Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В нашей курсовой работе будем рассматривать такую важную категорию, как процесс. Для начала необходимо понять процессный подход к учету затрат, который ведется по каждому виду деятельности, осуществляемому в рамках предприятия.

Для этого рассмотрим процесс в его среде применения – в Управленческом учёте, в упорядоченной системе выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей).

Управленческий учёт ведётся разными методами для определения в каком состоянии находится организация и как необходимо распределить имеющиеся ресурсы для повышения эффективность деятельности. Один из этих методов процессный расчёт затрат. Процессный расчёт затрат будет важным источником информации для внутренних пользователей самой организации (управленцев различного уровня), информация, собираемая и предоставляемая им, не является открытой, а принадлежит к коммерческой тайне. Показатели могут быть как денежными, так и натуральными, и даже вероятностными - описывать не только потоки и запасы, но и события и состояния внешнего мира, то есть оперировать альтернативными издержками и насыщенностью рынка товарами данной категории.

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ моделирования процессов предприятия в современных условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленных целей автором разработаны следующие задачи:

- рассмотреть сущность процесса моделирования в организации;

- оценить особенности внешней и внутренней среды функционирования рекламного агентства как условий разработки бизнес - модели;

- разработать мероприятия, направленные на повышение уровня качества процесса моделирования.

Предметом написания курсовой работы является изучение особенностей моделирования процессов в рыночной экономике.

Объектом исследования служат показатели эффективности управления процессами в рекламном агентстве «Витрина».

Структура курсовой работы представлена следующими логическими элементами:

- введение;

- основная часть, представленная двумя разделами;

- заключение.

Завершает работу список используемой литературы.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Моделирование процессов в нотации DFD

В начале необходима расшифровка основных понятий этой главы:

DFD — аббревиатура от Data Flow Diagrams — диаграммы потоков данных. DFD это метод графического структурного анализа, показывающий внешние по отношению к системе источники данных и их адрес, а так же логические функции, потоки и хранилища данных, к которым осуществляется доступ. Диаграмма потоков данных – это один из основных инструментов структурного анализа и проектирования информационных систем (ИС), существовавших ранее - до широкого распространения UML.

UML (Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — это язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. Использует графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация кода (кодогенерация — часть процесса компиляции, когда специальная часть компилятора, кодогенератор, конвертирует синтаксически корректную программу в последовательность инструкций, которые могут выполняться на машине).

Как бы ни был хорош такой метод в своё время, к сожалению, в наше время DFD устарел, но остаётся достаточно продуктивным инструментом для экономиста обычной организации. При том, что UML подразумевает определённые затраты на его приобретение в виде программного обеспечения и, главное, профессиональную готовность пользователя работать в новых, современных продуктах. Переходной стадией для ответственного лица за моделирование процессов на предприятии может быть программа SmartDraw – с достаточно дружелюбным интерфейсом и интуитивными подсказками.

В современных условиях уже недостаточно структурного подхода к анализу и проектированию систем – всё большую актуальность получает объектно-ориентированный метод в анализе и проектировании систем, и в то же время структурные нотации по-прежнему используются как в бизнес-анализе, так и в анализе информационных систем, но менее эффективны. Всё зависит от квалификации исполнителей и от запросов решения проблем.


Для описания диаграмм DFD используются две нотации — Йордана (Yourdon) и Гейна-Сарсона (Gane-Sarson), отличающиеся синтаксисом.

Информационная система получает потоки данных извне системы. Для обозначения частей среды функционирования есть определение - внешняя сущность. Внутри самой системы есть процессы формирования преобразований информации, которые создают новые потоки данных. Потоки данных могут поступать на вход к другим процессам, переводиться (и выводиться) в накопители данных, передаваться к внешним сущностям.

Модель DFD, будучи структурной, представляет форму иерархической модели, где каждый бизнес-процесс может быть подвергнут декомпозиции - то есть разбиению на структурные составляющие части, отношения между которыми в той же нотации могут быть показаны на отдельной диаграмме. Когда достигнута требуемая глубина разбиения на структурные составляющие части — процесс нижнего уровня сопровождается текстовым описанием. Нотация DFD поддерживает понятие подсистемы — структурного компонента разрабатываемой системы.

Нотация DFD — удобное средство для формирования контекстной диаграммы, показывающей разрабатываемую АИС в коммуникации с внешней средой системы. Это — диаграмма верхнего уровня в иерархии диаграмм DFD с назначением вида ограничения пределов системы, определения, где заканчивается разрабатываемая система и начинается среда системы. Другие нотации, часто используемые при формировании контекстной диаграммы — диаграмма SADT и диаграмма вариантов использования.

