Файл: Налог на доходы физических лиц (Роль НДФЛ в РФ и в развитых странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Практика взимания НДФЛ в России

3.1. Расчет налога с доходов физических лиц.

Налог на доходы физических лиц – основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом расходов, подтвержденных документально, в соответствии с действующим законодательством. Для наиболее детального просмотра рассмотрим и решим задачу по налогообложению доходов физических лиц.

Чернов Л.А. работает в ООО «Ромашка», у него двое детей: один в возрасте 20 лет, который является студентом дневной формы обучения, другой –14 лет.

Имеются следующие данные:

Январь: оклад должностной – 44 000 рублей, расходы на оплату учебы сына – 40 000 рублей, компенсация за проезд – 1 500 рублей. От предприятия получил кредит под 4% годовых (ставка рефинансирования ЦБ – 8,25%) в размере 500 000 руб. на 6 (Шесть) месяцев для покупки квартиры.

Февраль: оклад должностной– 46 000 рублей, получил ценный подарок – 6 000 рублей, компенсация за проезд – 1 500 рублей.

Март: оклад должностной– 45 000 рублей, премия за 1 квартал – 18 000 рублей, компенсация за проезд – 1 500 рублей.

Апрель: оклад должностной– 51 000 рублей, ООО «Ромашка» оплатило путевку в лагерь для ребенка– 19 000 рублей, компенсация за проезд – 1 500 рублей. Продал квартиру полученную в наследство в предшествующем году за 3 200 000 рублей.

Май: оклад должностной – 49 000 рублей,  расходы на лечение – 37 000 рублей, компенсация за проезд – 1 500 рублей.

Июнь: оклад должностной – 53 000 рублей, премия за 2 квартал – 25 000 рублей, компенсация за проезд – 1 500 рублей.

За 6 (Шесть) месяцев исчислить НДФЛ.

Решение задачи:

1)  НДФЛянв= (1500+ 4400-2800-40000)*0,13=2700*0,13=351Р

Применяется налоговый вычет на детей и вычет по расходам на обучение. На учебу ребенка пределом расходов является 50 000 рублей.

2)  НДФЛфев=(1500+46000+6000-2800-4000+2700)*0,13=49400*0,12Р

Не облагается налогом доход в виде ценных подарков - в размере 4000 рублей.

3)  НДФЛмар=(1500+45000+18000-2800+49400)*0,13=111100*0,13=14443Р

4)  НДФЛапр=(1500+51000-2800+111100)*0,13=160800*0,13=20904Р

5)  НДФЛмай=(1500+49000-37000-2800+160800)*0,13=171500*0,13=22295Р

Используется социальный налоговый вычет по приобретению медикаментов и расходам на лечение.

6)  НДФЛиюнь=(1500+25000+53000-2800+171500)*0,13=248200*0,13=32266Р


7)  НДФЛМВ=0,35*3739,7=1308,9Р

При получении кредита от организации, за счет получения кредита под низкий процент, у плательщика возникает экономия на процентах. В этом случае необходимо рассчитать материальную выгоду, которая облагается налогом в размере 35%.

8)  ∑НДФЛ= 1308,9+32266=33574,9Р.

За 6 месяцев итого доход полученный плательщиком составляет 251 939,7 рублей, а НДФЛ равен 33574,9 руб.

3.2. Пути совершенствования НДФЛ

Проведение налоговых реформ и мировой опыт показывают, что одна из основных проблем - это обоснование выбора конкретных ставок налогов. Данная проблема многократно усложняется при использовании прогрессивных и регрессивных налогов, поскольку в отличие от пропорционального налога в данном случае необходимо обосновать выбор не одной, а нескольких предельных ставок (их количество, как правило, колеблется от трех до шести). При этом выбор границ диапазонов налогооблагаемой базы, в которых действуют соответствующие ставки, необходимо также обосновывать, а также число этих диапазонов, совпадающее с числом различных ставок налога.

