Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Сущность понятий конкуренции и конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических реалиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта привлекает внимание обширного круга участников рыночных отношений, в частности, конкурентов, каждый из которых стремится занять максимально возможную долю рынка.

Иначе говоря, конечной целью предприятия является победа в конкурентной борьбе как закономерный итог постоянных и соответствующих требованиям ситуации усилий трудового коллектива. Успех компании в данном случае обеспечивают товары и услуги, которые принято называть конкурентоспособными, то есть выгодно отличающимися от аналогов, производимых другими предприятиями.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования очевидна, поскольку одним из важнейших условий достижения экономической стабильности любого современного предприятия можно назвать формирование, реализацию и оценку конкурентных стратегий как целого комплекса мер, обеспечивающих достижение конкретных намеченных компанией результатов. Решая стратегические задачи, можно своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, смягчить ее негативные последствия, с максимальной выгодой использовать открывающиеся возможности.

При этом основу стратегий конкурентоспособности образуют мероприятия по созданию конкурентных преимуществ и достижению экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, повышения эффективности проводимых НИОКР, рекламы и маркетинговой деятельности в целом и т.п.

Цель работы заключается в формировании конкурентной стратегии ООО «Ахтамар» с учетом положений существующих в экономической науке теорий конкуренции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности;
  • проанализировать результаты деятельности ООО «Ахтамар» и его положение на рынке мебельной продукции;
  • осуществить выбор конкурентной стратегии предприятия и дать экономическую оценку эффективности проектных мероприятий.

Объектом исследования в данном случае стала конкурентоспособность малого предприятия.

Предметом исследования в данном случае является управление конкурентоспособностью ООО «Ахтамар».

Для сбора и обработки материала в ходе исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов, а именно наблюдение, сравнение, обобщение, анализ и синтез.


Теоретической базой исследования служат труды основоположников различных теорий конкуренции – К. Маркса, А. Маршалла, М. Портера, Д. Рикардо, Дж. Робинсона, А. Смита, Э. Чемберлина и др., а также работы Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, И. Ансоффа и др., посвященные разработке конкурентных преимуществ организации, и работы А.В. Андреева, О.А. Ильенка, И.М. Лифица и др. в сфере общего управления конкурентоспособностью предприятия.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе представлен анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности. Вторая глава посвящена анализу результатов деятельности ООО «Ахтамар» и уровня его конкурентоспособности на мебельном рынке г. Барнаула. В третьей главе разрабатывается конкурентная стратегия фирмы и осуществляется экономическая оценка ее эффективности. В заключении систематизированы результаты проведенного исследования.

1. Теоретический анализ теорий конкуренции

1.1. Сущность понятий конкуренции и конкурентоспособности

В современных условиях рыночной экономики ос­новной целью для любой фирмы является сохранение или расширение занимаемых позиций на рынке или его сегменте, стабильное получение прибыли или ее рост. Для достижения этой цели необходима ориентация фирмы на максимизацию прибыли, что, в свою очередь, мо­жет быть достигнуто путем обеспечения высокой конку­рентоспособности.

Обращаясь к подробному анализу понятий конкуренции и конкурентоспособности, отметим сначала, что термин «конкуренция» в переводе с латинского (concurrence) означает «сталкивание». Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции – это товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей [13, с.125].

Ясность в определение понятия «конкуренция» впервые попытался внести известный шотландский политэкономист Адам Смит в своей работе «Исследование о богатствах народов». Он писал, во-первых, о конкуренции среди покупателей как о следствии сокращения предложения, влекущего за собой повышение цен, и, во-вторых, о конкуренции среди продавцов, когда предложение на рынке слишком велико, причем в данном случае цена будет падать тем ниже, чем больше конкуренция между продавцами, «или, смотря по тому, насколько окажется для них быстрее сбыть этот товар» [25, с. 58].


Отсюда сущность конкуренции А. Смит определял как совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Иными словами, конкуренция в трактовке А. Смита и его последователей, в частности Дж. Стиглера, представляет собой процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества. При этом основным методом конкурентной борьбы служит изменение цен» [27, с. 300].

Отметим далее, что большой энциклопедический словарь рассматривает конкуренцию (от лат. concurrere – сталкиваться) как «…соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов…» [8, с. 717].

Большая экономическая энциклопедия определяет конкуренцию как «…борьбу предпринимателей за получение прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства, сбыта продукции, … характерную для товарного производства, основой которого является частная собственность на средства производства» [7, с. 286].

Согласно Закону РФ «О защите конкуренции», конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1].

Исследование конкурентных отношений в эволюционном аспекте приводит к необходимости количественной и качественной оценки конкурентной позиции фирмы на том или ином рынке, которую можно характеризовать как конкурентоспособность субъекта хозяйствования.

