Файл: Управление конфликтами в социально-экономических системах (Анализ содержания конфликтов в магазине «Магнит»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продавец универсал - это самая массовая позиция. Обычно в одной смене трудятся от четырех таких сотрудников. Их можно назвать продавцами-универсалами, потому что на них держатся практически все операции в магазине. И работа на кассе, и выкладка и прием товара, и общение с покупателями - им постоянно приходится разъяснять, где какой товар надо искать. Работать сложно и порой даже опасно - попадаются очень нервные клиенты, которые могут оскорбить или даже ударить.

Сотрудники магазина приходят на работу 8.30-9.00 утра. Магазин начинает работать с 9.00 утра.

Ассортимент компании «Магнит» насчитывает более 50 000 наименований, представленность тех или иных категорий зависит, прежде всего, от формата магазина, а значит и от целевой аудитории данного магазина.

Деятельность магазина универсама «Магнит» активно поддерживается различными маркетинговыми средствами. Выпускается ежемесячные каталоги «Магнит». Регулярно проводятся промо-акции и мероприятия для покупателей.

В универсаме «Магнит» постоянно проходит акции на различные группы ассортимента товаров, цены в период акций значительно снижены и как правило являются самыми низкими по городу. В торговом зале эти товары выставляются на палетах и обозначаются специальными ценниками. Также найти товары с акции покупателям помогают рекламно-информационные каталоги «Магнит».

2.2. Анализ содержания конфликтов в магазине «Магнит»

Деятельность магазина универсама «Магнит» основывается на нормативных и локальных документах предприятия:

  • Трудовом кодексе;
  • Положение о магазине-универсаме «Магнит»;
  • Коллективном договоре;
  • Положение об организации по охране труда в магазине;
  • Положение о социальных программах;
  • Положение о наградах;
  • Положение о порядке предоставления путевок;
  • Положение о предоставлении займов;
  • Положение о премировании;
  • Положение об оплате труда.

На данный момент магазин имеет достаточное количество кадров.

Таблица 1 - Социально-демографический состав «Магнит» на начало года, чел.

Показатели

2016г

2017г

1. Общая численность работников, всего

59

65

В том числе:

женщины

33

34

мужчины

26

31

2. Численность работников по возрастным группам:

до 18 лет

2

4

18-30 лет

24

26

31 -40 лет

24

26

41-50 лет

9

9

51 -59 лет

0

0

60 лет и более

0

0

3. Численность руководящих кадров

7

7


Общая численность работников магазина универсама «Магнит» по состоянию на начало 2017 года составляет 65 человек, из них 31 сотрудников мужчины, 34 - женщины.

Таблица 2 - Анализ текучести кадров в магазине «Магнит»

Показатели

2016 г

2017 г

Изменение

(+/-)

Состояло по списку на начало года, чел.

62

59

-3

Принято, чел.

7

14

+7

Выбыло с предприятия:

10

8

-2

по собственному желанию

10

8

-2

за нарушение трудовой дисциплины

0

0

0

Состояло на конец года, чел.

59

65

+6

Среднесписочная численность персонала за последний год увеличилась на 6 работников. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала, необходимые для качественного выполнения трудовых обязанностей, осуществляются в соответствии с ежегодным планом подготовки кадров.

Таблица 3 - Оплата труда работников «Магнит»

Показатели

2015г

2016г

2017г

Среднемесячный доход сотрудника (включая социальные отчисления), руб.

29604

29847

30402

В течение 2017 года планомерно проводилась работа по повышению уровня оплаты труда всем категориям персонала за счет: увеличения должностных окладов, персональных надбавок и других выплат стимулирующего характера: увеличения расценок за выполнение дополнительных работ.

Для определения содержания и специфики конфликтов в магазине «Магнит» в период прохождения преддипломной практики было выполнено анкетирование работников магазина.

В исследовании принимали участие 10 человек – трудовой коллектив магазина, продавцы, кассиры, товаровед, а также один руководитель.

Основной методикой является опрос Басса-Дарки (приложение 1).

