Файл: Особенности финансирования инновационных проектов (Применение ГЧП-поектов в поддержании инновационной сферы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.

Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются[3]:

- налоговое и амортизационное регулирование;

- кредитная и фондовая политика;

- ценовое регулирование;

- политика протекционизма.

Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.

Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы, облагаемой налогом, части доходов, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и пр.

Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на сочетании научно-инновационных и рыночных факторов развития. Внедрение новых методов организации, управления и производства продуктов и услуг является основой инновационной деятельности.

Инновационная деятельность может быть охарактеризована увеличением темпа создания инноваций, их внедрения в производство товаров и услуг, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в национальной и мировой экономиках, увеличению рыночных размеров и удовлетворению потребительских и промышленных потребностей. К инновационной деятельности относятся виды деятельности (рисунок 1).

Рисунок 1 - Виды инновационной деятельности

Инновационная деятельность в предпринимательстве рассматривается как бизнес-процесс и включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи, ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием.

Основные этапы инновационной деятельности изображены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Этапы инновационной деятельности


Следует отметить, что на каждом этапе инновационной деятельности создается определенная ценность в виде нового интеллектуального ресурса. Например, на этапе поиска инновационных идей может быть получен результат научной деятельности, который обладает ценностью не только для данного предприятия, но и другого предприятия или других отраслей. В инновационном бизнесе существует патентная практика результатов его деятельности. В крупных компаниях, которые обладают значительными ресурсами создаются специальные отделы, которые занимаются патентованием интеллектуальной собственности компании. Данная особенность безусловна является важным фактом при создании инновационного бизнеса.

Отдельно хочется отметить этап - “оценка жизнеспособности отобранных идей”. Это очень важный этап при создании инновационного продукта. Дело в том, что создание инноваций является дорогостоящим и долгосрочным процессом. Чтобы не создать инновацию, которая впоследствии не будет пользоваться спросом на рынке, существует методология “бережливого стартапа”. Данный способ описывается в книге Эрика Риса “Бизнес с нуля, метод Lean StartUp”. Суть методологии заключается в том, что перед созданием инновации необходимо создать минимальную рабочую версию продукта, с помощью которой необходимо собрать обратную связь от аудитории, сделать выводы о релевантности идеи и внедрить ее. о внедрение элементов “бережливого производства”, я расскажу в третьей части своей работы, где будет описан процесс создания и тестирования продуктовых гипотез.

Также, особенностями инновационной деятельности являются:

– ориентация на качественные изменения параметров продукта, технологии, организации и управления фирмой. Это так называемый “продуктовый подход”. Сутью данного подхода заключается в разложении продукта на определенные метрики и постоянной работе с ними. В инновационных компаниях, как правило, существуют продуктовые команды, на которые возложена ответственность за развитие продукта. В практической части своей работы, я уделю внимание Product-менеджеру, как важному субъекту на этапе разработки и улучшения продукта. Продуктовый подход, на мой взгляд является одной из важнейших особенностей инновационных компаний.

– организация на основе системно-процессного подхода;

– создание условий для получения синергетических эффектов в хозяйственной, управленческой и социальной деятельности предприятия (фирмы).

Основы науки о синергетике были заложены применительно к физической химии профессором Свободного университета (Брюссель) В


Такие кластеры (их еще называют инновационными территориальными кластерами) имеют несколько характерных черт;

– механизм, позволяющий координировать деятельность всех участников кластера;

– научно-производственные отраслевые связи между участниками.[3]

Например, в Санкт-Петербурге был создан инновационный кластер "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций". Он включает в себя 18 участников – юридических лиц, занимающихся тематическими исследованиями в области ИТ, разработки программно-аппаратных средств, защиты информации и пр., а также разработкой и производством средств связи и коммуникационных и автоматизированных систем энергоэффективности и ресурсосбережения для управления городским хозяйством, автоматизированных систем и др.

Самым ярким примером такого синергетического эффекта является Кремниевая долина. Это географическая область, находящаяся в штате Калифорния, США, где сосредоточены технологические гиганты, венчурные фонды и инновационные стартапы. Они питают и усиливают друг друга, все это в связке с постоянный приток талантов делает это место раем для создания инноваций. Данную особенность эффективного развития инновационного бизнеса нужно учитывать на этапе планирования и его создания.

