Файл: Понятие, назначение, структура и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, структура и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ
1.1 Понятие и структура уголовно-исполнительного законодательства
1.2 Задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ
Глава 2. Назначение уголовно-исполнительного законодательства
2.1 Определение и значение целей уголовно-исполнительного законодательства
2.2 Соотношение целей уголовного наказания и целей уголовно-исполнительного законодательства
Глава 3. Перспективы развития и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства России
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Долгое время вопросы уголовного наказания и его практического применения были предметом уголовного права. В результате усложнения системы уголовных наказаний, появления новых органов исполнения наказаний из уголовного права начала выделяться самостоятельная отрасль, которая в разных странах стала называться пенология, пенитенциарное право. Объектами их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний.
Пенитенциарная политика государства – это система всех мер и средств воздействия на осужденных, где их ресоциализации придается системный характер. На данный момент развития уголовно - исполнительного законодательства существуют значительные проблемы в реализации исполнения наказаний, системе наказаний.
Уголовно-исполнительное законодательство является отражением уголовной и уголовно-исполнительной политики государства. И это закономерно, поскольку во все времена законодательство выражало политические установки в социальной сфере, регулируемой конкретной отраслью права. Термин «уголовно-исполнительное законодательство» находит употребление в научных кругах в начале 90-х годов, юридически же данная терминология была закреплена с принятием 8 января 1997 года Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ[1]).
Актуальность темы. Вступивший в действие 1 июля 1997 года УИК РФ создал прочную правовую базу для развития УИС, однако исправительные учреждения оказались не готовы к исполнению лишения свободы в рамках новых законодательных требований, сформированных на основе основополагающих международных документов, определяющих правовое положение осужденных и условия их содержания в местах лишения свободы. Требовалась кардинальная реорганизация исправительных учреждений, расширение жилой площади, создание бытовых условий, изменение в целом подходов к уголовно-исполнительному процессу, в том числе отношения персонала к правам и законным интересам осужденных, признание их нерушимости и обязательной обеспеченности, вне зависимости от материально-финансовых и иных трудностей.
Необходимо менять качественное содержание деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, обеспечить окончательный отход от преобладавших в исправительных учреждениях того времени силовых методов воздействия на осужденных, неуважения к закрепленным в законодательстве их правам и законным интересам.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе изучения уголовно-исполнительного законодательства.
Предмет исследования. В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляют: нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ и федеральных законов; научные публикации и материалы периодической печати, относящиеся к теме исследования.
Теоретическая база исследования сформировалась в результате изучения и использования теоретического материала, литературных источников, официальных документов и публикаций периодической печати.
Методологическую основу составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, системно-структурный подход) и частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, статистический).
Целью данной работы является исследование понятия, назначения, структуры и задач уголовно-исполнительного законодательства РФ.
Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач:
- изучить понятие, структуру и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ;
- проанализировать особенности назначения уголовно-исполнительного законодательства;
- определить перспективы развития и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства России.
Глава 1. Понятие, структура и задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ
1.1 Понятие и структура уголовно-исполнительного законодательства
Федеральные законы и подзаконные акты, которые регламентируют порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний, должны иметь соответствующую форму и содержание.
В ст. 2 УИК РФ[2] дано понятие структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства. Где сказано, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.
Уголовно-исполнительное законодательство РФ устанавливает общие положения и принципы исполнения наказаний, применение иных мер уголовно-правового характера; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждены; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобожденным лицам.
Уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении федеральных органов РФ (ст. 71 Конституции РФ[3]).
В соответствие с ч.3 ст.15 Конституции РФ нормативные акты по вопросам прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию, если не предусмотрено иное. Правовые акты, которые не прошлие регистрацию. а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не являются вступившими в законную силу, а, следовательно, не влекут правовых последствий и не могут регулировать уголовно- исполнительные правоотношения.
1.2 Задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ
Задачи уголовно-исполнительного законодательства сформулированы в ч. 2 ст.1 УИК. Этими задачами являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Задача регулирования порядка и условий отбывания наказания решается и в Общей части УИК РФ, где определяются общие условия исполнения и отбывания наказания, и в Особенной части, где указанные условия и порядок конкретизируются применительно к отдельным видам наказания[4].
Аналогичным образом решаются и иные задачи. К примеру, задача определения средств исправления осужденных решается путем указания этих средств в ст. 9 УИК РФ, а затем конкретизируется и уточняется применительно к специфике исполнения и отбывания отдельных видов уголовного наказания.