Результаты тестирования сотрудников представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты тестирования сотрудников магазина универсама «Магнит» по методике Басса-Дарки

№испытуемого

Показатели

Общий вывод

Стиль конфликтного поведения

Оценка по восьмибальной системе

Оценка по сорокабальной системе

1

ВА

5 - Высокий уровень

14 - Средний уровень

Чрезмерно общителен, способен на сотрудничество, компромисс; искренен, но не сдержан

Вывод: Конструктивный стиль

2

ЭА

4 -Средний уровень

9 - Невысокий уровень

Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении»

Вывод: Конструктивный стиль

3

ЭА

3 -Средний уровень

17 - Высокий уровень

В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации, очень эмоционален

Вывод: Деструктивный стиль

4

СА

2 -Низкий уровень

7 - Низкий уровень

Необщителен, избегает конфликтов, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

Вывод: Конструктивный стиль

5

ВА

4 -Средний уровень

18 -Высокий уровень

В меру общителен, способен к сотрудничеству и компромиссу, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

Вывод: Деструктивный стиль

6

ПА

4 - Средний уровень

12 - Средний уровень

Весьма общителен, склонен к поиску компромисса или избегает конфликты, не всегда сдержан

Вывод: Конструктивный стиль

7

ПА

2 - Низкий уровень

11 - Средний уровень

Необщительный в конфликтной ситуации старается приспособиться; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

Вывод: Конструктивный стиль

8

СА

4 -Средний уровень

16 -Высокий уровень

В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации, склонен к агрессивному поведению

Вывод: Деструктивный стиль

9

ЭА

4 -Средний уровень

8 -Низкий уровень

Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении»

Вывод: Конструктивный стиль

10

ЭА

5 -Высокий уровень

15 -Высокий уровень

Чрезмерно общительный, находит компромисс или избегает конфликта, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации

Вывод: Деструктивный стиль


Анализируя полученные в результате диагностики показатели, мы приходим к выводу, что:

1) руководитель (1) обладает конструктивным стилем управления конфликтами в деловом общении);

2) 4 респондента обладают высоким уровнем агрессии – эти люди всюду чувствуют себя не в своей тарелке, и не всегда доводят дело до конца;

3) 6 человек обладают средним и низким уровнем агрессии, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами;

4) 2 человека отличатся низким уровнем агресии – они замкнуты, предпочитают одиночество.

Анализируя показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников компании, мы выявили, что 6 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон. Четыре человека могут пойти на разворачивание агрессии в конфликтной ситуации.

Таким образом, в общем, для группы характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль и поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.

В результате анкетирования определены специфические особенности конфликтов в деловом общении сотрудников магазина.

Карта типичных конфликтных ситуаций приведена в таблице 5.

Таблица 5 - Карта конфликтных ситуаций в магазине «Магнит»

Типичные конфликтные ситуации

Причины конфликтных ситуаций

Конфликтные ситуации с коллегами

1. Несовпадение взглядов;

2. Психологическая несовместимость;

3. Личные взаимоотношения;

4. Распределение обязанностей по работе;

5. Борьба за первенство (лидерство) в коллективе.

Конфликты с руководителем

1. Невыполнение требований руководителя

2. Несовместимость взглядов на проблему и ее решение

Конфликты с внешним окружением

1. Невыполнение обязательств перед клиентом

2. Доставка продукции значительно позже установленного срока

3. Несовместимость общения. «Трудные» клиенты

4. Менеджер не предоставляет точную информацию клиенту.

Таким образом, можно сделать вывод, что типичные конфликты в магазине «Магнит» чаще выполняют в основном конструктивные функции, способствующие интеграции персонала. Особую роль в решении конфликтных ситуаций играет руководитель. Следует отметить, что в магазине также имеют место и деструктивные стили, которые могут угрожать стабильности работы. В результате, существует определенная потребность в совершенствовании работы администрации магазина в разрешении конфликтов сотрудников в деловом общении.


3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В МАГАЗИНЕ «МАГНИТ»

Возникновение и развитие конфликтов в магазине «Магнит» обусловлены действием четырех групп факторов: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. В зависимости от влияния этих факторов все мероприятия по кадровой безопасности, направленные на выявление, предупреждение и разрешение деструктивных конфликтов, можно разделить на следующие группы: мероприятия на стадии трудоустройства, приема на работу (табл.6); мероприятия на стадии работы персонала в компании (табл.7); мероприятия на стадии увольнения персонала (табл.8).

Уже на этапе трудоустройства существует опасность принять на работу кандидата с психологической предрасположенностью к конфликтам, если не проводятся соответствующие мероприятия. В будущем такой работник с большой вероятностью не даст руководству заскучать - особенно если ему удастся найти повод для судебной тяжбы. Судить о вероятном конфликте можно уже с момента перехода сотрудника на ключевую должность. Однако выявить его сразу же, скорее всего, не удастся - большинство конфликтов в течение долгого времени протекают латентно. Но, как только будут затронуты личные или профессиональные интересы ключевого сотрудника (которые к тому же не будут соответствовать целям компании), ждите неприятностей.

