Файл: Особенности финансирования инновационных проектов (Применение ГЧП-поектов в поддержании инновационной сферы).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и состояние инновационной сферы в Российской Федерации
1.2.Особенности управления инновационным проектом и оценка инновационного бизнеса
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.1. Методы финансирования инновационной деятельности
2.2 Применение ГЧП-проектов в поддержании инновационной сферы
К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.
Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются[3]:
- налоговое и амортизационное регулирование;
- кредитная и фондовая политика;
- ценовое регулирование;
- политика протекционизма.
Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.
Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы, облагаемой налогом, части доходов, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и пр.
Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на сочетании научно-инновационных и рыночных факторов развития. Внедрение новых методов организации, управления и производства продуктов и услуг является основой инновационной деятельности.
Инновационная деятельность может быть охарактеризована увеличением темпа создания инноваций, их внедрения в производство товаров и услуг, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в национальной и мировой экономиках, увеличению рыночных размеров и удовлетворению потребительских и промышленных потребностей. К инновационной деятельности относятся виды деятельности (рисунок 1).
Рисунок 1 - Виды инновационной деятельности
Инновационная деятельность в предпринимательстве рассматривается как бизнес-процесс и включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи, ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием.
Основные этапы инновационной деятельности изображены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Этапы инновационной деятельности
Следует отметить, что на каждом этапе инновационной деятельности создается определенная ценность в виде нового интеллектуального ресурса. Например, на этапе поиска инновационных идей может быть получен результат научной деятельности, который обладает ценностью не только для данного предприятия, но и другого предприятия или других отраслей. В инновационном бизнесе существует патентная практика результатов его деятельности. В крупных компаниях, которые обладают значительными ресурсами создаются специальные отделы, которые занимаются патентованием интеллектуальной собственности компании. Данная особенность безусловна является важным фактом при создании инновационного бизнеса.
Отдельно хочется отметить этап - “оценка жизнеспособности отобранных идей”. Это очень важный этап при создании инновационного продукта. Дело в том, что создание инноваций является дорогостоящим и долгосрочным процессом. Чтобы не создать инновацию, которая впоследствии не будет пользоваться спросом на рынке, существует методология “бережливого стартапа”. Данный способ описывается в книге Эрика Риса “Бизнес с нуля, метод Lean StartUp”. Суть методологии заключается в том, что перед созданием инновации необходимо создать минимальную рабочую версию продукта, с помощью которой необходимо собрать обратную связь от аудитории, сделать выводы о релевантности идеи и внедрить ее. о внедрение элементов “бережливого производства”, я расскажу в третьей части своей работы, где будет описан процесс создания и тестирования продуктовых гипотез.
Также, особенностями инновационной деятельности являются:
– ориентация на качественные изменения параметров продукта, технологии, организации и управления фирмой. Это так называемый “продуктовый подход”. Сутью данного подхода заключается в разложении продукта на определенные метрики и постоянной работе с ними. В инновационных компаниях, как правило, существуют продуктовые команды, на которые возложена ответственность за развитие продукта. В практической части своей работы, я уделю внимание Product-менеджеру, как важному субъекту на этапе разработки и улучшения продукта. Продуктовый подход, на мой взгляд является одной из важнейших особенностей инновационных компаний.
– организация на основе системно-процессного подхода;
– создание условий для получения синергетических эффектов в хозяйственной, управленческой и социальной деятельности предприятия (фирмы).
Основы науки о синергетике были заложены применительно к физической химии профессором Свободного университета (Брюссель) В
Такие кластеры (их еще называют инновационными территориальными кластерами) имеют несколько характерных черт;
– механизм, позволяющий координировать деятельность всех участников кластера;
– научно-производственные отраслевые связи между участниками.[3]
Например, в Санкт-Петербурге был создан инновационный кластер "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций". Он включает в себя 18 участников – юридических лиц, занимающихся тематическими исследованиями в области ИТ, разработки программно-аппаратных средств, защиты информации и пр., а также разработкой и производством средств связи и коммуникационных и автоматизированных систем энергоэффективности и ресурсосбережения для управления городским хозяйством, автоматизированных систем и др.
Самым ярким примером такого синергетического эффекта является Кремниевая долина. Это географическая область, находящаяся в штате Калифорния, США, где сосредоточены технологические гиганты, венчурные фонды и инновационные стартапы. Они питают и усиливают друг друга, все это в связке с постоянный приток талантов делает это место раем для создания инноваций. Данную особенность эффективного развития инновационного бизнеса нужно учитывать на этапе планирования и его создания.
