Файл: Особенности финансирования инновационных проектов (Применение ГЧП-поектов в поддержании инновационной сферы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Развитие мировой и национальной экономики в современных условиях в значительной мере определяется их способностью производить, использовать и коммерциализировать новые инновационные знания и технологии. В мировой практике успешная реализация инноваций обусловлена партнерством научных университетов, государства и частного бизнеса. Это в основном реализуется путем:

- проведения исследований и разработок;

- совместного проектирования;

- защиты интеллектуальной собственности;

- создания бизнес - проектов и участия бизнеса в управлении ими.

Инновационное предпринимательство становится важным фактором экономического развития России благодаря коммерциализации инноваций, творческой деятельности разработчиков новых технологий.

Актуальность. Инновационное предпринимательство активно набирает популярность на рынке бизнеса. Технологии прорывных инноваций и развитие цифровизации привели к появлению новых способов формирования процессов управления бизнесом. Сотрудничество университетов и предприятий с целью внедрения инновационных проектов очень важно на этапе становления многосторонних экономических отношений. Все виды подобных взаимоотношений оказывают большое влияние на деятельность ученых, обеспечивая их дополнительными знаниями и данными, базирующимися на практике, для дальнейшего изучения и исследований. В свою очередь, партнёрство с университетами является важной составляющей в формировании совместных исследовательских проектов с целью разработки решений для всей организации, взаимовыгодного использования технологических ресурсов, снижении затрат на производство. Для укрепления взаимного сотрудничества и повышения ценности такой деятельности требуется гораздо больше внимания уделять решению общих вопросов как со стороны бизнес - структур и ученых, так и органов местного самоуправления и правительства.

Объект исследования: практика реализации инновационных проектов.

Предмет исследования: Особенности финансирования инновационных проектов.

Цель работы: выявить особенности финансирования инновационного бизнеса и управления им.

Задачи работы:

- выявить критерии эффективности реализации инновационных проектов;

- рассмотреть мировой опыт построения системы взаимодействия предпринимательских и образовательных структур;


- выявить теоретические основы инновационного предпринимательства;

- выявить особенности управления собственным бизнесом на инновационном предприятии;

Практическая значимость. Данной работой могут пользоваться бизнесмены, инвесторы, выбирающие сферу инвестирования.

Степень разработанности проблемы. Над данной проблемой работало значительное количество отечественных и зарубежных авторов по изучению стратегического менеджмента, экосистемы, стейкхолдерской модели: В.А Агафонов., В.А. Баринов, Гуськов, Ю.В. А.Г.Рахманова, М. С. Солодухин и другие.

Методологическая основа исследования: анкетирование, сравнительный анализ, группировка данных, методы эксперимента, сравнения, анализа, индукции, дедукции, и т.д.

Научная новизна: данное исследование предлагает новые механизмы развития повышения эффективности реализации инновационных проектов за счет оптимизации их финансирования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

1.1 Сущность и состояние инновационной сферы в Российской Федерации

В концепции инновационной политики Российской Федерации приводится следующее определение понятия «инновационная сфера» - это «область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций». Далее, в данном документе приводится определение понятия «инновационная инфраструктура» - это организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно - технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно - деловые центры и другие специализированные организации). Как видно из этих двух определений авторы разделяют собственно инновационную деятельность (создание и распространение инноваций) и мероприятия, направленные на развитие данной деятельности.


Существуют и другие определения понятия «инновационная сфера», например, «…представляет собой область взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры». Данное определение с точки зрения системного подхода к изучению понятия «инновационная сфера» является более полным.

Во-первых, по сравнению с предыдущим определением в понятие «инновационная сфера» добавлен еще один участник взаимодействия - «инвесторы». Общеизвестно, что инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более и без финансовой поддержки в виде среднесрочных и долгосрочных инвестиций он просто не состоялся бы.

Во-вторых, в понятие «инновационная сфера» включена инфраструктура, под которой понимается «…совокупность систем, необходимых для осуществления инновационной деятельности». В широком смысле слова инновационная инфраструктура включает все элементы «производственного» процесса в научной и технологической деятельности, а также организационную, управляющую и информационную подсистемы.

Инновационным предпринимательством называют  вид коммерческой деятельности, целью которого является получения прибыли за счет создания технико-технологических нововведений и распространение инноваций во всех сферах народного хозяйства.

В концепции инновационной политики Российской Федерации приводится следующее определение понятия «инновационная сфера» - это «область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций». Далее, в данном документе приводится определение понятия «инновационная инфраструктура» - это организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. Как видно из этих двух определений авторы разделяют собственно инновационную деятельность и мероприятия, направленные на развитие данной деятельности.

Основными элементами инфраструктуры являются следующие системы:

- информационного обеспечения;

- материально-технического обеспечения;


- кадрового обеспечения;

- экспертизы и сертификации научно-технических проектов и программ;

- мониторинга (по отраслям и в территориальном разрезе) и продвижения научной продукции;

- координации, регулирования и ее финансово-экономического обеспечения, т.е. институциональная структура инновационной деятельности, включая организационно-правовую структуру науки и финансирование науки и инновационной деятельности как непосредственно государственным бюджетом, так и внебюджетными фондами и частным сектором экономики.

Говоря об инновационной инфраструктуре, необходимо отметить особую роль государства в развитии инновационной сферы. В условиях переходных экономик государство обязано создавать «благоприятный инновационный климат» для развития технологий и инноваций в частном секторе, используя, в основном, косвенные меры воздействия.

Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные).

Административные методы осуществления инновационной политики в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе посредством правового нормирования патентной политики и политики стандартизации.

Экономические методы инновационного регулирования основаны на учете мотивационных факторов товарного производства и отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.

К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.

Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:


- налоговое и амортизационное регулирование;

- кредитная и фондовая политика;

- ценовое регулирование;

- политика протекционизма.

Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.

Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы, облагаемой налогом, части доходов, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и пр.

Основными элементами инфраструктуры являются следующие системы[1]:

- информационного обеспечения;

- материально-технического обеспечения;

- кадрового обеспечения;

- экспертизы и сертификации научно-технических проектов и программ;

- мониторинга (по отраслям и в территориальном разрезе) и продвижения научной продукции;

- координации, регулирования и ее финансово-экономического обеспечения, т.е. институциональная структура инновационной деятельности, включая организационно-правовую структуру науки и финансирование науки и инновационной деятельности как непосредственно государственным бюджетом, так и внебюджетными фондами и частным сектором экономики.

Говоря об инновационной инфраструктуре, необходимо отметить особую роль государства в развитии инновационной сферы. В условиях переходных экономик государство обязано создавать «благоприятный инновационный климат» для развития технологий и инноваций в частном секторе, используя, в основном, косвенные меры воздействия.

Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные)[2].

Административные методы осуществления инновационной политики в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе посредством правового нормирования патентной политики и политики стандартизации.

Экономические методы инновационного регулирования основаны на учете мотивационных факторов товарного производства и отличаются от административных не директивным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.