Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (сравнительная характеристика налоговой системы РФ и Китая).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В российской науке на сегодняшний день не сформировалось единого мнения понятия налоговой системы, поскольку задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных условий.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однозначно и простой, в первую очередь, должно быть законодательство по налогам и сборам.В действующей налоговой системе Российской Федерации продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Рассмотрим наиболее важные из них.

Целью данной работы является изучение налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны;

- провести сравнительную характеристику налоговой системы РФ и Китая;

- провести анализ налоговых поступлений;

- выявить проблемы и пути совершенствования налоговой системы.

Объект исследования - налоговая система.

Предмет исследования - налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области финансов, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны

Согласно общему подходу налоговая система - это совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, которые вводятся и собираются на территории государства.

В Российской Федерации установлены федеральные, региональные и местные виды налогов[1]. Объективное значение принципов, на основе которых создана и функционирует налоговая система, есть безусловной. Это объясняется тем, что принципы не только направляют развитие правоотношений, исполняют роль регулятора в случае нормативного упущения в налоговом законодательстве, выделяют те или иные общественные отношения в определенную правовую категорию, а также формируют определенное правовое мышление, правовую культуру в обществе и государстве. Ценность принципов налоговой системы заключается в том, что они призваны обеспечить органическую связь и логическую системность норм налогового права[2]. Исторический опыт развития налоговой системы с древнейших времен и до настоящего времени позволяет понять закономерности и выделить особенности, присущие РФ (Российской Федерации). Налоговым кодексом Российской Федерации охвачены все действующие в государстве налоги и сборы[3].


А. Смит стал автором теоретических основ налогообложения. Однако его характеристики налогообложения исходят из интересов только налогоплательщика. Поэтому их называют «декларациями прав плательщика». Немецкий экономист А. Вагнер предложил девять основных правил налогообложения. Он объединил принципы в четыре группы. Первая группа: финансовые принципы налогообложения, то есть достаточность обложения, при которой объем денежных ресурсов должен быть достаточным для поддержания хозяйственной системы. Вторая группа: использование в налоговой системе определенных налогов, которые при увеличении государственных потребностей предоставляют возможность увеличить размер налоговых поступлений. Третья группа: принципы, касающиеся народного хозяйства, то есть должен быть надлежащий выбор источника налогообложения, при котором в качестве источника налогообложения должен выступать не только доход, а и капитал. Четвертая группа: наличие налогов, в большей мере, содержащих регулирующее начало или фискальное; этические принципы или равенство всех плательщиков; административно - технические правила, включающие фактическую определенность налогообложения; удобство уплаты налогов; максимальное уменьшение затрат на взимание[4].

Определенное развитие принципы налогообложения А. Смита получили в работе «Опыт теории налогов» (1818), принадлежащей российскому ученому Н. И. Тургеневу. В указанном труде он углубляет принципы налогообложения, называет необходимостью сокращение издержек налогообложения и целесообразностью взимать налог не с самого капитала, а с чистого дохода с тем, чтобы не опустошать источники государственных пополнений[5].

С развитием налоговых систем уточнялись старые и назывались новые принципы налогообложения. В настоящее время принципы налогообложения определены Налоговым кодексом РФ.

Некоторые ученые, изучая принцип построения налоговой системы, бездоказательно смешивают указанные принципы с правилами налогообложения. Так, авторы учебного пособия «Налоги и налогообложение в схемах и таблицах» к принципам построения налоговой системы относят равномерность, определенность, удобство, дешевизну[6]. Авторы этой же работы пишут о принципе построения налоговой системы, как предусмотренном в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации[7]

Рассмотренные принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы, в основном, государства.


Так же существуют иные взгляды, которые рассматривают принципы налоговой системы значительно шире, а именно, в качестве основы, что отражает соотношение, взаимосвязь элементов налоговой системы, то есть налогов, сборов, пошлин. В таком смысле под принципами налоговой системы понимают их совокупность, регулирующую налогообложение. Так, в этот перечень можно включить следующие принципы: простота и понятность начисления; отсутствие дублирования; простота и экономичность налогов; стабильность и пропорциональность налоговых сборов услугам, предоставленным государством; допустимый размер общего налогового бремени[8]. Такой пример обозначает, что происходит отождествление принципов построения налоговой системы и самого процесса налогообложения. Вместе с тем такое отождествление вызывает смешивание понятий «налоговая система» и «система налогообложений», что противоречит, как экономической, так и правовой науке. Заслуживает понимания тот факт, что налоговая система представляет собой совокупность различного рода обязательных платежей публичного характера, которые выступают источником для формирования доходной части бюджета и других публичных денежных фондов. Таким образом, система налогообложения - это не только совокупность налогов и сборов, а и их администрирование. Однако очевидно, что наука и законодатель в этом вопросе имеют расхождения.

