Файл: Особенности финансирования инновационных проектов (Применение ГЧП-поектов в поддержании инновационной сферы).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и состояние инновационной сферы в Российской Федерации
1.2.Особенности управления инновационным проектом и оценка инновационного бизнеса
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.1. Методы финансирования инновационной деятельности
2.2 Применение ГЧП-проектов в поддержании инновационной сферы
В настоящее вре мя в Рос сии решается зад ача перехода хозяйст венной системы н а инновационный пу ть развития, чт о может бы ть обеспечено созда нием адекватного соврем енным реалиям механ изма государственно-част ного партнерства, ег о совершенствованием и более широ ким использованием в качестве одн ого из ключ евых факторов соврем енного социально-экономи ческого развития наш ей страны и повышения е е экономической безопа сности.
Результаты исслед ований, представленные в диссертационной раб оте, позволяют сдел ать следующие выв оды и рекоме ндации:
Эволюция взаимоот ношений государства и предпринимательства в развитых и развивающихся стра нах доказала, чт о наиболее констру ктивной формой и х взаимодействия явля ется государственно-част ное партнерство ка к важнейший фак тор успешного социа льно-экономического разв ития. В соврем енном понимании ГЧ П – это организ ационно-управленческий и институциональный долговр еменный и взаимов ыгодный альянс меж ду государством и частными компа ниями (банками, междуна родными финансовыми организ ациями и друг ими инфраструктурными инстит утами) в цел ях реализации социа льно значимых прое ктов, основанных н а эффективном распред елении рисков, обязат ельств и получ енной выгоды меж ду государством, част ным сектором и пользователями. В схемах ГЧ П бизнесу дл я участия в развитии объе ктов производственной и социальной инфраст руктуры, находящихся в государственной собстве нности, в обм ен на ресу рсы (финансовые, технич еские, управленческие) и компетенции (зна ния и оп ыт) государством предоста вляются гарантированные льг оты и префер енции.
Характер взаимод ействий, применяемые мет оды и конкр етные формы реали зации могут сущест венно различаться в зависимости о т зрелости рыно чных отношений, национ альных особенностей, степ ени развитости партне рских отношений. эффективность функцион ирования ГЧП связ ана с успешн остью решения проб лем учреждения нов ых и разв ития существующих инсти тутов, выработки реглам ентных процедур отб ора партнеров, подде ржки процессов ГЧ П и т.д.
Провед енный анализ междуна родного опыта подтв ердил реальность персп ектив и экономи ческую эффективность осущест вления ГЧП-прое ктов. Он пока зал, что основ ными факторами, способст вующими росту колич ества и разноо бразию реализуемых ГЧ П-программ и проектов в развитых стра нах, являются: стаби льная государственная экономи ческая политика, направ ленная на поощр ение частной иници ативы (меры подде ржки ГЧП – субве нции, механизмы переус тупки требований и т.д.); низкие полити ческие и социа льные риски; эффект ивное использование законода тельства; развитая инфраст руктура. ГЧП-прое кты в развива ющихся странах успе шно реализуются пр и соблюдении чет ко сформулированных госуда рством целей, нали чии реальной полити ческой, финансовой и юридической подде ржки правительства, прозра чности процедур, эффект ивной структуры прое кта.
ГЧП-механ измы становятся объек тивно необходимыми и особо перспек тивными в кризи сных и посткри зисных условиях. Глоба льный финансово - экономи ческий кризис, выяви вший несоответствие мно гих политических и социально - экономи ческих институтов разли чных стран ми ра запросам нов ой экономики, постро енной на иннов ациях, показал, чт о партнерства госуда рства и част ного бизнеса мог ут стать эффект ивным способом разре шения как инфрастр уктурных задач, вход ящих в зо ну ответственности госуда рства, так и задач осущест вления успешной предприним ательской деятельности част ными фирмами и компаниями. Кро ме того, государс твенный сектор ка к участник ГЧ П выступает в качестве эффект ивного стабилизирующего и поощряющего факт ора привлечения дополни тельных инвестиций с о стороны част ного сектора.
Орган изуя партнерские отнош ения, государство сущест венно расширяет экономи ческое пространство дл я проникновения част ного капитала в ранее недост упные сферы деятел ьности, вносит разноо бразие в арсе нал эффективных мето дов ведения хозяй ства, перекладывая функ ции управления государс твенной собственностью н а частный сек тор с ег о инновационной и инвестиционной мобиль ностью, организационно-управле нческим опытом и знаниями, позвол яющим минимизировать рис ки, обеспечивать усп ех экономических преобра зований.
К остроакт уальным относятся ситу ации использования государ ственно-частных партн ерств в инновац ионных проектах. Нау чно-технологические иннов ации, осуществляемые в формате ГЧ П, должны бы ть направлены н а формирование и реализацию нов ых высокотехнологичных произв одств, перспективных техно логий и матер иалов, инновации в образование – н а формирование духо вно развитой, иннова ционно ориентированной и конкурентоспособной личн ости; организационно-управле нческие инновации – н а оптимизацию, повыш ение эффективности и качества менедж мента в социа льной сфере; иннов ации в экологи ческой сфере – н а уникальные фор мы и мет оды утилизации и переработки отхо дов производства и потребления, строите льства и эксплу атации очистных соору жений и т.д. Так им образом, ГЧ П в инновац ионных проектах мож ет использоваться в чрезвычайно широ кой области отнош ений между орга нами государственной вла сти и инвест орами. Приоритетными направл ениями ГЧП явля ются инновационно ориентир ованные инфраструктурные прое кты, а так же проекты в научно-технолог ической и образова тельной сферах.
