бюджета в первом чтении принять соответствующее постановление. На основании изложенного, с учетом анализа прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2017 - 2019 годы и рисков недостижения его показателей, учитывая мнение Счетной палаты, Центрального банка, независимых экспертов и общественных организаций, результатов обсуждения государственных программ совместно с профильными комитетами Государственной Думы и соответствующими федеральными органами исполнительной власти и мнений, высказанных профильными комитетами Государственной Думы, с учетом предложений фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в проект постановления Государственной Думы Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первом чтении и утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2017 - 2019 годы.
Заключение
Налоги являются одним из важнейших инструментов экономической политики государства. Налоги – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Они являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов.
В Российской Федерации современная налоговая система использует такие принципы, как однократность налогообложения, строгий порядок введения и отмены налогов, распределение налоговых доходов между федеральными, региональными и местными бюджетами.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что в состав системы налогов РФ включены три группы налогов – федеральные, региональные и местные налоги.
Помимо общей системы налогообложения, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены и иные режимы (специальные), такие как: система налогообложения для с/х товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.
Хотелось бы отметить, что каждый год налоговая система Российской Федерации развивается и усовершенствуется, примером тому может служить проект основных направлений налоговой политики на 2017г и плановый период 2018-2019г.г.
По итогам рассмотрения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Комитет по бюджету и налогам отмечает: В связи с сохранением влияния негативных внешних условий приоритетом бюджетной политики является достижение макроэкономической и социальной стабильности, с учетом необходимости финансового обеспечения приоритетных проектов и программ, продолжения стимулирования процессов импортозамещения, поддержки отраслей экономики, социальной поддержке граждан, развитии негосударственного сектора экономики. Переходу российской экономики на параметры сбалансированного развития препятствуют ряд внутренних факторов, это и сложная демографическая ситуация; низкие уровень и качество инвестиций; высокий уровень структурного дефицита федерального бюджета и доли бюджетных расходов к ВВП, их неэффективная структура; низкая эффективность государственных компаний и высокий уровень регулируемых тарифов естественных монополий.
С учетом указанных факторов даже при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре не обеспечивается сокращение отставания российской экономики от мировых лидеров. Темпы роста экономики прогнозируются на среднесрочном горизонте в пределах 1,5% в год, что на 1 п.п. ниже ожидаемых темпов роста мировой экономики. Для устранения структурных дисбалансов и преград для развития экономики Минфином России с учетом международного опыта предлагается пакет мер бюджетной консолидации, преимущественно сосредоточенный на оптимизации расходов и повышении их эффективности. При этом данные меры заявлены, но, по сути, не конкретизированы - остаются на уровне пожеланий (задач), причем зачастую не относящих к бюджетной политике.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
- Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
- Налоговый кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов // СПС Консультант Плюс.
- Владимиров С.А. О структурной эффективности сбалансированной макроэкономической системы и направлениях ее развития // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — № 2. — С. 3-25.
- Дивина Л.Э. Налоговая составляющая экономической безопасности Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2016. — № 8. — С. 39-45.
- Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2011.
- Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Р. Захарьин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2016.
- Иванова М.В. Налоги как инструмент регионального инновационного развития // Российское предпринимательство. - 2016. - № 8. - С. 172-178.
- Костанян Р.К. Специальные налоговые режимы как разновидность налоговых льгот // Налоговые споры: теория и практика. - №7. - 2016.
- Крохина Ю.А. Налоговое право России:учебник для вузов / Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2015.
- Маленкин А.В., Нестеренко А. А. Мировые тенденции в борьбе с уклонением от уплаты налогов // Налоговая политика и практика. - №6. – 2016.
- Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика: учебное пособие – М.: Юрайт, 2015.
- Радзиевская Т.В. Механизм государственного регулирования российской экономики: сущность, формы, эффективность / Под ред. В.В. Гаврилова. – М.: Экономика, 2015. – 285 с.
- Тарасова В.С. Налоги и налогообложение: учебник - М.: Юрайт, 2015.
- Троянская М.А. Аналитический обзор видов льгот по элементам налога // Российское предпринимательство. — 2016. — № 10. — c. 11-20.
- www.nalog.ru
- www.minfin.ru
- www.pwc.com/payingtaxes
- http://www.gks.ru/