Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Сущность понятий конкуренции и конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие «конкурентоспособность» буквально обозначает «быть способным к конкуренции». Обобщая взгляды исследователей на эту проблему, мы можем определить конкурентоспособность как обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод об определенной эволюции теоретических подходов в определении экономических категорий конкуренции и конкурентоспособности. В последнее время все большее количество авторов рассматривают их в комплексе взаимоотношений предприятия с иными субъектами хозяйствования, с учетом влияния региональных и международных факторов и другими элементами внешней среды.

Предметом нашего исследования выступает деятельность ООО «Ахтамар», специализирующегося на разработке, производстве и реализации мебели в г. Барнауле.

Несмотря на активную производственную и торговую деятельность ООО «Ахтамар» не является лидером рынка, уступая своим основным конкурентам ООО «Зодчие» и ООО «Гроссуляр» по целому ряду позиций – объему производства и реализации, уровню цен на продукцию, узнаваемости торговой марки, качеству продукции, технологическому оснащению производстсва и др.

Среди основных причин относительно слабых конкурентных позиций компании необходимо, прежде всего, назвать:

  • присутствие на рынке большого количества конкурентов;
  • отсутствие системы стратегического планирования;
  • неэффективную маркетинговую и рекламную деятельность;
  • отсутствие действенной системы менеджмента качества.

Решение перечисленных проблем путем разработки комплексной программы стратегического развития организации, основанной на матрице И. Ансоффа, обеспечит ООО «Ахтамар» устойчивое конкурентное положение, позволит постоянно расширять рынок сбыта и добиваться стабильного роста финансово-экономических показателей.

Уже в первый год реализации проекта предполагается получение прибыли от продаж и чистой прибыли в размере 148,12% от суммы 2016 г., что полностью подтверждает экономическую эффективность подготовленных нами рекомендаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // СПС «Консультант плюс. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2017)
  2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
  3. Андреев А.В. Развитие концепции конкурентоспособности предприятия (на примере предприятий пищевой промышленности) // Вестник ПАГС. - 2012. - С. 186-194
  4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2014. – 416 с.
  5. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015. – 122 с.
  6. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 2014. – 627 с.
  7. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2012. – 816 с.
  8. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Большая российская энциклопедия, 2012. – 2015 с.
  9. Волошин А.В., Александров Ю.Л. Эволюция теорий конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке // Экономические науки. – 2017. – № 4. – С. 330-338.
  10. Ильенок А.О. Совершенствование экономических механизмов повышения конкурентоспособности предприятий. – Саратов, 2012. – 224 с.
  11. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. – М.: Эксмо, 2016. – 464 с.
  12. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 192 с.
  13. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 335 с.
  14. Лунев В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой. – Новосибирск: НГАЭИУ, 2017. – 164 с.
  15. Мазилкина Е.И, Паничкина Т.Г. Управление конкурентоспособностью. – М.: Омега-Л, 2015. – 325 с.
  16. Маркс К., Энельс Ф. Сочинения. Т. 23: Капитал. Т. 1. – М.: Наука, 1990. – 908 с.
  17. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Прогресс, 2013. – 416 с.
  18. Милль Дж.С. Основы политической экономии. Т. 1. – М.: Прогресс, 2011. – 480 с.
  19. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг: учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 272 с.
  20. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 454 с.
  21. Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – 608 с.
  22. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. – М.: Эксмо, 2013. – 960 с.
  23. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 2012. – 362 с.
  24. Рыночная экономика: словарь / Под ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 2013. – 524 с.
  25. Смит А. Исследование о богатствах народов. – М.: Академия, 2013. – 255 с.
  26. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 170 с.
  27. Стиглер Дж. Вехи экономической мысли: теория фирмы. Т. 2. / Под ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Питер, 2012. – 380 с.
  28. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. – М.: Дело, 2013. – 232 с.
  29. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело, 2014. – 448 с.
  30. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 528 с.
  31. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: Центр, 2014. – 302 с.
  32. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. – М.: Инфра-М, 2014. – 455 с.

Приложение 1

Организационная структура управления ООО «Ахтамар»

Приложение 2

SWОT-анализ окружения организации

Возможности:

А. Увеличение производства.

Б. Вовлечение в хозяйственный обо­рот вторичных ресурсов.

В. Повышение спроса на производи­мую продукцию.

Г. Растущий спрос на

рынке мебельной продукции.

Д. Формирование имиджа предприятия как производителя высококачественной, конкурентной продукции.

Е. Внедрение новых технических регламен-тов и стандартов.

Ж. Внедрение новых технологий и ос­воение выпуска новых видов продукции.

Угрозы:

А. Недостаток сырья и материалов с необходимыми качественными характеристиками;

Б. Высокая зависимость от поставок импортного

оборудо­вания и материалов;

В. Повышение цен на продукцию и услуги естественных монополий.

Г. Снижение внутренних цен на производимую фирмой продукцию в связи с ростом конкуренции и появлением новых крупных игроков на рынке.

Д. Нарастание конкуренции со сторо­ны поставщиков из Казахстана, Республики Беларусь, дальнего зарубежья.

Е. Возможные негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, действующих в отношении РФ санкций, девальвации рубля

Сильные стороны организации:

1. Широкий ассортимент продукции.