НК (Налоговый кодекс) РФ не дает определения понятия «система налогообложения». Налоговая система представляет собой закрепленный законодательно перечень налогов и сборов. Система налогообложения не может существовать без беспрерывного процесса администрирования, то есть учета налогоплательщиков, контроля и пр. Таким образом, не следует считать тождественными похожие по звучанию, но различные по содержанию понятия.

Принципы правового государства являются основополагающими для любого вида государственной деятельности, однако это не дает возможности выделить специфику, определить присущие только этому виду деятельности основополагающие начала. Принцип правового государства предполагает наличие требований, адресованных законодателю, например: точность, конкретность, определенность и непротиворечие законов[9].

Следовательно, теория правового государства может рассматриваться в качестве основы принципов разделения власти, новой трактовки принципа взаимной ответственности государства и личности или принципа ограничения государственной власти. Хотя современное законодательство закрепляет доминирующую роль фискальной функции налогов в налоговой системе государства[10].


Правовое государство - это в то же время и политико-правовая форма организации публичной власти, функционирование которой осуществляется на основе правовых норм с тем, чтобы обеспечить соблюдение и реализацию прав и свобод граждан.

Согласно Конституции Российская Федерация, Россия утверждается как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления[11]. В РФ выделены и законодательно закреплены основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в РФ наивысшей социальной ценностью. Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Признается и гарантируется в России местное самоуправление; признается и осуществляется принцип верховенства права.

Проявлением осуществления налоговой политики, которая проводится в государстве и формируется соответствующими структурами, является налоговая система государства.

Согласно общим определениям налоговая система государства - это налоги государственного уровня и местные налоги, уплачиваемые в различные бюджеты, формы и методы их существования и реализации, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, а также обеспечение привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере налогообложения и организация работы налогового контроля.

Налоговая система является одним из важнейших элементов регулирования и обеспечения жизнедеятельности всякого государства. Продуктивность ее существования и реализации оценивается экономическим состоянием, уровнем влияния различных политических сил, налоговой культурой, предпочтениями и достижениями экономической науки и пр.

Существенное развитие системы налогообложения происходит как оптимальное соотношение прямых и непрямых налогов в зависимости от конкурентоспособности и экономического состояния конкретного государства.

Определяющей для состояния налоговой системы является структура налогов. Она непрерывно меняется под влиянием экономических, социальных и политических тенденций. В общем, существованию и развитию налоговых систем в любом государстве присущи такие характеристики: расширение налогообложения частных доходов; модернизация доходов, использующихся на нужды потребления; все большее уменьшение влияния налогов на прибыль хозяйствующих субъектов; постоянное увеличение отчислений на социальное страхование.


Прямые налоги в структуре налоговой системы РФ занимают большую часть. Лидирует в налоговой системе доходное налогообложение, например: налог на прибыль предприятий и на доходы физических лиц. Среди непрямых налогов доминирует доход на прибавленную стоимость.

Неустойчивость налоговой системы Российской Федерации способствовала тому, что возникли существенные налоговые нагрузки на субъекты хозяйствования, неоправданно изъяты оборотные средства у предприятий, возникла непредвиденная необходимость в кредитах.

Негативное влияние на субъекты хозяйственной деятельности имели возросшие начисления на фонд оплаты труда. Увеличившееся число налоговых льгот привело к необоснованному распределению валового внутреннего продукта и создало различные экономические условия для хозяйствования субъектов экономической деятельности. В результате возник неофициальный сектор экономики, происходят уклонения от уплаты налогов и не своевременно поступают налоговые отчисления.

В НК Российской Федерации ставки основных налогов следующие: на доход предприятий - 20%, налог на добавленную стоимость - 17 % [2].

К обеспечению справедливого налогообложения в обществе стремится наука. При этом специалисты отмечают, что реальны для внедрения два базовых подхода к проблеме. Эти подходы определяются тем, что положено в их основу, а именно: платежеспособность или полученные выгоды.

Принцип платежеспособности соотносится с поступлениями в бюджет и демонстрирует распределяющую роль налогообложения. Этот принцип подтверждает то, что бремя налогообложения должно распределяться в соответствии с возможностями налогоплательщика, то есть уровня его доходов, потребления, стоимости имущества и пр.

С принципом платежеспособности связаны обсуждения горизонтального и вертикального равенства в налогообложении. Горизонтальное равенство основано на том, что налогоплательщики, имеющие равную платежеспособность, а также налоговую базу вносят равные суммы налогов на протяжении конкретного времени. Вертикальное равенство будет достигнуто, если налогоплательщики, различающиеся платежеспособностью, вносят разные суммы налогов, которые распределяются в соответствии с требованиями социальной справедливости.

Принцип выгоды касается перечислений, способствующих справедливому способу оплачивания общественных благ и удобств, которые обеспечивает государство.

Принцип определяющей базы заключается в том, что в основе каждой налоговой системы должна быть экономическая доктрина государства, на которой зиждется стратегия и тактика, реализующиеся в процессе достижения намеченной цели.