Файл: Логистический подход к управлению запасами (Управленческая отчетность и контроль уровня товарных запасов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко реагируют на любые изменения рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.

Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.

Понятие “запас” относится к наиболее древним хозяйственным понятиям, поскольку человек с доисторических времен задумывался о целесообразном уровне запасов. Попытки математического решения этой проблемы относятся к началу прошлого столетия. Однако до сих пор проблема эффективного управления запасами остается весьма актуальной для большинства предприятий, организаций, фирм.

Управление товарными запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.

Тема данной курсовой работы – Анализ использования товарных запасов на предприятии торговли (на примере ИП Юшкевич «салон «Анегри»).

Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики предприятию торговли необходимо эффективно управлять товарными запасами во избежание излишков или недостатка товаров, а также потери части прибыли.

Цель курсовой – на основании материалов ИП Юшкевич «салон «Анегри» провести анализ товарных запасов и сделать выводы по их эффективному использованию.

В процессе выполнения работы будут решены следующие задачи:

дано понятие и сущность товарных запасов предприятия торговли;

рассмотрена классификация и алгоритм анализа товарных запасов;

проведен анализ товарных запасов и факторный анализ товарооборачиваемости;


сделаны соответствующие выводы.

Первоосновы теории управления запасами были заложены в трудах таких зарубежных исследователей, как Ф. Харрис (1915 г.), К. Стефаник-Алмейер (1927 г.), К. Андлер (1929 г.) и Р. Уилсон (1934 г.). Отечественные ученые также занимаются проблемами управления товарными запасами. При написании данной работы использовались такие труды, как “Экономический анализ в торговле” под редакцией профессора Баканова М.И., “Анализ хозяйственной деятельности в торговле” Кравченко Л.И., “Экономика торгового предприятия” под руководством Гребнева А.И., а также другие публикации отечественных и зарубежных авторов.

1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА СКЛАДЕ

1.1. Понятие, классификация и способы оценки товарных запасов

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора то­варов и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети, на складах должно быть определенное количество товарных запасов.

Понять природу товарного запаса как экономической категории помогает понятие товара. Товар – материально-вещественный и интеллектуальный продукт или услуга, обладающие полезными потребительскими свойствами и предназначенные для продажи.

Товар имеет две конечные цели:

Удовлетворить потребность покупателя,

Принести прибыль или, по крайней мере, не нанести ущерба его владельцу.

Товарные запасы — это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю. [5, C. 87]

Пока товар не продан и находится в каналах сферы товарного обращения, а также ожидает момента продажи, он является товарным запасом. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.


Таким образом, конечная цель товарного запаса - быть проданным. Товарный запас перестает быть таковым в момент продажи, перехода из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель, и покупатель должны стремиться к тому, чтобы товарный запас как можно быстрее прошел путь по каналам рынка с момента его производства до момента продажи.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий. Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

• время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;

• сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;

• несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;

• особенности в территориальном размещении производства;

• условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;

• звенность товародвижения;

• возможности хранения товара и др. [16, C. 123]

Товарные запасы выполняют определенные функции:

обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;

удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

характеризуют соотношения между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли.

В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01), товары признаются частью материально-производственных запасов.

Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности.


Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать стандартам качества и быть пригодными для употребления.

Классификация товарных запасов

Большое значение при анализе товарных запасов имеет их правильная классификация.

Все товарные запасы делятся по следующим признакам:

По местонахождению товарные запасы бывают:

в пути,

на базах, складах (в оптовой торговле),

в магазинах (организациях розничной торговли),

в овощехранилищах,

на таможне,

отгруженные,

в промышленности и сельском хозяйстве и т. д.

По срокам:

на начало периода,

на конец периода.

По единицам измерения товарные запасы делятся на:

абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении),

относительные (в днях товарооборота).

По назначению:

текущие (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);

сезонные (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);

досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между срока­ми завоза товаров);

целевые (для осуществления определенных целевых мероприятий).

По товарному составу:

продовольственные,

непродовольственные.

По источникам формирования:

собственные,

заемные. [17, C. 443]

1.2. Сущность и принципы управления товарными запасами

Цель создания запасов на предприятии — образование определенного буфера между последовательными поставками материалов, сырья, комплектующих и исключение необходимости непрерывных поставок.

На уровне предприятий запасы относятся к объектам, требующим больших капиталовложений, и потому являются одним из факторов, определяющих политику предприятия и влияющих на уровень его ликвидности.

Объем производственных запасов фиксируется в балансе предприятия.

В настоящее время на основе научных разработок и хозяйственной практики отечественных и зарубежных предприятий сформулированы основные принципы формирования и функционирования системы управления запасами материальных ресурсов:

• плюрализм источников и форм материально-технического обеспечения (материальные ресурсы могут приобретаться по прямым договорам в оптово-торговых организациях или непосредственно у предприятий-изготовителей данного вида ресурсов);


• самостоятельность предприятий-поставщиков (продавцов) и предприятий-потребителей (покупателей) в использовании по своему усмотрению материальных и финансовых ресурсов, находящихся в рамках их прав собственности;

• саморегулирование на основе действующих с помощью управляющих воздействий (налогов, процентных ставок, таможенных пошлин и т. п.) элементов государственной экономической поли­тики для достижения сбалансированности производства с материальными ресурсами;

• ресурсосбережение и противозатратность (основные параметры процесса — материальные ресурсы, материальные затраты, запасы и запасоемкость — должны находиться в равновесном состоянии на общественно необходимом уровне);

• интенсификация использования материальных ресурсов в результате достижения максимально возможной глубины их вовлеченности в производственный оборот, т. е. повторного и многоцелевого использования главным образом отходов потребления как вторичных материальных ресурсов;

• комплексность (предусматривается, что в системе циркулируют все необходимые для деятельности предприятия виды материальных ресурсов, в том числе предназначенные для предоставления информационных, производственных и коммерческих услуг);

• оперативность (способность системы быстро реагировать на требования рынка в целом и индивидуальные потребности отдельных предприятий-партнеров);

• обратимость (возможность свободного перехода продукции как товара из натурально-вещественной формы в стоимостную и обратно);

• восприимчивость к научно-техническому прогрессу (система должна изыскивать, осваивать и рекламировать новейшие виды товаров и услуг, а также насыщать ими рынок. То же относится к использованию в деятельности предприятия новейшей техники и технологий продвижения товаров на рынок, переработки информации и обслуживания предприятий-потребителей);

• реализация приоритета потребителя (удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей (рынков) в материальных ресурсах и услугах на общественно необходимом уровне при наименьших затратах).

Эти принципы должны действовать одновременно, ибо они определяют условия равновесного состояния и эффективного функционирования системы. В противном случае система управления деформируется, что неизбежно приводит к сбоям в процессе материально-технического обеспечения: возникновению дефицитных ситуаций при одновременном образовании избытка запасов товарно-материальных ценностей.