Файл: Понятие, назначение, структура и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Долгое время вопросы уголовного наказания и его практического применения были предметом уголовного права. В результате усложнения системы уголовных наказаний, появления новых органов исполнения наказаний из уголовного права начала выделяться самостоятельная отрасль, которая в разных странах стала называться пенология, пенитенциарное право. Объектами их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний.

Пенитенциарная политика государства – это система всех мер и средств воздействия на осужденных, где их ресоциализации придается системный характер. На данный момент развития уголовно - исполнительного законодательства существуют значительные проблемы в реализации исполнения наказаний, системе наказаний.

Уголовно-исполнительное законодательство является отражением уголов­ной и уголовно-исполнительной политики государства. И это закономерно, по­скольку во все времена законодательство выражало политические установки в социальной сфере, регулируемой конкретной отраслью права. Термин «уголов­но-исполнительное законодательство» находит употребление в научных кругах в начале 90-х годов, юридически же данная терминология была закреплена с принятием 8 января 1997 года Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ[1]).

Актуальность темы. Вступивший в действие 1 июля 1997 года УИК РФ создал прочную право­вую базу для развития УИС, однако исправительные учреждения оказались не готовы к исполнению лишения свободы в рамках новых законодательных тре­бований, сформированных на основе основополагающих международных до­кументов, определяющих правовое положение осужденных и условия их со­держания в местах лишения свободы. Требовалась кардинальная реорганизация исправительных учреждений, расширение жилой площади, создание бытовых условий, изменение в целом подходов к уголовно-исполнительному процессу, в том числе отношения персонала к правам и законным интересам осужденных, признание их нерушимости и обязательной обеспеченности, вне зависимости от материально-финансовых и иных трудностей.

Необходимо менять качественное содержание деятельности учреж­дений и органов, исполняющих уголовные наказания, обеспечить окончатель­ный отход от преобладавших в исправительных учреждениях того времени си­ловых методов воздействия на осужденных, неуважения к закрепленным в за­конодательстве их правам и законным интересам.


Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе изучения уголовно-исполнительного законодательства.

Предмет исследования. В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют: нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ и федеральных законов; научные публикации и материалы периодической печати, относящиеся к теме исследования.

Теоретическая база  исследования сформировалась в результате изучения и использования теоретического материала, литературных источников, официальных документов и публикаций периодической печати.

Методологическую основу составляют общенаучные (анализ, синтез, индук­ция, дедукция, системно-структурный подход) и частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, статистический).

Целью данной работы является исследование понятия, назначения, структуры и задач уголовно-исполнительного законодательства РФ.

Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач:

- изучить понятие, структуру и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ;

- проанализировать особенности назначения уголовно-исполнительного законодательства;

- определить перспективы развития и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства России.

Глава 1. Понятие, структура и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ

1.1 Понятие и структура уголовно-исполнительного законодательства

Федеральные законы и подзаконные акты, которые регламентируют порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний, должны иметь соответствующую форму и содержание.

В ст. 2 УИК РФ[2] дано понятие структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства. Где сказано, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.


Уголовно-исполнительное законодательство РФ устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждены; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобожденным лицам.

Уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении федеральных органов РФ (ст. 71 Конституции РФ[3]).

В соответствие с ч.3 ст.15 Конституции РФ нормативные акты по вопросам прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию, если не предусмотрено иное. Правовые акты, которые не прошлие регистрацию. а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не являются вступившими в законную силу, а, следовательно, не влекут правовых последствий и не могут регулировать уголовно- исполнительные правоотношения.

1.2 Задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ

Задачи уголовно-исполнительного законодательства сформулированы в ч. 2 ст.1 УИК. Этими задачами являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий отбывания наказания решается и в Общей части УИК РФ, где определяются общие условия исполнения и отбывания наказания, и в Особенной части, где указанные условия и порядок конкретизируются применительно к отдельным видам наказания[4].

Аналогичным образом решаются и иные задачи. К примеру, задача определения средств исправления осужденных решается путем указания этих средств в ст. 9 УИК РФ, а затем конкретизируется и уточняется применительно к специфике исполнения и отбывания отдельных видов уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод осужденных и законных интересов осужденных находит свое разрешение в нормах о правовом статусе осужденных, их основных правах, обращениях осужденных и более подробно - в нормах, регламентирующих права и законные интересы осужденных различных категорий[5].


