Файл: Особенности финансирования инновационных проектов (Применение ГЧП-поектов в поддержании инновационной сферы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в России решается задача перехода хозяйственной системы на инновационный путь развития, что может быть обеспечено созданием адекватного современным реалиям механизма государственно-частного партнерства, его совершенствованием и более широким использованием в качестве одного из ключевых факторов современного социально-экономического развития нашей страны и повышения ее экономической безопасности.

Результаты исследований, представленные в диссертационной работе, позволяют сделать следующие выводы и рекомендации:

Эволюция взаимоотношений государства и предпринимательства в развитых и развивающихся странах доказала, что наиболее конструктивной формой их взаимодействия является государственно-частное партнерство как важнейший фактор успешного социально-экономического развития. В современном понимании ГЧП – это организационно-управленческий и институциональный долговременный и взаимовыгодный альянс между государством и частными компаниями (банками, международными финансовыми организациями и другими инфраструктурными институтами) в целях реализации социально значимых проектов, основанных на эффективном распределении рисков, обязательств и полученной выгоды между государством, частным сектором и пользователями. В схемах ГЧП бизнесу для участия в развитии объектов производственной и социальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности, в обмен на ресурсы (финансовые, технические, управленческие) и компетенции (знания и опыт) государством предоставляются гарантированные льготы и преференции.

Характер взаимодействий, применяемые методы и конкретные формы реализации могут существенно различаться в зависимости от зрелости рыночных отношений, национальных особенностей, степени развитости партнерских отношений. эффективность функционирования ГЧП связана с успешностью решения проблем учреждения новых и развития существующих институтов, выработки регламентных процедур отбора партнеров, поддержки процессов ГЧП и т.д.


Проведенный анализ международного опыта подтвердил реальность перспектив и экономическую эффективность осуществления ГЧП-проектов. Он показал, что основными факторами, способствующими росту количества и разнообразию реализуемых ГЧП-программ и проектов в развитых странах, являются: стабильная государственная экономическая политика, направленная на поощрение частной инициативы (меры поддержки ГЧП – субвенции, механизмы переуступки требований и т.д.); низкие политические и социальные риски; эффективное использование законодательства; развитая инфраструктура. ГЧП-проекты в развивающихся странах успешно реализуются при соблюдении четко сформулированных государством целей, наличии реальной политической, финансовой и юридической поддержки правительства, прозрачности процедур, эффективной структуры проекта.

ГЧП-механизмы становятся объективно необходимыми и особо перспективными в кризисных и посткризисных условиях. Глобальный финансово - экономический кризис, выявивший несоответствие многих политических и социально - экономических институтов различных стран мира запросам новой экономики, построенной на инновациях, показал, что партнерства государства и частного бизнеса могут стать эффективным способом разрешения как инфраструктурных задач, входящих в зону ответственности государства, так и задач осуществления успешной предпринимательской деятельности частными фирмами и компаниями. Кроме того, государственный сектор как участник ГЧП выступает в качестве эффективного стабилизирующего и поощряющего фактора привлечения дополнительных инвестиций со стороны частного сектора.

Организуя партнерские отношения, государство существенно расширяет экономическое пространство для проникновения частного капитала в ранее недоступные сферы деятельности, вносит разнообразие в арсенал эффективных методов ведения хозяйства, перекладывая функции управления государственной собственностью на частный сектор с его инновационной и инвестиционной мобильностью, организационно-управленческим опытом и знаниями, позволяющим минимизировать риски, обеспечивать успех экономических преобразований.


К остроактуальным относятся ситуации использования государственно-частных партнерств в инновационных проектах. Научно-технологические инновации, осуществляемые в формате ГЧП, должны быть направлены на формирование и реализацию новых высокотехнологичных производств, перспективных технологий и материалов, инновации в образование – на формирование духовно развитой, инновационно ориентированной и конкурентоспособной личности; организационно-управленческие инновации – на оптимизацию, повышение эффективности и качества менеджмента в социальной сфере; инновации в экологической сфере – на уникальные формы и методы утилизации и переработки отходов производства и потребления, строительства и эксплуатации очистных сооружений и т.д. Таким образом, ГЧП в инновационных проектах может использоваться в чрезвычайно широкой области отношений между органами государственной власти и инвесторами. Приоритетными направлениями ГЧП являются инновационно ориентированные инфраструктурные проекты, а также проекты в научно-технологической и образовательной сферах.