Проблема выбора ставок подоходного налога вызывает наиболее острые дискуссии среди экономистов и политиков. Важность решения этой проблемы объясняется рядом причин. Прежде всего, в основном величину налогового бремени граждан определяет именно индивидуальный подоходный налог. Кроме того, одним из основных источников доходов государственного бюджета составляют поступления по подоходному налогу в развитых странах.

НДФЛ не раз подвергался реформированию за период существования. За это время существенных изменений не произошло. В основном реформированию подвергались порядок представления налоговых вычетов и их суммы, корректировались некоторые ставки и виды доходов. Так, например, стандартный вычет на ребенка был увеличен с 300 (Триста) до 1000 (Тысяча) руб., при этом предельная величина дохода увеличилась с 20 000 (Двадцать тысяч) руб. до 40 000 (Сорок тысяч) руб., при достижении которой прекращается предоставление данной льготы. Была увеличена ставка НДФЛ по доходам, выплачиваемым в виде дивидендов, с 6 (Шесть) до 9 (Девять) процентов. Увеличен с 2 000 (Две тысячи) до 4 000 (Четыре тысячи) руб. размер материальной помощи, освобождаемой от налогообложения. Список доходов, не подлежащих налогообложению, дополнен доходами, полученными в порядке дарения от членов семьи и близких родственников. Размер социального налогового вычета на обучение и лечение увеличен с 25 000 (Двадцать пять тысяч) до 50 000 (Пятьдесят тысяч) руб.


В журнале «Экономика», в свою очередь, опубликована была статья В.В. Казакова «Предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц  Российской Федерации с учётом зарубежного опыта», где были высказаны несколько другой порядок мер по совершенствованию НДФЛ.

Так предлагается для решения этих задач комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц наряду с мерами по снижению социальных налогов, уплачиваемых предприятиями.

1. Личные доходы граждан в размере официального прожиточного минимума исключить из налогооблагаемой базы.

2. Для расчетов налогооблагаемой базы в качестве основополагающего понятия принять официально установленный прожиточный минимум на одного человека в месяц и среднюю заработную плату в месяц работников наемного труда, а не минимальную, как это делается сейчас.

За последний месяц года – декабрь корректировать все налоги и вычеты на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Так как мы не можем с достаточной точностью сейчас установить прожиточный минимум на конец года, возьмем за основу расчетов последние сведения.

3. Сохранить в полном объеме стандартные страховые вычеты, заложенные в существующем Налоговом кодексе, за исключением вычетов на детей и иждивенцев, т.к. механизм льготного налогообложения семьи нами уже учтен в предложенных мероприятиях.

4. Вернуться к прогрессивной системе налогообложения физических лиц. Для составления шкалы доходов основой должен служить размер средней заработной платы в стране. Взимание повышенных ставок налогов начинается с суммы дохода, составляющей в расчете на одного члена семьи среднегодовую заработную плату, исчисленную исходя из ее величины за последний месяц отчетного года.

5. Расчет подоходного налога производить в расчете на семью. При этом неважно, имеет ли какой-либо член семьи личный доход выше прожиточного минимума или нет. Вполне естественно, к членам семьи относятся дети, иждивенцы, инвалиды, пенсионеры и другие граждане, имеющие или не имеющие собственный источник доходов, связанные родственными связями и осуществляющие совместное проживание. Данные о составе семьи имеются в органах ЗАГС, паспортно-визовой службы, домоуправлениях и квартальных комитетах, поэтому проблем определения принадлежности и состава семьи возникать не должно.

