Файл: Особенности регулирования и контроля деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В условиях влияния негативных факторов внешней среды и обострения конкуренции практически во всех отраслях российской экономики особое значение принимают вопросы обеспечения контроля за деятельностью предприятий. Действительно, каким бы привлекательным и правильным не было управленческое решение, экономический и социальный эффект оно принесет только в том случае, если будет своевременно и точно исполнено. Своевременность и точность исполнения управленческих решений устанавливается при помощи контроля, поэтому контроль и отнесен к одной из основных функций менеджмента.

Скачкообразные изменения курсов валют, ограничение доступа к зарубежным инвестиционным капиталам, временное снижение платежеспособности значительной части населения, которое фактически привело к сокращению объема рынка, определили важность управленческого контроля для сохранения и повышения конкурентоспособности предприятия, обусловив потребность российских предприятий в эффективных методах управленческого контроля.

В то же время, несмотря на бурное развитие менеджмента как науки и как отрасли реального сектора экономики в последнее десятилетия, количество исследований, содержащих практические рекомендации по повышению эффективности контроля, достаточно невелико.

Отдавая должное экономистам и управленцам, исследовавшим вопросы повышения эффективности контроля, следует признать, что большая часть исследований либо излишне теоретизирована, либо не отвечает требованиям сегодняшних реалий и не может эффективно использоваться в условиях быстроизменяющейся внешней среды.

Контроль является одной из важных функций менеджмента, именно с контроля начинается успешное развитие. Никакая организация не может обходиться без контроля, так как данная  функция необходима для  выявления    и скорейшего  устранения возникающих проблем. Без постоянного принятия решений не может существовать ни одна организация.

Актуальность этого исследования заключается в изучении того, как определенная фирма осуществляет реализацию функции  контроля, работая в определенной отрасли, и как это влияет на ее деятельность.

Цель исследования состоит в изучении особенностей регулирования и контроля деятельности предприятия.

В процессе исследования решались следующие задачи:


1. Рассмотреть виды контроля и области его применения.

2. Изучить содержание этапов процесса контроля.

3. Дать характеристику эффективного контроля.

4. Провести анализ эффективности процесса контроля конкретного предприятия.

Объектом исследования является деятельность предприятия ПАО «Газпром».

Предметом исследования является организация контроля на ПАО «Газпром».

Теоретической основой для написания работы послужили публикации отечественных и зарубежных авторов, материалы сети Интернет.

В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования, исторический и логический подходы, а также методы системных исследований, анализа и синтеза, статистических наблюдений и обобщений.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении освещается актуальность темы, приводятся цели и задачи написания работы. Первая глава – теоретическая, в ней раскрывается понятие, функции, методы контроля, рассматривается сущность контроля и способы его организации. Вторая глава – практическая часть. В этой части работы исследуется организация контроля на предприятии ПАО «Газпром». Заключение содержит основные выводы по проделанной работе.

1. Роль и значение контроля в процессе управления современным предприятием

1.1. Виды контроля и области его применения

На деятельность организации может влиять очень много факторов как внутренней среды, так и внешней. Не всегда все идет так, как было задумано по плану, так как руководство не всегда может мотивировать людей так, чтобы они были нацелены на достижение поставленных перед ними целей. Также возможны изменения окружающей среды, поэтому организации должны самостоятельно адаптироваться к этим условиям. Функция контроля помогает руководству выявить ошибки как свои, так и персонала, а также определить, смогли ли они достичь поставленных перед собой целей [8, с. 41].

Ф.У.Тейлор [14, с. 104] является основоположником научного менеджмента. Он решал в своей каждодневной работе проблемы, связанные с производительностью труда, главной целью которого являлось повышение эффективности труда. Наиболее важной идеей Тейлора является усовершенствование системы управления, которое опирается на определенные научные принципы и реализовывается специально созданными методами, поэтому необходимо совершенствовать труд и управление. Значимость идей Тейлора можно увидеть в их практическом применении, которое обеспечивает внушительное увеличение производительности труда.


Француз Анри Файоль является одним из представителей административного управления. Управление подразумевает собой процесс, который объединяет усилия нескольких людей и направляет их на продуктивное достижение организационной цели. К сожалению, поставленные цели и задачи не могут решаться лишь в ходе реализации внутреннего контроля, так как требуется его проникновение во все функции управления. 

Анализ функций,  проведенный А. Файолем,  М. Месконом и М. Альбертом, дает возможность выделить несколько функций управления [14, с. 227]: планирование, организация, мотивация и контроль.