Понятие «конкурентоспособность» буквально обозначает «быть способным к конкуренции».

Выделению конкурентоспособности в самостоятельную экономическую категорию предшествовали труды экономистов-классиков. Еще А. Смит назвал свободную конкуренцию «правилом невидимой руки», поскольку именно она, по мнению ученого, управляет действиями людей через их интересы, определяет ситуацию на рынке, успех (неудачу) всех его участников и тем самым наилучшим способом ведет к разрешению общественных проблем, максимально выгодным как отдельным лицам, так и обществу в целом [10, с. 8-9].

С тех пор разные авторы по-разному трактуют понятие «конкурентоспособность».

К примеру, И.И. Кретов, Н.А. Нагапетьянц и И.М. Лифиц акцентируют свое внимание на конкурентоспособности товара в виде совокупности его преимуществ, способствующих успешной реализации в условиях конкуренции [19, с. 13].


М. Портер понимает под конкурентоспособностью свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [20, с. 17].

В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеева говорят о конкурентоспособности как о способности хозяйствующего субъекта успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг [30].

О.А. Лебедева и Н.А. Лыгина подчеркивают, что конкурентоспособность – это комплексное понятие, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства, а именно опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта [12, с. 125].

Проанализировав взгляды исследователей на эту проблему, мы можем в самом общем смысле определить конкурентоспособность как обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

Носителями этих свойств (конкурентных преимуществ), могут быть:

  • различные виды продукции;
  • предприятия и организации или их группы, образующие отраслевые или конгломератные объединения;
  • отдельные страны или их объединения (региональные, политические, этнокультурные), ведущие конкурентную борьбу за лидерство в различных сферах международных экономических отношений.

По справедливому утверждению А.В. Андреева, необходимыми условиями в исследовании экономи­ческого содержания категории конкурентоспособность предприятия являются [3, с. 187]:

  • во-первых, представление о конкурентоспособности предприятия как о после­довательно развертывающемся процессе;
  • во-вторых, выявление четкой при­чинно-следственной связи факторов и результатов, приводящих предприятие в состояние конкурентоспособности.

Методологически корректно представить конкурентоспособность предприятия в виде процесса, в котором система це­лей, отражающая интересы ключевых «субъектов влияния», определяет показа­тели оценки эффектов, в соответствии с которыми приводится внутренний по­тенциал предприятия, формирующий конкурентные преимущества, обеспечи­вающие конкурентоспособность предприятия (рисунок 1).

Рис.1. Процесс формирования конкурентоспособности предприятия


В состав системы внутреннего потенциала предприятия А.В. Андреев включает: ресурсный потенциал, производственный потенциал, потенциал трудовых ресурсов, потен­циал системы управления и финансовый потенциал. Система внутреннего по­тенциала предприятия и ее элементы представляют собой факторы конкурен­тоспособности, выступающие внутренними источниками самодетерминации конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества здесь выступают в качестве непосредственных существенных свойств системы внут­реннего потенциала предприятия [3, с. 187-188].

Таким образом, понятия конкуренции и конкурентоспособности предприятий в целом отражают их способность занять преобладающую долю рыночного сегмента, благодаря уникальному на­бору значимых показателей, отличающихся превосходством по сравнению с конкурентами и подкрепленных предпочтениями потребителей.

1.2. Эволюция теорий конкуренции

Интерес к изучению отдельных аспектов конкуренции и конкурентоспособности проявляли представители различных экономических школ.

Активное развитие капиталистических отношений и обострение конкурентной борьбы за факторы производства обусловили интерес представителей классической английской политэкономии к проблеме конкуренции. Как уже упоминалось выше, известная работа А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» послужила отправной точкой в теории конкуренции [25]. Несмотря на то, что А. Смит здесь не дает однозначного определения конкуренции и использует дефиниции «соперничество» и «соревнование», для характеристики взаимоотношений между участниками рынка, он формулирует основную функцию конкуренции, которая реализуется посредством «невидимой руки». Коммерческие интересы являются определяющими для субъектов рынка, роль конкуренции в том, что она «направляет» действия участников рынка для достижения наибольшего блага для всех. Более эффективное распределение ресурсов является результатом конкуренции, что и представляет собой общественное благо.

Повторим также, что в качестве основного механизма конкуренции А. Смит рассматривает цены, которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на динамику спроса и предложения, что приводит к конкуренции покупателей, в случае возникновения дефицита товаров, и конкуренции среди производителей в случае возникновения профицита. При этом равновесная цена формируется в процессе взаимодействия покупателей и продавцов [25, с. 57-60].