В результате этого новшества отпадает необходимость применения некоторых вычетов. Так, стандартный налоговый вычет на детей отменяется, семья на основании нового расчета получает возможность не включать в налоговую базу сумму 18 000 (Восемнадцать тысяч) руб. на каждого ребенка в год, что соответствует прожиточному минимуму. Во многих странах применяется практика семейного налогообложения, в которой семья рассматривается как экономическая общность с общими доходами и потреблением. В Российской Федерации законодательство исходит из раздельного налогообложения доходов членов семьи. Таким образом, необходима концепция развития налогообложения семейного дохода, переход должен осуществляться поэтапно, путем проведения ряда мероприятий, включающих в себя частичное введение совместного налогообложения, переход к учету реального прожиточного минимума, внедрение порядка совместного налогообложения дохода семьи.


6. Применить новую систему взимания отчислений на социальное страхование. Общая налоговая нагрузка фонда оплаты труда снижена, распределена в определенном сочетании между работником и работодателем. Определить общий размер налоговой нагрузки на уровне 30 (Тридцать) %, т.е. снизить ее по отношению к существующей на 5,6 (Пять целых шесть десятых) %.

Переложив всю тяжесть выплат на предприятия, не заботящиеся о повышении оплаты труда сотрудников и освободить наименее обеспеченных работников от ее уплаты

Для расчета соотношения отчислений и выплат между работодателем и сотрудником применить шкалу плавающую. Помимо всего прочего, это будет дополнительным стимулом для предприятий снижать объем отчислений путем указания реальной заработной платы сотрудников, да и сами заработные платы, по всей видимости, вырастут, что позволит перенести налоговое бремя на экономически более состоятельных работников. [7]

Справедливость налогообложения предполагает взимание налога в точном соответствии с материальными возможностями физического лица, при этом повышение дохода должно сопровождаться ростом налоговой ставки.

Заключение

В современной России экономические преобразования и реформирование отношений собственности очень сильно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений на пути к рыночной экономике. В частности, они призваны воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию, ограничивать стихийность рыночных процессов.

Налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения – это есть особенность реформирования экономики в России. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении законных интересов и конституционных прав каждого налогоплательщика.

В системе налогообложения физических лиц центральное место занимает налог на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц является одним из экономических рычагов государства, как и любой другой налог, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи.

Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Он используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов и относится к регулирующим налогам..


Необходимо формирование законодательства по вопросам семейного налогообложения для становления Российской Федерации как социального государства. Поэтому на начальном этапе реформирования действующего законодательства, необходима разработка этапов развития семейного налогообложения, которые должны учитывать как специфические особенности государственной системы России, так и общемировой опыт. Для перехода к семейному налогообложению предложена система, включающая в себя ряд определенных этапов, последовательная реализация которых должна способствовать внедрению в налоговую практику России семейного налогообложения.

Выполнение поставленных задач должно раскрыть потенциал налога на доходы физических лиц, как это происходит в развитых странах. А реализация выводов и предложений по совершенствованию государственной политики налогообложения доходов физических лиц, изложенных в работе, будет способствовать укреплению налогового потенциала и доходной базы бюджетов всех уровней, улучшению формирования налогового законодательства и повышению результативности налогового администрирования.

Список используемых источников:

1.    Налоговый кодекс РФ;

2.    Алиев А.М. «Состояние, тенденции и проблемы налогообложения доходов физических лиц», 2010 г

3.    Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 05.05.2014)

4.    Косарева Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: учебник / Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова и др.; под ред. Т.Е. Косаревой. – 7-е изд., испр. и доп. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011;

5.    Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В Качур. – М.:КНОРУС, 2007;

6.    «ВШЭ» экономический журнал, №4 2009 г. Занадворов В.С. «Теория налогообложения»;

7.    Майбуров И.А. Налоговые реформы. Теория и практика: монография для магистрантов, для  обучающихся/ [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010;

8.  Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии: Экономические и общественные условия его существования // Уч. зап. Императорского московского университета. -- М„ 1898. -- Вып. 16..

9.  «Экономика» от 4 июня 2007 г. В.В. Казакова «Предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц  Российской Федерации с учётом зарубежного опыта»;

          10. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. -- М., 2008. -- С. 198.