Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.
ГЛАВА2. ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.2. ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Так, усилия по разрешению проблемы могут быть направлены на устранение «симптомов», а не на саму проблему. Проблема в этом случае остается и проявляется позже.
4 этап. Усилия направляются на тщательное выявление и обоснование вариантов всех альтернатив. При этом всегда существует опасность, что часть лучших альтернатив будет упущена. Поэтому, как правило, усилия направляются на тщательное выявление и обоснование вариантов всех альтернатив. Допустимые альтернативы выбираются с учетом ограничений, возможностей организации и критериев.
5 этап. Предварительно выбирается лучшая альтернатива. На основе прогнозов, расчета риска выполняется тщательный анализ допустимых с позиций достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям их реализации. При этом выясняется, что при решении сложных задач на основе количественных показателей трудно выработать однозначные рекомендации о выборе конкретной альтернативы.
6 этап. Менеджерами оцениваются альтернативы на основе информации, предоставленной аналитиками, и дополнительной (субъективных суждений, мнений акционеров и т.п.). При этом используются результаты аналитических расчетов различных вариантов, рисков, а также личный опыт менеджеров и их интуиция. Появляется суждение управляющего о предпочтительности вариантов достижения целей. Если менеджер сомневается в выборе наилучшей альтернативы, организуются оценка эффективности решения и получения дополнительной информации на основе эксперимента.
7 этап. Окончательно принимается и оформляется решение. 8 этап. Реализация управленческого решения.
Поиск таких решений является многошаговым, в ходе его постоянно сравниваются цели с возможностями их достижения, отыскиваются новые возможности, корректируются цели в сторону увеличения (усложнения), если выявлены дополнительные ресурсы, и в сторону снижения, если первоначально сформулированные цели оказались нереальными. Следовательно, решение таких проблем тесно связано с анализом условий и целей действия. [36]
Существует два типа правил принятия решений. Один не использует численные значения вероятных исходов, второй – использует данные значения.
К первому типу относятся следующие правила:
1. Максимаксное решение – это решение, при котором принимается решение по максимизации максимально возможных доходов. Данный метод очень оптимистичен, то есть не учитывает возможные потери и, следовательно, самый рискованный.
2. Максиминное решение – это решение, при котором максимизируется минимально возможный доход. Данный метод в большей степени учитывает отрицательные моменты различных исходов и является более осторожным подходом к принятию решений.
3. Минимаксное решение – это решение, при котором минимизируются максимальные потери. Это наиболее осторожный подход к принятию решений и наиболее учитывающий все возможные риски. Под потерями здесь учитываются не только реальные потери, но и упущенные возможности.
4. Критерий Гурвича. Данный критерий является компромиссом между максиминным и максимаксным решениями и является одним из самых оптимальных. [37]
Ко второму типу принятия решений относятся решения, при которых кроме самих возможных доходов и потерь учитываются вероятности возникновения каждого исхода. К данному типу принятия решений относятся, например, правило максимальной вероятности и правило оптимизации математического ожидания.
При использовании правила максимальной вероятности соответственно выбирается по одному из правил первого типа один из исходов, имеющий максимальную вероятность.
Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы:
1. Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Особенно полезен в ситуации, когда руководитель должен установить, какая стратегий в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизменно будет другим.
2. Дерево решений – метод науки управления – схематичное представление проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.
3. Методы прогнозирования. Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования. [38]
Существуют различные разновидности прогнозов: экономические прогнозы, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование.[39]
Каждый из этих методов имеет свои особенности. Например, платежная матрица полезна, когда:
1. Имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними.
2. Результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива, и какие события в действительности имеют место.
Т.е., она напрямую зависит от наступления определенных событий и поэтому является ограниченной и эффективной лишь при определенных условиях. Метод дерева решений может применяться как в ситуациях, в которых применяется платежная матрица, так и в более сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения.
Метод прогнозирования напрямую зависит от правильности сделанных предположений и прогнозов. Поэтому его эффективность в наибольшей степени зависит от профессиональности сотрудников, делающих прогнозы. Решение – это выбор альтернативы. [40]
Принятие решений – это процесс, необходимый для выполнения управленческой функции. Каждое решение сопряжено с компромиссами, побочными, негативными последствиями, значение которых руководитель должен соотнести с ожидаемой выгодой. Все решения, как запрограммированные, так и не запрограммированные, принимаемые менеджером должны быть основаны не только на суждениях, интуиции и прошлом опыте, но и применять рациональный подход к принятию решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С развитием предприятия возникает потребность в инвестициях и для эффективной работы, предприятие должно знать как правильно ими распоряжаться.
Инвестиционные решения являются основой экономической деятельности субъектов хозяйствования, от эффективности которых зависит успех того или иного проекта.
В свою очередь моделирование и анализ инвестиционных решений способствует выбору оптимального пути развития и более привлекательного варианта.
Моделирование являет собой построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.п.
Управление рисками - это комплекс знаний и навыков, позволяет при выполнении бюджета и расписания проекта планировать и реализовывать действия по реагированию на негативные или позитивные события, которые с некоторой долей вероятности могут повлиять на ход выполнения проекта.
