Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- наличие возбужденного уголовного дела;

- поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

Для детального рассмотрения указанных оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий следует обратиться к положениям уголовного процесса регламентирующих наличие двух форм осуществления предварительного расследования: в форме предварительного следствия и дознания. В соответствии с положениями ст. 40 УПК РФ к органам дознания отнесены органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, к которым на основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» отнесены именно оперативные подразделения.

Таким образом, речь идет о возможности дачи поручения на проведение оперативно-розыскных мероприятий органом дознания самому себе, как оперативному подразделению. Указанная коллизия распространяется и на субъекта предварительного расследования – дознавателя, так как последний находится в служебном и процессуальном подчинении от начальника органа дознания, которому одновременно подчинены и оперативные подразделения.

Одновременно, следует учитывать следующие положения уголовно-процессуального законодательства: ч. 1 ст. 157 УПК РФ – «При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия» в течение 10 суток; ч. 4 ст. 157 УПК РФ – «После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах».

При этом И.И. Мельников справедливо отмечает возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий в указанный момент предварительного расследования оперативными подразделениями[31].

Следовательно, в целях обеспечения законности проведения оперативно-розыскных мероприятий по делам по которым предварительное расследование не обязательно (осуществления предварительного расследования в форме дознания), или по уголовным делам, по которым производятся неотложные следственные действия, следует руководствоваться основанием указанным в п. 1 части 1 ст. 7 Федерального закона об оперативно розыскной деятельности» - «Наличие возбужденного уголовного дела» и изложить его в следующей редакции: «Наличие возбужденного уголовного дела находящегося в производстве должностного лица органа дознания».


Следователь (обладая полномочиями самостоятельно направлять ход расследования, и давать органу дознания поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий) занимает главенствующую и руководящую роль в расследовании преступлений, а также несет персональную ответственность за принимаемые в результате его решения. Процесс расследования, подчас, бывает достаточно объемным и трудоемким, к тому же, с каждым годом, количество преступлений становиться только больше.

Одним из решений указанной проблемы является эффективное взаимодействие следователя с иными участниками процесса раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в частности с оперативными подразделениями.

Таким образом, следует согласиться с мнением Мартиновича И.И. которым приводит следующее определение взаимодействия, а именно это»совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя, оперативных работников и других служб органов внутренних дел, предполагающая рациональное сочетание процессуальных действий, оперативно-розыскных мер, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в соответствии с теми полномочиями, которые представляет им закон»[32].

Оперативный работник, выполняя свои обязанности по раскрытию преступлений, должен стремиться к тому, чтобы данные, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, в дальнейшем можно было использовать в уголовном судопроизводстве в частности для подготовки о осуществления следственных действий и использоваться в процессе доказывания. Фактически результаты оперативно-розыскной деятельности должны пройти процесс легализации (представления и обеспечения использования в уголовном процессе).

Указанное возможно лишь при строгом соблюдении норм уголовно-процессуального права.

Таким образом, в целях эффективного осуществления взаимодействия при проведении комплекса следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователя выполнение последних со стороны оперативно-розыскных подразделений возможно лишь при наличии поручения следователя, т.е. на основании п.3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

При этом из редакции указанного основания целесообразно исключить «поручения органа дознания», так как указанное основание будет поглощаться предложенной редакцией п.1 ч. 1 ст.7 и существующей редакцией п.4 ч.1 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».


С точным соблюдением указанных оснований, одновременно достигается обоснованность заведения дел оперативного учета (в частности при наличии возбужденного уголовного дела по очевидным преступлениям).

Заключение

В заключении хотим отметить важный факт того, что, несмотря на различные доводы прокуроров, правозащитников, репрессивные действия следственного комитета в отношении оперативных сотрудников отдельных правоохранительных органов оперативно-розыскная деятельность будет продолжать развиваться и совершенствоваться, потому что преступность с течением времени будет все сильнее и изощреннее противодействовать правоохранительным органам, чтобы получать огромную денежную прибыль, нанося своими действиями непоправимый вред современному российскому обществу и государству.

Основываясь на результатах прежних исследований в области доказательственного права, анализируя нормы действующего законодательства, доктринальные позиции по данному вопросу, современную судебную и следственную практику, автор приходит к выводу, что сегодняшние научные подходы и обусловленные ими прикладные технологии формирования доказательств на базе результатов оперативно-розыскной деятельности носят псевдопроцессуальный, искусственный характер и фактически являются не более, чем прикрытием оперативно-розыскной информации наиболее удобным видом доказательств без разбора их гносеологической природы и сущности.