Важное место в уголовно-исполнительном законодательстве отведено и задаче оказания осужденным помощи в социальной адаптации. Это связано с тем, что успешная социальная адаптация после освобождения от отбывания наказания существенно снижает риск совершения осужденным новых преступлений. Длительный отрыв от общества, трудового коллектива, семьи ведет к утрате осужденным социально полезных связей. Поэтому при исполнении наказания уделяется большое внимание ресоциализации осужденных, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве, оказанию им психологической помощи. Социальная адаптация осужденных предполагает также и контроль за поведением осужденных отдельных категорий после освобождения.

Цели уголовно-исполнительного законодательства определяются особен­ностями взаимоотношений уголовного и уголовно-исполнительного права. Уголовное право, формируя институт наказания, определяет особенности от­расли уголовно-исполнительного права только в самих общих чертах, закреп­ляя виды наказаний, их содержание, карательные элементы, реализующиеся че­рез комплекс правоограничений, присущих тому или иному виду наказания[6].

Причем, обозначая правоограничения конкретного вида наказания, уголовное право их не конкретизирует, относя эти моменты к компетенции уголовно- исполнительного права. Аналогично проявление и целей уголовного наказания. Уголовный закон определяет цели наказания (ст. 43 УК РФ), но их реализацию и содержание механизмов реализации относит к уголовно-исполнительному за­конодательству[7].

Цели уголовно-исполнительного законодательства имеют более широкое содержание, так как определяются двумя отраслями права: уголовным и уголовно-исполнительным. Уголовное законодательство, определяя цели на­казания, не дает законодательного определения и не раскрывает их содержание. Видимо и нет необходимости перегружать материальную отрасль несвойствен­ными ей понятиями, так как это прерогатива других отраслей. В то же время и уголовно- исполнительное законодательство не дает ответа на эти вопросы. В УИК РФ на законодательном уровне раскрывается только одна цель - исправление осуж­денных (ст. 9 УИК РФ).

В уголовно-исполнительном законодательстве содержание целей увязыва­ется с процессами исполнения уголовных наказаний, через которые они собственно и реализуются. В теории уголовно-исполнительного права в зависимости от исто­рических периодов времени эти процессы имели различное наименование: испра­вительно-трудово, карательно-воспитательный, уголовно-исполнительный, се­годня предлагается ввести понятие «уголовно-исполнительная деятельность»[8].


Основное предназначение обозначенного процесса - обеспечить реализа­цию уголовного наказания, дополняя его карательные элементы некарательными мерами исправительного воздействия. Для достижения указанных целей уголовно-исполнительное законодательство устанавливает порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяет средства исправления осужденных, преду­сматривает охрану их прав и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Поэтому цели уголовно-исполнительного законода­тельства, помимо обеспечения достижения целей наказания, имеют и свое отрас­левое предназначение, к примеру, достичь не только исправления осужденного, но и его ресоциализации. В науке уголовно-исполнительного права справедли­во отмечается, что, несмотря на определяющую роль целей уголовного наказа­ния, цели уголовно-исполнительного законодательства отличаются по времени и средствам достижения[9].

Стоит отметить, что классификация международных правовых актов при­менительно к уголовно-исполнительному законодательству России спо­собствует точному и правильному закреплению международных стан­дартов обращения с осужденными в национальных нормах права, помо­гает понять их специфику и способствует эффективной правоприме­нительной деятельности.

1.3 Классификация международных правовых актов при­менительно к уголовно-исполнительному законодательству России

Классификация международных стандартов обращения с осужденными спо­собствует правильному отбору и закреплению международных нормативных актов в национальном законодательстве, помогает понять их место, значение, функции, специфику и т. д. Объектами классификации в данном случае будут выступать меж­дународные стандарты обращения с осужденными, которые возникли в уголовно-исполни­тельных правоотношениях Российской Федерации.

Как известно, классификация международных стандартов обращения с осуж­денными имеет большое значение, так как в теоретическом плане посредством классификации осуществляется изучение правоотношений, возникающих в связи и по поводу исполнения (отбывания) уголовных наказаний. С практической стороны их классификация играет важную роль для законодателей и практических работников учреждений и органов, применяющих право. В первом случае она способствует точному и правильному отбору и закрепле­нию международных стандартов обращения с осужденными в нормах права, во вто­ром - помогает понять их специфику, что является необходимым условием для осу­ществления правоприменительной деятельности[10].