Организация реализовывает свою деятельность за счет менеджеров, которые в свою очередь планируют деятельность организации, рассматривают полученные результаты и принимают решения, которые помогают избежать ошибки в планировании. Однако израсходованный труд может оказаться лишь пустой тратой времени, так как в данном случае руководство не может осуществить контроль, который создаст условия устойчивости для организации.

Что же такое контроль?  Существует много толкований этого термина. Рассматривая данное слово с точки зрения менеджмента, можно сказать, что это одна из главнейших функций менеджмента. Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей организации. Он необходим для выявления трудностей, которые  препятствуют достижению цели организации, и нахождения решений для их устранения, а также необходим для стимулирования успешной деятельности организации.

Главной работой менеджера является принятие решений, поэтому ему нужно иметь в виду, что для достижения целей надо работать совместно с людьми. В данном процессе функция контроля, позволяет управленцу как можно точно оценить ситуацию и убедиться в том, что люди, которые участвуют в решении вопросов нахождения ключей для выполнения целей организации и их реализации. Помимо всего этого, в процессе контроля менеджер имеет возможность своевременно найти проблемы и не позволить перерасти в глобальные, что может привести к кризису.
Следовательно, функция контроля позволяет как можно быстро преодолеть проблемы в организации объединенного труда как в производстве, так и в управлении.

Коммуникация – это один из основных методов в деятельности управленцев. Контроль, который используется в процессах коммуникаций в виде обратной связи, дает возможность руководству убедиться в том, что подчиненный точно воспринял поставленную перед ним задачу.


Регулярное рассмотрение принятых решений и их изменение позволяет снизить затраты, так как есть возможность выявить неэффективное использование трудовых и производственных ресурсов организации. Таким образом, функция контроля позволяет организации минимизировать затраты. 

Различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный (рисунок 1) [16, с. 494].

Рисунок 1 – Виды контроля

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок).

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь.

Заключительный контроль осуществляется путем сравнения фактически полученных результатов с требуемыми после того, как работа выполнена. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Заключительный контроль, кроме того, способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.

Кроме представленной классификации, контроль делится на внутренний и внешний. Внешний осуществляется руководством или специальными сотрудниками — контролерами. При внутреннем контроле исполнители сами следят за своей работой, ее результатами и вносят, по мере необходимости, изменения в собственную деятельность.

Идея внешнего контроля основывается на том непреложном факте, что люди лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель или специальный сотрудник. Психологи считают, что на это имеется несколько причин. Наиболее очевидная состоит в том, что по результатам контроля происходит оценка персонала и связанные с ней поощрения, наказания, продвижения по службе. Пристальный контроль может означать также, что данной сфере деятельности руководство придает большое значение. Поэтому за нее стоит держаться и проявить хотя бы показное усердие. Наконец, поскольку итоги контроля обычно широко освещаются в коллективе, многие стараются работать лучше, для того чтобы прославиться. Иными словами, дополнительное усердие проявляется здесь по причине честолюбия [10, с. 54].


Сегодня наряду с внешним все большее распространение получает так называемый внутренний контроль, или самоконтроль. В его рамках работникам предоставляется право самим следить за ходом производства, результатами выполнения заданий. Самоконтроль эффективен в условиях благоприятного морально-психологического климата, позволяющего исполнителям трудиться легко и свободно, принимать активное участие в постановке целей своей деятельности, вовремя обнаруживать проблемы и находить пути их решения.

1.2. Этапы процесса контроля

В процедуре контроля есть три четко заметных этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставления с ними реальных результатов и принятия необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс разных мер.

1. Установление стандартов

Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько сочетаемы функции контроля и планирования. Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается изменению. Эти цели вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть избраны из многочисленных целей и стратегий организации.

Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличаются двумя очень важные особенностями. Они характеризуются наличием временных границ, у которых должна быть выполненная работа, и конкретного критерия, относительно которого можно оценить степень выполнения работы (Рисунок 2).

Показатель результативности точно определяет то, которое должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?» и «Что осталось не сделанным?».

Рисунок 2 - Первый этап процесса контроля

Относительно легко установить показатели результативности для таких величин как прибыль, объем продаж, стоимость материалов потому, что они поддаются количественному измерению. Но некоторые важны цели и задания организаций выразить в числах невозможно. Например, повышение морального уровня, рассмотренное как цель, выразить в числовых показателях очень трудно или чаще всего вообще невозможно [16, с. 208].

2. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами