Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группировки, сообщества и формирования, негласных сотрудниках, а также лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, допускается с их письменного на то согласия. Судебные решения, постановления прокурора, дающие право на проведение оперативно-розыскных мероприятий и соответствующие, принятые к производству материалы хранятся в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Оперативные служебные документы, отражающие результат оперативно-розыскной деятельности могут быть представлены судье, следователю, дознавателю и прокурору в случаях, установленных законом. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств проведения оперативно-розыскных мероприятий. Данный принцип отражен в одиннадцатой статье ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ.

Также этот принцип регламентирован инструкцией о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю, прокурору и судье, то есть процессуальным лицам.

Принцип наступательности[9] – означает, что оперативно-розыскная деятельность основана на оптимальном по времени исполнения средств и методов, обеспечивающих сбор и проверку информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Принцип сотрудничества с населением и опора на его помощь при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Принцип подотчетности и подконтрольности должностных лиц, проводящих оперативно-розыскные мероприятия. Данный принцип отражен в семнадцатой и двадцать второй статьях ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ.

Принцип персональной ответственности лиц и руководства оперативных служб и подразделений за законность при проведении оперативно-розыскной деятельности. Принцип независимости при исполнении служенных обязанностей – означает запрет на произвольное вмешательство в процесс оперативно-розыскной деятельности должностных лиц и органов, уполномоченных на данный вид правоохранительной деятельности. Система принципов оперативно-розыскной деятельности важна как основа деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

На основании своего правового регламентирования оперативно-розыскная деятельность имеет свои законные принципы, на которые полностью опираются в своей работе сотрудники оперативных служб и подразделений.


2. Процессуальные особенности и проблемы проведения оперативно- розыскных мероприятий

2.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий

Одним из средств установления истины при расследовании уголовных дел, а впоследствии и источником доказательств выступают результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД), получаемые посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Несмотря на их значимость, до сих пор на законодательном уровне нет дефиниции понятия «оперативно-розыскные мероприятия».

Ранее ОРМ проводились на основе ведомственных подзаконных нормативных актов, которые были секретными (закрытыми) по своему характеру. Отдельные вопросы использования ОРМ были определены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Законом «О милиции». Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 1992 г., а затем Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 1995 г. впервые позволили гражданам узнать перечень ОРМ, перечисленных в этих законах, в том числе и ограничивающие их права.

В преамбуле к Федеральному закону Об ОРД отмечается, что этот закон устанавливает систему гарантий законности при проведении ОРМ. В статье 1 закона указывается, что ОРД осуществляется посредством ОРМ, перечень которых приводится в статье 6, где также отмечается, что этот список может быть изменен или дополнен только Федеральным законом «Об ОРД».

Отсутствие законодательного определения ОРМ является недостатком, что и привело к затяжной дискуссии в юридической литературе по этому вопросу[10].

По справедливому мнению В.Г. Боброва, «выяснение сущности ОРМ – это вопрос, от решения которого во многом зависит рассмотрение различных аспектов проведения подобных мероприятий»[11]. Очень важно дать определение ОРМ для правового регулирования ОРД, поскольку теория и практика в этой области во многих отношениях противоречивы.

Понятие ОРМ является одной из ключевых во всем ОРД. Его отсутствие лишает ученых отправной точки. В свою очередь, это влечет за собой различное понимание сути ОРМ среди практических работников, что неизбежно приводит к ошибкам в работе. При таких обстоятельствах наука ОРД не разработала единой концепции или даже единого подхода к ОРМ. Более того, в научных работах понятие и сущность ОРМ, к сожалению, также разрабатывались сравнительно небольшим количеством ученых.


Так, О.В. Фирсов ОРМ понимает как «специфическую форму осуществления ОРД уполномоченными лицами на основе и в порядке, установленном законами и подзаконными актами»[12].

К.К. Горяинов, Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков предлагают понимать под ОРМ «комплекс оптимальных по времени, согласованных действий, объединенных в поиске улик (предметов, обстоятельств и т.д.), свидетельствующих о совершении преступления, указывающих на виновных в преступлении и изобличающих их»[13].

И.С. Захарцев определяет ОРМ как «действия или наборы действий, зафиксированные в Федеральном законе «Об ОРД», в рамках которых гласные и негласные силы, средства и методы используются для решения задач ОРД»[14].

В.Г. Бобров определяет ОРМ как «организованную в соответствии с требованиями нормативных правовых актов система взаимосвязанных действий, направленных на получение и использование оперативно-розыскной и иной информации, объектов и документов в качестве источников таких данных, важных для обнаружения, предотвращения, пресечение и раскрытие противоправных деяний, розыск преступников и пропавших без вести, а также решение других оперативнотактических задач в борьбе с преступностью».

А.Е. Чечетин отмечает, что «ОРМ закреплены в Федеральном законе «Об ОРД» и осуществляется уполномоченными лицами в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, основанные на использовании в основном негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленными на непосредственное выявление и использование фактических данных, необходимых для решения задач ОРД»[15].

А.Ю. Шумилов определяет ОРМ «как предусмотренные Федеральным законом «Об ОРД» розыскной акт субъекта, непосредственно выполняющего ОРД (оперативник, агент и т.д.), суть которого заключается в получении информации, необходимой для достижения поставленные цели и задач ОРД»[16].

На основе вышеприведенных точек зрения, представляется возможным предложить следующее определение оперативно-розыскных мероприятий – это система действий, которая проводится в основном негласно особыми субъектами оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательными и подзаконными актами, направленная на выявление, раскрытие и расследование преступлений.


2.2. Законодательное регулирование оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»), являясь законодательной основой для осуществления оперативно-розыскной деятельности всеми ее субъектами в Российской Федерации, содержит базовые положения, регламентирующие организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий: ст. 1 ФЗ «Об ОРД» устанавливает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ).

Одним из таких положений является ст. 7 указанного закона «Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий», содержание которой автору представляется целесообразным подвергнуть научному анализу. Уяснение содержания любой юридической конструкции следует начинать с рассмотрения ее основных понятий - это аксиома. Законодатель не дает определения понятия основания для проведения ОРМ, в связи с чем особое значение приобретают научные взгляды ученых, разрабатывающих теоретические аспекты оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД).

Так, О. А. Вагин определяет основания для проведения ОРМ как фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающие под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации[17].

Учитывая, что нами уже опубликованы результаты исследования понятия оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий[18], мы считаем возможным привести основанную на них свою точку зрения: основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий - предусмотренные оперативно-розыскным законом обстоятельства, имеющие значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, объясняющие причину осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Приступая к анализу содержания оснований для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, автор считает необходимым отметить, что за более чем двадцатилетнее существование ФЗ «Об ОРД» в его содержание было внесено более 25 различных изменений и дополнений, но, к сожалению, многие научные инициативы, направленные на устранение значимых недостатков, в том числе довольно давно выдвинутые авторитетными учеными, до сих пор не нашли своего отражения в законопроектах.


Не претендуя на всесторонность их обобщения (что представляется возможной целью долгой работы целого научного коллектива), автор считает возможным, основываясь на некоторых положениях, высказанных ранее рядом ученых, высказать свою точку зрения в аспекте необходимости совершенствования законодательного регулирования оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Одной из значимых проблем в данной области представляется отсутствие оснований для проведения оперативного поиска - «первичных» оперативно-розыскных мероприятий, т. е. ОРМ, направленных на получение первичной информации, содержащей основания для проведения дальнейших ОРМ в соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД».

А. Ю. Шумилов определил оперативный поиск как ОРД по обнаружению латентных преступлений и лиц, их совершивших, а также первоначально неизвестных причин и условий для совершения преступлений[19]. Оперативный поиск постоянно осуществляется всеми субъектами ОРД и прочно входит в теорию ОРД как начальная стадия оперативно-розыскного процесса[20].

Однако законодатель указывает весьма, на взгляд автора, туманно: «Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о…» (ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»). Возникают вопросы: из какого источника эти сведения станут известными? Они поступят инициативно (что на практике случается редко) или в результате оперативного поиска? Оперативный поиск осуществляется (как часть ОРД) путем проведения ОРМ, а где предусмотрены основания для их проведения, если их нет в ст. 7 ФЗ «Об ОРД»? Говоря об актуальности указанной темы, автор полностью согласен с мнением В. А. Гусева[21], что вопрос оспаривания в суде отсутствия законодательной процедуры получения первичной информации в ОРД может быть поднят в любой момент, причем его разрешение видится не в пользу оперативно-розыскного органа.

Вместе с тем еще десять лет назад В. М. Атмажитов и В. Г. Бобров подчеркивали, что «эти (т. е. разведывательно-поисковые) мероприятия должны базироваться на соответствующей норме права»[22], и указывали на коллизию норм.

Так, определяя задачи оперативно-розыскной деятельности, законодатель среди других назвал выявление преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, тем самым предусмотрев возможность (точнее, обязанность) проведения ОРМ разведывательно-поискового характера в целях получения исходных сведений, необходимых для дальнейшей работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.