Что касается России, то развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной активности как в отдельных предпринимательских структурах (отраслях, регионах), так и по стране в целом. Главные условия – учет специфических особенностей и сохранение лидирующей позиции государства в вопросах формирования партнерских отношений с частным бизнесом и последующего регулирования деятельности созданных партнерств.

Необходимость кардинальной модернизации российской экономики на инновационной основе сегодня не вызывает никаких сомнений. Государственно-частное партнерство может явиться важным направлением развития при переходе от сырьевой экономики к экономике инновационного типа. В данном случае нормальное функционирование национальной экономики должно основываться на конструктивном взаимодействии институтов государства и бизнеса в различных направлениях инновационной деятельности. При этом государство должно осуществлять функции не только партнера, но и организатора, координатора и заказчика инновационных взаимодействий. Именно эти условия способствуют созданию устойчивого инновационно-инвестиционного механизма, отвечающего социально-экономическим вызовам современности.


Российская экономика все еще сохраняет возможности потенциального лидерства в отдельных направлениях мировой экономики. Однако, из-за длительного отсутствия в стране целенаправленной государственной инновационной политики, эффективные механизмы практического внедрения научных открытий и изобретений не разработаны, серьезно отстает научная и образовательная сферы. Поэтому ГПЧ как инновационный инструмент, способный оказать определяющее влияние на экономический рост и качество жизни, на сегодняшний день используется явно недостаточно.

Важнейшим условием успешной реализации структурных преобразований и привлечения частных инвестиций в инновационные проекты является проведение государством эффективной инновационной и научно-технической политики в части разработки нормативно-правовой базы, поддержки фундаментальных и прикладных исследований, освоения и распространения техники и технологий, концентрации средств федерального бюджета и иных источников финансирования приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований с учетом стратегических, экономических и социальных интересов РФ, постепенного увеличения доли расходов федерального бюджета, направляемых на финансирование науки. Не менее важным является формирование и развитие механизма управления инновационной деятельностью в регионах и муниципальных образованиях.

Опыт реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов ГЧП в России свидетельствует о наличии различного рода административно-ведомственных барьеров, вызванных неразработанностью процедурных норм, регламентирующих отношения как между органами властных структур, так и между органами государственной власти и частными инвесторами. Данные обстоятельства обусловливают необходимость принятия комплекса мер, направленных на обеспечение предсказуемости и прозрачности экономической политики в области ГЧП - проектирования, исключающей неоднозначность требований, предъявляемых к различным потенциальным частным инвесторам, усиление ответственности должностных лиц, принимающих решения по ГЧП-проектам.


В условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса наиболее актуальным является вопрос об учреждении региональных систем общественно-государственного управления для координации и диспетчеризации ГЧП-проектов с большим сроком окупаемости за счет частных инвестиций, реализуемых на региональном и муниципальном уровнях, наиболее остро ощутивших на себе сокращение финансирования действующих и потенциальных ГЧП-проектов в кризисной ситуации. Основной целью деятельности общественно-государственного органа управления инновационными ГЧП-проектами должно явиться содействие развитию механизмов государственно-частного партнерства, формирование и поддержка инициатив в регионе при реализации этих проектов.

Диссертант полагает, что партнерства способны обеспечить гармоничное развитие экономики и гарантировать защиту интересов самых широких слоев общества. В работе предлагается использовать механизмы, основанные на концепции многосторонних партнерств, предполагающей привлечение возможно большего числа участников, заинтересованных в улучшении морально-психологического климата, изменении в иерархии ценностных ориентаций общества, повышении роли гражданского общества, ликвидации отчуждения власти и общества, появлении благоприятствующей инновациям социокультурной среды с высоким статусом науки, образования и культуры, реальном содействии развитию малого и среднего бизнеса. Диссертант убежден: конечный успех инновационной модернизации будет определяться масштабным привлечением к инновационной деятельности широких слоев населения страны, активностью и слаженностью совместных действий всех основных акторов модернизации – государства, частного бизнеса, науки, образования и общества в целом. При этом в каждом отдельном направлении приоритетные социально значимые проекты следует реализовывать при возможно более широком привлечении ГЧП - технологий при координации государством как лидера и гаранта модернизационных преобразований усилий задействованных сторон, обеспечении учета интересов различных социальных групп общества, активной поддержке и непрерывном сопровождении на всех стадиях их жизненного цикла – от технико-экономического обоснования до коммерциализации наукоемкой готовой продукции.