Переход экономики России на инновационный путь развития в системе рыночных отношений требует обеспечения конкурентных качеств товаров, обновления продукции производителями, большой заинтересованности внедрения нововведений участниками, а также высокой инновационной активности. Эти характеристики являются важными для оценки инновационной деятельности предприятия.

Инновационный потенциал – совокупность ресурсов различных видов, включающая в себя материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности[4].

К элементам инновационного потенциала предприятия относятся следующие ресурсы[4]:

– материально-технические;

– технологические;

– финансовые;

– организационные;

– кадровые;

– интеллектуальные;

– производственная культура труда;

– социальные и психологические факторы.

Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:

– свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;


– соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;

– сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.

К инновационному потенциалу также относиться институциональные условия: нормативно-правовые акты (муниципального и федерального уровня) для финансового и социального обеспечения эффективной инновационной деятельности. К таким условиям следует отнести:

– исследовательскую базу; производственные помещения;

– производственные мощности;

– квалифицированные кадры;

– производственные технологии;

– финансовые и материальные средства;

– информационные ресурсы;

– систему сбыта готовой продукции.

Интеллектуальные ресурсы компании должны обеспечивать возможность разработки оригинальных идей. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет объем инновационных идей – идей, которыми компания обладает в тот или иной промежуток времени.

Предоставление информационных услуг является определяющим моментом организации инновационной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Содержание информации для инновационной деятельности[5]

Вид информации

Содержание информации

Научно-техническая

– тенденции развития определенного вида техники;

– описание производства техники;

– характеристика периода морального устаревания технических объектов;

– сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР;

– сведения по стандартизации, сертификации

Патентная

– патенты;

технический уровень и тенденции развития объектов техники;

– патентоспособность объектов техники

Маркетинговая

– структура рынка;

– сегмент предприятия на рынке;

– спрос;

– предложение;

– конкуренты;

– потребители;

– конкурирующие товары;

– поставщики;

- общеэкономические тенденции;

– отраслевые тенденции

Бизнес-информация (о конкурентах или возможных партнерах)

– общая информация, финансовый рейтинг;

– финансовая информация: активы, пассивы, оборот, продажи, выручка и расходы, налогообложение;

– аналитика: ликвидность, рентабельность;

– платежные задолженности.

Информация по учету и статистике

– по переписи населения;

– кадастровые и учетные планы;

– экономика агропромышленного комплекса;

– производство товаров и услуг.

Нормативно-правовая

Нормативно-правовые акты и вопросы их применения

Инфраструктурная

Сведения об организациях, в области поддержки инновационной технологической деятельности


Мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима для регулирования и стимулирования инновационной деятельности. Важным элементом государственной поддержки инновационной деятельности в стране является участие в различных национальных инновационных программах.

Эффективность использования таких программ хорошо видна на опыте экономики Японии. Япония располагает очень ограниченными территориальными и природными ресурсами. В этой связи инновационная политика стала одним из важнейших факторов развития японской экономики, стимуляции экономического роста и спроса, развитием конкурентоспособности. Государственное управление промышленными разработками сводится к взаимовыгодному партнерству между государственным аппаратом и отдельными секторами промышленности.

Во Франции, напротив, можно отметить самую высокую степень централизованного управления и регулирования инновационной деятельности. Научные исследования рассматриваются в качестве общенациональной программы. Они формируются в виде пятилетних стратегических планов.

В Великобритании такая централизованная система отсутствует. Однако существует хорошо разработанный государственный механизм взаимодействия с инновационным бизнесом, позволяющий осуществлять координацию инновационных разработок на государственном уровне.

В США инновационная деятельность поддерживается развитым венчурным бизнесом и льготной системой налогообложения инновационного предпринимательства.

Для российской действительности государственная поддержка инновационной деятельности необходима, особенно в период формирования устойчивой системы инновационного предпринимательства. Государственная поддержка осуществляется на основе государственной инновационной политики и формирования нормативно-правовой среды, в рамках которой определяются принципы функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса.

1.2.Особенности управления инновационным проектом и оценка инновационного бизнеса

Инновации как объект управления характеризуется таким набором особенностей, которые требуют использования специальных приёмов и методов для управления ими. В течение сорока последних лет управление инновациями (УИ) формировалось как особая профессиональная область деятельности и самостоятельная дисциплина, вооружающая руководителей технологиями и инструментальными средствами планирования, контроля и координации.