Задача охраны прав, свобод осужденных и законных интересов осужденных находит свое разрешение в нормах о правовом статусе осужденных, их основных правах, обращениях осужденных и более подробно - в нормах, регламентирующих права и законные интересы осужденных различных категорий[5].
Важное место в уголовно-исполнительном законодательстве отведено и задаче оказания осужденным помощи в социальной адаптации. Это связано с тем, что успешная социальная адаптация после освобождения от отбывания наказания существенно снижает риск совершения осужденным новых преступлений. Длительный отрыв от общества, трудового коллектива, семьи ведет к утрате осужденным социально полезных связей. Поэтому при исполнении наказания уделяется большое внимание ресоциализации осужденных, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве, оказанию им психологической помощи. Социальная адаптация осужденных предполагает также и контроль за поведением осужденных отдельных категорий после освобождения.
Цели уголовно-исполнительного законодательства определяются особенностями взаимоотношений уголовного и уголовно-исполнительного права. Уголовное право, формируя институт наказания, определяет особенности отрасли уголовно-исполнительного права только в самих общих чертах, закрепляя виды наказаний, их содержание, карательные элементы, реализующиеся через комплекс правоограничений, присущих тому или иному виду наказания[6].
Причем, обозначая правоограничения конкретного вида наказания, уголовное право их не конкретизирует, относя эти моменты к компетенции уголовно- исполнительного права. Аналогично проявление и целей уголовного наказания. Уголовный закон определяет цели наказания (ст. 43 УК РФ), но их реализацию и содержание механизмов реализации относит к уголовно-исполнительному законодательству[7].
Цели уголовно-исполнительного законодательства имеют более широкое содержание, так как определяются двумя отраслями права: уголовным и уголовно-исполнительным. Уголовное законодательство, определяя цели наказания, не дает законодательного определения и не раскрывает их содержание. Видимо и нет необходимости перегружать материальную отрасль несвойственными ей понятиями, так как это прерогатива других отраслей. В то же время и уголовно- исполнительное законодательство не дает ответа на эти вопросы. В УИК РФ на законодательном уровне раскрывается только одна цель - исправление осужденных (ст. 9 УИК РФ).
В уголовно-исполнительном законодательстве содержание целей увязывается с процессами исполнения уголовных наказаний, через которые они собственно и реализуются. В теории уголовно-исполнительного права в зависимости от исторических периодов времени эти процессы имели различное наименование: исправительно-трудово, карательно-воспитательный, уголовно-исполнительный, сегодня предлагается ввести понятие «уголовно-исполнительная деятельность»[8].
Основное предназначение обозначенного процесса - обеспечить реализацию уголовного наказания, дополняя его карательные элементы некарательными мерами исправительного воздействия. Для достижения указанных целей уголовно-исполнительное законодательство устанавливает порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, определяет средства исправления осужденных, предусматривает охрану их прав и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Поэтому цели уголовно-исполнительного законодательства, помимо обеспечения достижения целей наказания, имеют и свое отраслевое предназначение, к примеру, достичь не только исправления осужденного, но и его ресоциализации. В науке уголовно-исполнительного права справедливо отмечается, что, несмотря на определяющую роль целей уголовного наказания, цели уголовно-исполнительного законодательства отличаются по времени и средствам достижения[9].
Стоит отметить, что классификация международных правовых актов применительно к уголовно-исполнительному законодательству России способствует точному и правильному закреплению международных стандартов обращения с осужденными в национальных нормах права, помогает понять их специфику и способствует эффективной правоприменительной деятельности.
1.3 Классификация международных правовых актов применительно к уголовно-исполнительному законодательству России
Классификация международных стандартов обращения с осужденными способствует правильному отбору и закреплению международных нормативных актов в национальном законодательстве, помогает понять их место, значение, функции, специфику и т. д. Объектами классификации в данном случае будут выступать международные стандарты обращения с осужденными, которые возникли в уголовно-исполнительных правоотношениях Российской Федерации.
Как известно, классификация международных стандартов обращения с осужденными имеет большое значение, так как в теоретическом плане посредством классификации осуществляется изучение правоотношений, возникающих в связи и по поводу исполнения (отбывания) уголовных наказаний. С практической стороны их классификация играет важную роль для законодателей и практических работников учреждений и органов, применяющих право. В первом случае она способствует точному и правильному отбору и закреплению международных стандартов обращения с осужденными в нормах права, во втором - помогает понять их специфику, что является необходимым условием для осуществления правоприменительной деятельности[10].