2. Значительный потенциал по произ­водству новых моделей продукции.

2. Рост технологического опыта производства.

3. Высокая инвестиционная привлека­тельность деятельности.

Слабые стороны:

1. Удаленность от европейской части России и мировых рынков сбыта.

2. Низкая степень внедрения совре­менных систем управления качеством.

СиВ

1 – А, В, Г, Д, Е, Ж

2 – А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

3 - А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

4 - А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

5 – А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

СиУ

1 – А, Б, В, Г, Д, Е

2 – А, Б, В, Г, Д, Е

3 – А, Б, В, Г, Д, Е

4 – А, Б, В, Г, Д, Е

5 - А, Б, В, Г, Д, Е

Продолжение Приложения 2

3. Низкая доля внедрения иннова­ционных технологий и продуктов, в том числе в связи с проблемами в привлечении кредитных ресурсов.

4. Отсутствие стратегии развития предприятия, в том числе стратегии маркетинга (отсутствие маркетинговых исследований, недостаточно активная работа с продвижением информации через СМИ, отсутствие программ лояльности и др.).

5. Отсутствие системы обучения персонала.

СлВ

1 – А, В, Г, Д, Е, Ж

2 - А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

3 - А, Б, В, Г, Е, Ж

4 - А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

5 – А, Б, Д, Е, Ж

СлУ

2 – А, Б, Г, Д, Е,

2 – В, Г, Е,

3 – А, Б, В, Г, Д, Е

4 - А, Б, В, Г, Д, Е

5 – Д, Е


Приложение 3

Критерии и показатели конкурентоспособности организации

Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия

Методика расчета показателя

Показатели

Абс. изм.

2014

2015

2016

2015-2014

2016-2015

1.Эффективность производственной деятельности предприятия

1.1.Издержки произ-водства на единицу продук­ции, руб.

Валовые издержки / Объем выпуска (продаж) продукции

0,91

0,91

0,92

-

0,01

1.2.Фондоотдача, руб.

Объем выпуска продукции / Сред-негодовая стоимость ОПФ

5,36

5,79

6,51

0,43

0,72

1.3.Рентабельность товара, %

Прибыль от реализации / Полная себестоимость х 100%

6,72

6,56

6,29

- 0,16

- 0,27

1.4.Производитель-ность труда, тыс. руб. / чел.

Объем выпуска продукции / Среднесписочная численность

334,0

443,6

519,7

109,6

76,1

2.Финансовое положение предприятия

2.1.Коэффициент автономии

Собственные средства предприятия / Общая сумма источников финансирования

0,25

0,21

0,20

- 0,04

- 0,01

2.2.Коэффициент абсолютной ликвидности

Денежные средства и быстрореали-зуемые ценные бумаги / Краткосрочные обязательства

0,066

0,062

0,052

- 0,004

- 0,01

2.3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Выручка от реализации продукции / Среднегодовой остаток оборотных средств

7,55

8,17

9,90

0,62

1,73

3.Эффективность организации сбыта и продвижения товара

3.1.Рентабельность продаж, %

Прибыль от реализации / Объем продаж х 100%

6,30

6,16

5,92

- 0,14

- 0,24


Продолжение Приложения 3

3.2.Коэффициент затоваренности готовой продукции

Объем нереализо-ванной продукции / Объем продаж

0,04

0,03

0,03

- 0,01

-

3.3.Коэффициент загрузки производственной мощности

Объем выпуска продукции / Производственная

мощность

0,69

0,72

0,74

0,03

0,02

3.4.Коэффициент эффективности рекламы и стимулирования сбыта

Затраты на рекламу и стимулирование сбыта / Прирост прибыли от реализации

2,12

2,09

2,10

- 0,03

0,01

Приложение 4

Сравнительный анализ конкурентоспособности предприятий в 2016 г.

Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1.1.Издержки произ-водства на единицу продук­ции, руб.

0,92

0,77

0,78

0,95

0,93

5

10

10

5

5

1.2.Фондоотдача, тыс. руб.

6,51

10,22

6,70

4,55

4,50

10

15

10

5

5

1.3.Рентабельность товара, %

6,29

9,68

9,50

6,10

6,06

5

10

10

5

5

1.4.Производительность труда, тыс. руб. / чел.

519,7

352,4

357,9

400,1

374,5

10

5

5

5

5

2.1.Коэффициент автономии

0,20

0,68

0,64

0,24

0,20

5

15

15

5

5

2.2.Коэффициент абсолютной ликвидности

0,052

0,44

0,39

0,06

0,09

5

15

15

5

5

2.3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

9,90

4,15

5,10

8,65

9,70

5

15

15

5

5

3.1.Рентабельность продаж, %

5,92

10,65

10,11

5,22

5,50

5

10

10

5

5

3.2.Коэффициент затоваренности готовой продукции

0,03

0,01

0,03

0,03

0,04

5

10

5

5

5

3.3.Коэффициент загрузки производственной мощности

0,74

0,76

0,77

0,73

0,66

15

15

15

15

10

3.4.Коэффициент эффективности рекламы и стимулирования сбыта

2,10

5,12

8,35

2,0

1,10

5

10

15

15

5

Конкурентоспособность

6,8

11,8

11,4

6,8

5,4


Приложение 5

Петля качества

Приложение 6

Новая структура управления организацией