Файл: Управление конфликтами в социально-экономических системах (Анализ содержания конфликтов в магазине «Магнит»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 8 - Мероприятия по кадровой безопасности магазина универсама «Магнит» на стадии увольнения сотрудника

Фактор
конфликтности

Группа
мероприятий

Мероприятия

Объективный
фактор

Выявление
конфликта

- Фиксация внезапного желания ключевого
сотрудника покинуть компанию.
- Выявление преднамеренного нарушения
трудового соглашения для его расторжения.
- Провокация со стороны сотрудника,
ведущая к возникновению конфликта

Пресечение
конфликта

- Временное отстранение от исполнения
должностных обязанностей.
- Увольнение сотрудника согласно ТК РФ

Предупреждение
конфликта

- Специальные технические мероприятия

Организационно-
управленческий
фактор

Выявление
конфликта

- Прием несогласия сотрудника с политикой
компании. Отказ сотрудника в выполнении
должностных обязанностей.
- Подтверждение результатов внутреннего
расследования/разбирательства о
преднамеренном нарушении трудового
соглашения

Пресечение
конфликта

- Оптимизация организационной структуры
отдела, подразделения, компании.
- Внесение изменений в должностные
инструкции согласно современному состоянию
компании.
- Внесение изменений в трудовой договор.
- Внесение изменений в правила трудового
распорядка.
- Разработка положения о мотивации и
наказании сотрудников компании.
- Разработка положения о наставничестве.
- Разработка положения о кадровой политике
и корпоративной культуре.
- Мероприятия по устранению недостатков в
организации производственных процессов.
- Разработка положения о материальной
ответственности ключевого сотрудника.
- Разработка соглашения о неразглашении
конфиденциальной информации/коммерческой
тайны.
- Разработка положения об увольнении
сотрудника

Предупреждение
конфликта

- Проведение профилактических бесед с
руководителями, HR и службой безопасности
о возможном внезапном увольнении ключевых
сотрудников. Последствия данных увольнений

Продолжение таблицы 8

Фактор
конфликтности

Группа
мероприятий

Мероприятия

Социально-
психологический
фактор

Выявление
конфликта

- Анкетирование коллег увольняющегося
сотрудника.
- Мероприятия по выявлению социально-
психологического климата в трудовом
коллективе.
- Мероприятия по исследованию социально-
психологической структуры коллектива.
- Мероприятия по исследованию стиля
руководства коллективом.
- Мероприятия по исследованию социально-
психологического уровня лояльности
сотрудников коллектива.
- Мероприятия по измерению уровня
конфликтности трудового коллектива

Пресечение
конфликта

- Проведение конструктивных переговоров
конфликтующей стороной с психологом и HR-
специалистом.
- Наем медиатора.
- Устранение социально-психологических
причин конфликта

Предупреждение
конфликта

- Специальные профилактические мероприятия
для повышения лояльности персонала.
- Специальные профилактические мероприятия
по установлению благоприятного социально-
психологического климата в коллективе.
- Специальные профилактические мероприятия
по повышению уровня групповой сплоченности
в коллективе.
- Специальные профилактические мероприятия
по снижению уровня конфликтности в
коллективе.
- Специальные профилактические мероприятия
по совершенствованию стиля управления
коллективом руководителем

Личностный
фактор

Выявление
конфликта

- Анкетирование увольняющегося сотрудника

Пресечение
конфликта

- Мероприятия по формированию лояльности
при увольнении сотрудников

Предупреждение
конфликта

- Мероприятия по выявлению намерений
увольнения


Все предлагаемые мероприятия в магазине должны быть строго регламентированы. Каждое из них обязательно должно осуществляться в комплексе с текущими мероприятиями по кадровой политике и корпоративной культуре.

Деструктивные конфликты могут возникнуть и в процессе расторжения трудовых отношений с работником. Здесь речь может идти как о преднамеренном увольнении сотрудника по его собственному желанию - с целью причинения ущерба компании, так и об увольнении по инициативе руководства. Однако обе эти ситуации создают предпосылки к возникновению деструктивных конфликтов в организации.

Деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению деструктивных конфликтов с ключевыми сотрудниками могут осуществлять как сами участники социального взаимодействия, руководители компаний, так и специалисты службы безопасности, в том числе и кадровой. Подобную ситуацию гораздо легче предупредить, чем потом тратить время и ресурсы на поиск конструктивных решений, которые для компании не всегда будут приемлемыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликты, несомненно, создают напряженные отношения в организации, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на «выяснение отношений», тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии. Однако конфликт является и несомненным условием развития организации.

Управление конфликтом требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность.

Необходимо, чтобы внимание конфликту было уделено как можно раньше, длительное игнорирование его может привести к деструктивным последствиям. Если у руководителя совершенно бесконфликтные отношения с подчиненными, - это должно вызвать подозрения, поскольку всякая жизнедеятельность предполагает преодоление различных трудностей и, в частности, межличностных конфликтов.

В отличие от исхода конфликта разрешение конфликта предполагает сознательные волевые действия лиц, заинтересованных в разрешении конфликтов.

Необходимо управлять не конфликтом, а согласием, т.е. ходом разрешения конфликта, для разрешения назревающих или назревших конфликтов нужно использовать те моменты, которые объединяют стороны, а не те, которые их разъединяют.


Магазин «Магнит» как многие другие торговые предприятия в России являются специфическими субъектами рыночных отношений, основой организационной структуры экономики России, которые занимаются торговлей, закупками, оказанием услуг. Поскольку основой экономического потенциала магазина «Магнит» являются ресурсы, то оптимальное управление ими позволит обеспечить организации экономический рост и повышение уровня конкурентоспособности.

Управление конфликтом требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность.