Таблица 6 - Мероприятия по кадровой безопасности магазина на стадии приема на работу, трудоустройства

Фактор
конфликтности

Группа
мероприятий

Мероприятия

Объективный
фактор

Выявление конфликта

- Проведение интервью

Пресечение конфликта

- Прерывание процесса приема на работу.
Отказ кандидату в трудоустройстве.
- Составление рекомендации руководителю
потенциального сотрудника о
предрасположенности последнего к
деструктивным конфликтам

Предупреждение конфликта

- Проведение профилактических бесед о
возможном возникновении деструктивных
конфликтов с ключевыми сотрудниками

Организационно-
управленческий
фактор

Выявление конфликта

- Прием несогласия кандидата с политикой
компании. Отказ кандидата подписывать,
заполнять документы при трудоустройстве

Пресечение конфликта

- Заключение трудового договора
- Ознакомление сотрудника с правилами
трудового распорядка.
- Ознакомление сотрудника с должностной
инструкцией.
- Подписание положения о материальной
ответственности ключевого сотрудника.
- Подписание соглашения о неразглашении
конфиденциальной информации

Предупреждение конфликта

- Приведение документов кадрового
делопроизводства и кадровой политики в
соответствии с ТК и ГК РФ, Конституцией

Социально-
психологический
фактор

Выявление конфликта

Мероприятия осуществляются в процессе
работы сотрудника, а также в процессе увольнения

Пресечение конфликта

Предупреждение конфликта

Личностный
фактор

Выявление конфликта

- Психодиагностическое обследование кандидата при приеме на работу.
- Психофизиологическое обследование кандидата при приеме на работу.
- Информационно-аналитическая справка на
кандидата при приеме на работу

Пресечение конфликта

- Прерывание процесса приема на работу.
Отказ кандидату в трудоустройстве.
- Составление рекомендации руководителю потенциального сотрудника о предрасположенности последнего к деструктивным конфликтам

Предупреждение конфликта

- Проведение профилактических бесед с
руководителями отделов, подразделений о
возможном возникновении деструктивных
конфликтов с ключевыми сотрудниками


Таблица 7 - Мероприятия по кадровой безопасности магазина универсама «Магнит» на стадии работы персонала

Фактор
конфликтности

Группа
мероприятий

Мероприятия

Объективный
фактор

Выявление
конфликта

- Получение словесного или документального подтверждения конфликта.
- Мероприятия по измерению эффективности коллектива.
- Мероприятия по учету рабочего времени сотрудника. Санкционированная видеосъемка деструктивного конфликта

Пресечение конфликта

- Выбор стратегии пресечения конфликта.
- Временное отстранение сотрудника от выполнения должностных обязанностей.
- Завершение конфликта увольнением сотрудника

Предупреждение конфликта

- Проведение профилактических бесед о возможном возникновении деструктивных конфликтов

Организационно-
управленческий
фактор

Выявление конфликта

- Проведение внутреннего разбирательства

Пресечение
конфликта

- Изменение условий труда: расположение рабочего места, перевод сотрудника на другую должность, в другое подразделение, изменение заработной платы…
- Проведение конструктивных переговоров с ключевым сотрудником.
- Увольнение ключевого сотрудника

Предупреждение
конфликта

- Проведение мероприятий, тренингов и семинаров, оптимизация организационной структуры, культуры;

- Внесение изменений в должностные
инструкции, трудовой договор, в правила трудового распорядка, уточнение положений о мотивации и
наказании сотрудников, о наставничестве, о кадровой политике и корпоративной культуре.

Социально-
психологический
фактор

Выявление
конфликта

- Мероприятия по выявлению социально-психологического климата, структуры коллектива.
- Мероприятия по исследованию стиля руководства
- Мероприятия по измерению уровня конфликтности трудового коллектива

Пресечение
конфликта

- Проведение конструктивных переговоров конфликтующей стороной с психологом и HR- специалистом.

- Наем медиатора.

- Устранение социально-психологических причин конфликтов

Предупреждение конфликта

Специальные профилактические мероприятия
для повышения лояльности персонала, по повышению благоприятного социально- психологического климата в коллективе, по повышению уровня групповой сплоченности в коллективе, по снижению уровня конфликтности, по совершенствованию стиля управления коллективом

Личностный
фактор

Выявление
конфликта

- Психодиагностическое, физиологическое обследование сотрудника.
- Фиксация сотрудника компании в состоянии алкогольного/наркотического опьянения

Пресечение
конфликта

- Блокировка личностных причин возникновения конфликтов.
- Увольнение ключевого сотрудника.
- Проведение конструктивных переговоров с ключевым сотрудником

Предупреждение
конфликта

- Проведение профилактических тренингов