Учитывая возможные негативные последствия вносимых предложений, осознавая вероятные риски и потенциальную опасность бесконтрольности и вседозволенности сотрудников правоохранительных органов, нами одновременно формулируются критерии допустимости использования в доказывании сведений, собранных в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

Исходя из общественного мнения, некоторые граждане спустя годы после реформы МВД и постоянных агрессивных действий прокуратуры, направленных на дезорганизацию оперативных подразделений этого ведомства, хотят, чтобы этим структурам вернули прежние оперативные полномочия криминальной милиции.

В заключение хотелось бы сделать следующие выводы. В современных условиях развития теории и практики уголовного судопроизводства, необходимости дальнейшего реформирования уголовно-процессуального законодательства большую актуальность имеют различные проблемы, связанные с формированием новых и совершенствованием существующих подходов к процессуальному познанию и доказыванию как к некой гносеологической и логической «сердцевине» всего сложного и многоаспектного механизма деятельности органов предварительного расследования и суда.


В теории оперативно-розыскной деятельности давно научно обосновано наличие организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности, в которых она осуществляется. Одной из таких форм является выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. Информация о них, обеспечивающая решение задач оперативно-розыскной деятельности, в практике принято называть оперативно-розыскной информацией.

При проведении проверочных закупок, наиболее распространенных оперативно-розыскных мероприятий наркотические средства чаще всего изымаются при завершении предусмотренных законом негласных операций.

Однако в некоторых случаях тактика борьбы с наркопреступностью требует изъятия и исследования наркотических средств на более ранних, порой даже на первоначальных, этапах преступной деятельности. Обоснование существования этой организационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности способствовало дальнейшему уяснению сущности и содержания оперативно-розыскной деятельности и решаемых при ее осуществлении задач, благодаря которым наряду с деятельной стороной имеет место и познается объективный криминальный мир и его криминальная деятельность и субкультура.

При этом выявление оперативно-розыскной информации, ее содержание стало составным элементом осуществления оперативно-розыскной деятельности в целом, обеспечивая ее деятельную часть необходимым исходным информационным материалом для организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения ее задач.

Таким образом, с учетом изложенного следует признать, что проблема противодействия экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы на сегодняшний день весьма актуальна.

На наш взгляд, оперативно-розыскная деятельность в отношении участников религиозных экстремистских организаций, отбывающих уголовное наказание, на которых было нами выше обращено внимание, требуется активизации именно негласной работы и проведения наступательных оперативно-профилактических мероприятий.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. : ред. от 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2.Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ : принят Гос. Думой 5 июля 1995 г. : ред. от 6 июля 2016 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349; 2016. – № 28. – Ст. 4558.


3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. : ред. от 28.12.2016 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (Ч. I). – Ст. 1; 2017. – № 31. – Ст. 4738.

4.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации : федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ: принят Гос. Думой 20 февраля 2015 г. : ред. от 28.12.2017 // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391; 2017. – № 31. – Ст. 4738.

5.Об оперативно-розыскной деятельности: модельный закон от 16 ноября 2006 г.: принят постановлением № 27-6 Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 16 ноября 2006 г. : ред. от 16.11.2006 // Информац. бюллетень МПА СНГ. – 2007. – № 39 (Ч. 1).

6.Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации : закон от 13 марта 1992 г. № 2506-1 (ред. от 02.07.1992) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 17. – Ст. 892; 1992. – № 33. – Ст. 1912.

7.О Декларации прав и свобод человека : постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 : принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1992 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.

8.Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. ; одобр. СоветомФедерации 5 июня 1996 г. (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

9.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 74-ФЗ : принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. ( ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (Ч. 1). – Ст. 4921.

10.О персональных данных : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ : принят Гос. Думой 8 июля 2006 г. ( ред. от 22.02.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31(Ч. 1). – Ст. 3451; 2017. – № 9. – Ст. 1276.

11.Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ : принят Гос. Думой 8 июля 2006 г. (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31(ч. 1). – Ст. 3448; 2016. – № 52(Ч. 5). – Ст. 7491.

12.Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности : сб. науч. тр. / под общ. ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. – М. : ИНФРАМ, 2017. – 530 с.

13.Анисимов, П.В. Судебное толкование права в механизме прав и свобод человека (проблемы теории и практики) : монография / П.В. Анисимов, А.И. Рулев. – Волгоград : Волгоградская академия МВД России, 2010. – 196 с. 28. Анохин, Ю.В. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод личности (теоретический аспект) : монография / Ю.В. Анохин. – Барнаул : Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2004. – 221 с.

14.Бажанов, С.В. Учение о розыске (уголовно-процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные аспекты) : монография / С.В. Бажанов. – М. : Юрлитинформ, 2017. – 168 с.