Роль непосредственного руководителя – директора магазина, старшего продавца и т.п., а также роль администрации предприятия огромна в создании благоприятного морально-психологического климата. Именно эти представители управления призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей). При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 18.06.2017) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
  2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - М: Наука, 2008. -141 с.
  3. Гиляров Е.М. Конфликтология. Лекция. - 3-е изд. - М.: Вектор, 2009. – 30 с.
  4. Кибанов А.Я. Конфликтология. - М.: Академия, 2015. – 302 с.
  5. Коллективные трудовые конфликты: Россия в глобальном контексте: монография / П.В. Бизюков, П. Бирке, А.Ф. Вальковой и др.; под ред. Ю.П. Орловского, Е.С. Герасимовой. - М.: КОНТРАКТ, 2016. – 320 с.
  6. Куренной А.М. Трудовые конфликты: понятие и общая характеристика правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика.- 2010. -№.4. –С.14-20.
  7. Куренной А.М. Трудовые конфликты: понятие и общая характеристика правового регулирования // Социологический журнал. - 2016. - №.4. –С.20-25.
  8. Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе: учебное пособие для практического применения. - М.: Юстицинформ, 2014. – 158 с.
  9. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: ТК ВЕЛБИ, 2012. - 200 с.
  10. Пластинина Н. Конфликтное расставание с работником: риски и последствия // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2014. - №8. - С.53-60.
  11. Сутягин А.В. Конфликты с покупателями: проблемы и решения / под ред. А.В. Сутягина. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. - 120 с.
  12. Фролова О.В. Обратная сторона конфликта // Руководитель бюджетной организации. - 2011. - №10. - С.63-70.
  13. Цой Л.Н. Управление конфликтами: поиск ресурсов. // Конфликтменеджмент. - 2010. - №8. - С.18-21.
  14. Ясногородская О.В. Как разрешить конфликт в коллективе? // Руководитель бюджетной организации. - 2010. - №12. - С.62-68.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник Басса−Дарки

Инструкция. Предлагаемый опросник выявляет Ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно ответить на 40 вопросов либо «да», либо «нет». В ответном листе подчеркните свой ответ в соответствующей колонке.

Пометок в самом опроснике, пожалуйста, не делайте.

  1. Во время спора я часто повышаю голос.
  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что я о нем думаю.
  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я не раздумывая сделаю это.
  4. Когда я встречаю неприятного человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.
  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь внимание или доказать свою правоту.
  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.
  7. Вспоминая прошлое, порой я чувствую обиду за себя.
  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня съедает зависть.
  9. Если я не одобряю поведения своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.
  10. В большом гневе я употребляю сильные выражения (сквернословлю).
  11. Если кто−нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.
  12. Я бываю настолько взбешен, что бросаю вещи.
  13. У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.
  14. В общении с людьми я часто чувствую себя как «пороховая бочка», в постоянной готовности взорваться.
  15. Порой у меня появляется желание зло подшутить над другим человеком.
  16. Когда я сердит, то обычно мрачнею.
  17. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.
  18. В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.
  19. Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до «рукопашной».
  20. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.
  21. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.
  22. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием
  23. Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать для меня что-нибудь хорошее.
  24. Если мне нанесут обиду, то у меня пропадает желание разговаривать с кем бы то ни было.
  25. Иногда я намеренно говорю плохие вещи про человека, которого не люблю.
  26. Когда я взбешен, я говорю самое злобное ругательство.
  27. В детстве я избегал драться.
  28. Я знаю, по какой причине и когда можно кого−нибудь ударить.
  29. Когда я взбешен, я могу хлопнуть дверью.
  30. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.
  31. Я постоянно своими чувствами и переживаниями делюсь с другими людьми.
  32. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.
  33. Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.
  34. Если кто−нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.
  35. Меня раздражает, когда вещи и предметы лежат не на своем месте.
  36. Если мне не удается починить сломавшуюся и порвавшуюся вещь, то в гневе ломаю и рву ее окончательно.
  37. Другие люди мне всегда кажутся более преуспевающими.
  38. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.
  39. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.
  40. Если кто−нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

К Л Ю Ч:

ВА

ФА

ПА

ЭА

СА

1. да

17. нет

3. да

19. да

5. да

21. да

6. да

23. нет

7. да

31. нет

2. да

25. да

4. да

27. нет

12. да

29. да

14. да

30. да

8. да

32. да

9. да

26. да

11. да

28. да

13. да

35. да

15. да

37. да

16. да

49. да

10. да

33. да

18. да

34. да

20. нет

36. да

22. да

38.да

24. да

40. да

ВА- вербальная агрессия

Человек вербально, словами, выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, употребляет словесные оскорбления.

ФА – физическая агрессия

Человек склонен физически выражать свою агрессию по отношению к другому человеку и может применить грубую физическую силу.

ПА – предметная агрессия

Человек срывает свою агрессию на окружающих предметах.

ЭА – эмоциональная агрессия

У человека при общении с другим человеком возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательности по отношению у нему.

CА – самоагрессия (направлена на себя)

Человек не находится в ладу с самим собой, у него ослаблены или отсутствуют механизмы защиты «Я», он оказывается беззащитен по отношению к агрессивной среде.

Сумма баллов больше 5 означает, что у человека высокая степень агрессии по этому типу поведения и низкая степень адаптивного поведения.

Если сумма составляет 3 или 4 балла, можно говорить о средней степени агрессивности и адаптации.

Сумма баллов от 0 до 2свидетельствует о низкой выраженности агрессивного поведения и высокой степени адаптированности, приспособляемости по данному типу поведения.

Далее высчитывается сумма баллов по всему тесту. Если она превышает 20 баллов, это означает высокий уровень агрессивного поведения, низкие адаптационные возможности. Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и выраженное адаптивное поведение.