Переход экономики России на инновационный путь развития в системе рыночных отношений требует обеспечения конкурентных качеств товаров, обновления продукции производителями, большой заинтересованности внедрения нововведений участниками, а также высокой инновационной активности. Эти характеристики являются важными для оценки инновационной деятельности предприятия.
Инновационный потенциал – совокупность ресурсов различных видов, включающая в себя материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности[4].
К элементам инновационного потенциала предприятия относятся следующие ресурсы[4]:
– материально-технические;
– технологические;
– финансовые;
– организационные;
– кадровые;
– интеллектуальные;
– производственная культура труда;
– социальные и психологические факторы.
Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:
– свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;
– соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;
– сотрудниками, способными генерировать неординарные решения.
К инновационному потенциалу также относиться институциональные условия: нормативно-правовые акты (муниципального и федерального уровня) для финансового и социального обеспечения эффективной инновационной деятельности. К таким условиям следует отнести:
– исследовательскую базу; производственные помещения;
– производственные мощности;
– квалифицированные кадры;
– производственные технологии;
– финансовые и материальные средства;
– информационные ресурсы;
– систему сбыта готовой продукции.
Интеллектуальные ресурсы компании должны обеспечивать возможность разработки оригинальных идей. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет объем инновационных идей – идей, которыми компания обладает в тот или иной промежуток времени.
Предоставление информационных услуг является определяющим моментом организации инновационной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Содержание информации для инновационной деятельности[5]
Вид информации |
Содержание информации |
Научно-техническая |
– тенденции развития определенного вида техники; – описание производства техники; – характеристика периода морального устаревания технических объектов; – сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР; – сведения по стандартизации, сертификации |
Патентная |
– патенты; технический уровень и тенденции развития объектов техники; – патентоспособность объектов техники |
Маркетинговая |
– структура рынка; – сегмент предприятия на рынке; – спрос; – предложение; – конкуренты; – потребители; – конкурирующие товары; – поставщики; - общеэкономические тенденции; – отраслевые тенденции |
Бизнес-информация (о конкурентах или возможных партнерах) |
– общая информация, финансовый рейтинг; – финансовая информация: активы, пассивы, оборот, продажи, выручка и расходы, налогообложение; – аналитика: ликвидность, рентабельность; – платежные задолженности. |
Информация по учету и статистике |
– по переписи населения; – кадастровые и учетные планы; – экономика агропромышленного комплекса; – производство товаров и услуг. |
Нормативно-правовая |
Нормативно-правовые акты и вопросы их применения |
Инфраструктурная |
Сведения об организациях, в области поддержки инновационной технологической деятельности |
Мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима для регулирования и стимулирования инновационной деятельности. Важным элементом государственной поддержки инновационной деятельности в стране является участие в различных национальных инновационных программах.
Эффективность использования таких программ хорошо видна на опыте экономики Японии. Япония располагает очень ограниченными территориальными и природными ресурсами. В этой связи инновационная политика стала одним из важнейших факторов развития японской экономики, стимуляции экономического роста и спроса, развитием конкурентоспособности. Государственное управление промышленными разработками сводится к взаимовыгодному партнерству между государственным аппаратом и отдельными секторами промышленности.
Во Франции, напротив, можно отметить самую высокую степень централизованного управления и регулирования инновационной деятельности. Научные исследования рассматриваются в качестве общенациональной программы. Они формируются в виде пятилетних стратегических планов.
В Великобритании такая централизованная система отсутствует. Однако существует хорошо разработанный государственный механизм взаимодействия с инновационным бизнесом, позволяющий осуществлять координацию инновационных разработок на государственном уровне.
В США инновационная деятельность поддерживается развитым венчурным бизнесом и льготной системой налогообложения инновационного предпринимательства.
Для российской действительности государственная поддержка инновационной деятельности необходима, особенно в период формирования устойчивой системы инновационного предпринимательства. Государственная поддержка осуществляется на основе государственной инновационной политики и формирования нормативно-правовой среды, в рамках которой определяются принципы функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса.
1.2.Особенности управления инновационным проектом и оценка инновационного бизнеса
Инновации как объект управления характеризуется таким набором особенностей, которые требуют использования специальных приёмов и методов для управления ими. В течение сорока последних лет управление инновациями (УИ) формировалось как особая профессиональная область деятельности и самостоятельная дисциплина, вооружающая руководителей технологиями и инструментальными средствами планирования, контроля и координации.