External Entity (переводится как: Внешняя сущность) это материальный предмет или физическое лицо, представляющее собой источник или приемник информации. Источником или приёмником информации могут выступать разные субъекты: внутренние – это и заказчики, и заинтересованный в решениях персонал, склад; и внешние – это поставщики и клиенты. Определение некоторого объекта или системы в качестве внешней сущности указывает на то, что она находится за пределами границ анализируемой ИС. В процессе анализа некоторые внешние сущности могут быть перенесены внутрь диаграммы анализируемой ИС, если это необходимо, или, наоборот, часть процессов ИС может быть вынесена за пределы диаграммы и представлена как внешняя сущность. Внешняя сущность обозначается квадратом, расположенным как бы «над» диаграммой и бросающим на нее тень, для того, чтобы можно было выделить этот символ среди других обозначений. Создание этих диаграмм вручную становится «устаревшим» процессом на смену которому приходят компьютерные программы в функционале которых уже заранее заложены многие процессы и, главное, графические решения.


Process (Системы и подсистемы) - при построении модели сложной ИС представление в общем виде на так называемой контекстной диаграмме в виде одной системы как единого целого, либо декомпозирование на ряд подсистем. Процесс состоит из преобразование входных потоков данных в выходные по определенному алгоритму.

1.12.

(поле номера)

Вывести

дебиторскую

задолженность

(поле имени)

Бухгалтерия

(поле

физической

реализации)

Дебиторская задолженность

из 1С

Руководство

Рисунок 1.1. – Пример построения модели процессов в нотации

1.2 Показатели процесса

В этой части мы рассмотрим основные показатели процесса. В каждой отдельной организации экономист (или ответственное за моделирование процессов лицо) выбирает удобные для себя такие показатели процесса, которые будут отражать эффективность производства в большей мере чем другие, но есть и общие для многих организаций показатели процесса: показатели продукта, показатели эффективности процесса и показатели удовлетворенности клиента.

Каждый из этих трёх показателей важен и значителен, но может доминировать в части касающейся того решения управления организацией, которое принято на данном этапе: бывает, что удовлетворённость клиента может ставиться выше показателя эффективности процесса – конечно, это экономически убыточно – но важно при демпинге. Или, например, показатели продукта уступают конкурентным, за то достигается показатель эффективности процесса настолько экономически высоким, насколько возможна минимальная удовлетворённость клиента. Идеальное равновесие этих трёх показателей утопично, но может быть целью достижения в условиях планирования. На практике перед руководителем постоянно возникают ситуации, когда, то не хватает ресурсов (финансовых, материальных), то конкуренты выдавливают своими продуктами, то само производство начинает регрессировать – и всё это решаемо комбинациями разделения показателей процессов по важности на данный момент – улучшения одних за счёт ухудшения других.

Продукт имеет множество показателей, самых разнообразных. Мы рассмотрим присущие всем и условно разделим их на две категории:

1.1. Это такие показатели продукта, без которых (или при несоответствии которым) продукт Нельзя продавать. Регламентируются государственными стандартами (ГОСТ), отраслевыми стандартами, Строительными нормами и правилами (СНиП) и иными нормативно-правовыми актами. Отметим отдельно обязательность соответствия экологическим показателям: Показатели безопасности - экологические показатели ISO 14001.


1.2. Такие показатели продукта, которые могут быть как бы инструментом для регулирования двух важных для нас процессов: с одно стороны их добавление/удаление/совершенствование или упрощение – будет влиять на стоимость продукта (и время его изготовления); а с другой стороны – эти манипуляции со свойствами показателей продукта могут улучшить продажи продукта, делая его более привлекательным для покупателя (например, дополнительные функции, свойства или наличие тех. поддержки/консультации/ гарантии.

Высокая эффективность деятельности компании в целом зависит от эффективности отдельных ее видов деятельности - процессов. К основным показателям эффективности процессов можно отнести следующие:

2.1. Затраты ресурсов: 

2.1.1. Временные (цикл, длительность, производительность, скорость выполнения заказов); 

2.1.2. Материальные (расход средств и материалов, активы, используемые в виде дебиторской задолженности, складские запасы и т.д.)

2.2. Затраты на брак.

2.3. Затраты на обучение, подготовку и повышение квалификации сотрудников.

2.4. Эффективность использования ресурсов на единицу продукции: коэффициенты использования оборудования; коэффициенты использования ресурсов, сырья и материалов; затраты времени на проведение единицы работ или услуг.

Универсальной методики создания высокоэффективных систем управления (только такие выживают в современных условиях рынка) не существует, однако, возможна разработка общих принципов построения систем управления бизнесом. В число методов эффективного управления входит процессный подход к управлению. Заключается в том, что в управленческой и производственной деятельности выделяются некоторые ключевые процессы с последующим управлением ими. Обязательным фактором любого бизнес-процесса будет его эффективность, а важнейшая задача менеджмента состоит в постоянном улучшении показателей каждого вида деятельности.

Для того чтобы предлагать клиентам высококачественные товары или услуги, компания должна контролировать внутренние процессы их создания. Продуманные и хорошо отлаженные бизнес-процессы обеспечивают высокий уровень качества продукции, если стояла задача повысить качество, или ведут к сокращению себестоимости – более актуальная задача. Основная задача управления процессом состоит в точном и своевременном определении наиболее существенных составляющих процесса для его последующей оценки, оптимизации и выработки стандартов реализации.