Чт о касается Рос сии, то разв итие институтов взаимод ействия государства и бизнеса стано вится одним и з важнейших усло вий формирования эффект ивной экономической поли тики, повышения инвести ционной активности ка к в отдел ьных предпринимательских струк турах (отраслях, реги онах), так и по стр ане в цел ом. Главные усло вия – учет специфи ческих особенностей и сохранение лидир ующей позиции госуда рства в вопр осах формирования партне рских отношений с частным бизн есом и послед ующего регулирования деятел ьности созданных партн ерств.
Необходимость кардин альной модернизации росси йской экономики н а инновационной осн ове сегодня н е вызывает ника ких сомнений. Государ ственно-частное партне рство может явит ься важным направ лением развития пр и переходе о т сырьевой эконо мики к эконо мике инновационного ти па. В дан ном случае норма льное функционирование национ альной экономики дол жно основываться н а конструктивном взаимод ействии институтов госуда рства и бизн еса в разли чных направлениях инновац ионной деятельности. Пр и этом госуда рство должно осущес твлять функции н е только парт нера, но и организатора, коорди натора и заказ чика инновационных взаимод ействий. Именно эт и условия способ ствуют созданию устойч ивого инновационно-инвестиц ионного механизма, отвеча ющего социально-экономи ческим вызовам совреме нности.
Российская эконо мика все ещ е сохраняет возмож ности потенциального лидер ства в отдел ьных направлениях миро вой экономики. Одн ако, из-з а длительного отсут ствия в стр ане целенаправленной государс твенной инновационной поли тики, эффективные механ измы практического внедр ения научных откр ытий и изобре тений не разраб отаны, серьезно отст ает научная и образовательная сфе ры. Поэтому ГП Ч как инновац ионный инструмент, спосо бный оказать опреде ляющее влияние н а экономический ро ст и каче ство жизни, н а сегодняшний де нь используется яв но недостаточно.
Важне йшим условием успе шной реализации структ урных преобразований и привлечения част ных инвестиций в инновационные прое кты является прове дение государством эффект ивной инновационной и научно-технич еской политики в части разра ботки нормативно-прав овой базы, подде ржки фундаментальных и прикладных исслед ований, освоения и распространения техн ики и техно логий, концентрации сред ств федерального бюдж ета и ин ых источников финанси рования приоритетных направ лений фундаментальных и прикладных науч ных исследований с учетом стратег ических, экономических и социальных интер есов РФ, постеп енного увеличения до ли расходов федера льного бюджета, направ ляемых на финанси рование науки. Н е менее важ ным является формир ование и разв итие механизма управ ления инновационной деятель ностью в реги онах и муницип альных образованиях.
Оп ыт реализации инвести ционных проектов с использованием механ измов ГЧП в России свидетел ьствует о нали чии различного ро да административно-ведомст венных барьеров, вызва нных неразработанностью процед урных норм, регламен тирующих отношения ка к между орга нами властных стру ктур, так и между орга нами государственной вла сти и част ными инвесторами. Дан ные обстоятельства обуслов ливают необходимость прин ятия комплекса ме р, направленных н а обеспечение предсказ уемости и прозра чности экономической поли тики в обла сти ГЧП - проекти рования, исключающей неоднозн ачность требований, предъяв ляемых к разли чным потенциальным част ным инвесторам, усил ение ответственности должно стных лиц, приним ающих решения п о ГЧП-прое ктам.
В условиях преодо ления последствий финан сово-экономического криз иса наиболее актуа льным является воп рос об учреж дении региональных сис тем общественно-государс твенного управления дл я координации и диспетчеризации ГЧ П-проектов с большим сро ком окупаемости з а счет част ных инвестиций, реализ уемых на регион альном и муницип альном уровнях, наиб олее остро ощути вших на се бе сокращение финанси рования действующих и потенциальных ГЧ П-проектов в кризисной ситу ации. Основной цел ью деятельности общест венно-государственного орг ана управления инновац ионными ГЧП-проек тами должно явит ься содействие разв итию механизмов государ ственно-частного партне рства, формирование и поддержка иници атив в реги оне при реали зации этих прое ктов.
Диссертант пола гает, что партне рства способны обесп ечить гармоничное разв итие экономики и гарантировать защ иту интересов сам ых широких сло ев общества. В работе предла гается использовать механ измы, основанные н а концепции многост оронних партнерств, предпол агающей привлечение возм ожно большего чис ла участников, заинтере сованных в улучш ении морально-психолог ического климата, измен ении в иера рхии ценностных ориен таций общества, повыш ении роли гражда нского общества, ликви дации отчуждения вла сти и обще ства, появлении благоприя тствующей инновациям социокул ьтурной среды с высоким стат усом науки, образо вания и куль туры, реальном содей ствии развитию мал ого и сред него бизнеса. Диссе ртант убежден: коне чный успех инновац ионной модернизации буд ет определяться масшт абным привлечением к инновационной деятел ьности широких сло ев населения стр аны, активностью и слаженностью совме стных действий вс ех основных акто ров модернизации – госуда рства, частного бизн еса, науки, образо вания и обще ства в цел ом. При эт ом в каж дом отдельном направ лении приоритетные социа льно значимые прое кты следует реализо вывать при возм ожно более широ ком привлечении ГЧ П - технологий пр и координации госуда рством как лид ера и гара нта модернизационных преобра зований усилий задейств ованных сторон, обеспе чении учета интер есов различных социа льных групп обще ства, активной подде ржке и непрер ывном сопровождении н а всех стад иях их жизне нного цикла – о т технико-экономи ческого обоснования д о коммерциализации науко емкой готовой проду кции.