Управление рисками инвестиционного проекта состоит из четырех основных компонентов: определение рисков, оценка рисков, разработка мер реагирования на риски и контроль рисков.
Управление риском в сфере реализации инвестиционного проекта, который реализуется в условиях повышенной неопределенности, не нужно трактовать как процесс выработки компромисса, направленного на достижение баланса между выгодами от уменьшения риска и необходимыми для этого затратами, а также принятие решения о том, какие действия для этого следует делать.
Более корректным является определение риск-менеджмента через процесс выработки оптимального, разумного решения, направленного на достижение баланса между выгодами от оптимизации риска и необходимыми для этого затратами с точки зрения их сопоставления с приростом стоимости предприятия, достигается в результате реализации инвестиционного проекта.
Именно такая концепция восприятия задачи риск-менеджмента, должна быть основой построения системы управления рисками на предприятии при реализации инвестиционного проекта.
ЛИТЕРАТУРА
- Гармаш А.Н, Большаков В.А.. Некоторые обобщения системы управления с основным запасом.// Логистика и управление цепями поставок. 2012. №04 (51). с.79-82.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2005. – 464 с.
- Дубров А.М., Лагоша Б.А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. – М.: Финансы и статистика, 2001.
- Завгородний В.И. Информационные риски: сущность и механизмы управления // Сегодня и завтра российской экономики. – 2008. – № 20. – С. 51-55.
- Золотова Е.А., Альберт В.А. Венчурный бизнес и технологии риск- менеджмента в Ставропольской крае // Материалы 1 Всероссийской научно- практической конференции 4-5 апреля 2013 года «Механизмы модернизации экономики и финансовой политики Российской Федерации. – Ставрополь, 2013. – Ч. 1.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – СПб.: Наука, 1996.
- Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах. – М.: Логос, 2002. – 392 с.
- Подиновский В.В. Вероятностно-лексикографический максимин для многокритериальных задач принятия решений в условиях риска при наличии количественной информации о важности критериев // Открытое образование. 2012. № 5. С. 11-15
- Подиновский В.В., Потапов М.А. Важность критериев в многокритериальных задачах принятия решений: теория, методы, софт и приложения // Открытое образование. 2012. № 2. С. 55-60.
- Радионов А.Р., Радионов Р.А. Менеджмент. Нормирование и управление производственными запасами и оборотными средствами предприятия: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
- Саати Т. Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 360 с.
- Тибилова Г.С. Инициативное информационное обеспечение процессов принятия решений в условиях распределенных информационных массивов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 6. С. 254-257.
- Шакиров В.А., Панкратьев П.С. Выбор пункта строительства электростанции в условиях риска методом анализа иерархий // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2014. № 4 (44). С. 141-147.
- Шакиров В.А., Панкратьев П.С. Поддержка принятия решений на стадии предпроектных исследований на основе двухуровневого многокритериального анализа // Прикладная информатика. – 2013. – №6(48) 2013. – С. 12-22.
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Киржнер Л.А., Киенко Л.П. Менеджмент организаций. – М.: КНТ, 2009. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Киржнер Л.А., Киенко Л.П. Менеджмент организаций. – М.: КНТ, 2009. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Киржнер Л.А., Киенко Л.П. Менеджмент организаций. – М.: КНТ, 2009. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Киржнер Л.А., Киенко Л.П. Менеджмент организаций. – М.: КНТ, 2009. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Киржнер Л.А., Киенко Л.П. Менеджмент организаций. – М.: КНТ, 2009. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Киржнер Л.А., Киенко Л.П. Менеджмент организаций. – М.: КНТ, 2009. ↑
-
Киржнер Л.А., Киенко Л.П. Менеджмент организаций. – М.: КНТ, 2009. ↑
-
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М. : Инфра-М, 2014. — 576 с. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М. : Инфра-М, 2014. — 576 с. ↑
-
Киржнер Л.А., Киенко Л.П. Менеджмент организаций. – М.: КНТ, 2009. ↑
-
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М. : Инфра-М, 2014. — 576 с. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М. : Инфра-М, 2014. — 576 с. ↑
-
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М. : Инфра-М, 2014. — 576 с. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М. : Инфра-М, 2014. — 576 с. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М. : Инфра-М, 2014. — 576 с. ↑
-
Лукичева Л.И. Управленческие решения. – М.: Омега, 2009. ↑
-
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М. : Инфра-М, 2014. — 576 с. ↑
-
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М. : Инфра-М, 2014. — 576 с. ↑
-
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2005. – 464 с. ↑
-
Тибилова Г.С. Инициативное информационное обеспечение процессов принятия решений в условиях распределенных информационных массивов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 6. С. 254-257. ↑
-
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2005. – 464 с. ↑
-
Тибилова Г.С. Инициативное информационное обеспечение процессов принятия решений в условиях распределенных информационных массивов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 6. С. 254-257. ↑
-
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2005. – 464 с. ↑
-
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2005. – 464 с. ↑
-
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2005. – 464 с. ↑
-
Тибилова Г.С. Инициативное информационное обеспечение процессов принятия решений в условиях распределенных информационных массивов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 6. С. 254-257. ↑