Файл: Система органов государственной власти РФ (Принципы организации деятельности органов государственной власти в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это вызвало конфронтацию и противостояние между формальными полномочиями исполнительной власти во главе с президентом РСФСР и законодательными органами Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Замена Советов народных депутатов другой системой репрезентативных учреждений в 1993 году представляла собой решение для решения противоречий в системе государственной власти. Все вопросы и проблемы относительно отношения и взаимодействия главы государства и парламента были сформулированы в новой Конституции 1993 года.

Законодательство о президентских выборах РФ основано на конституционной основе. Таким образом, президент может быть избран гражданином Российской Федерации, которому 35 лет и проживает на территории Российской Федерации не менее 10 лет.

По-прежнему избирательные объединения и инициативные группы избирателей собирали подписи избирателей в поддержку кандидатов. Сейчас нужно было собрать как минимум 1 миллион подписей избирателей, а субъекту РФ пришлось составить не более 7% необходимого количества подписей.

Закон 1999 года предусматривал ряд гарантий, в том числе материальных гарантий, для обеспечения независимости кандидата. Кандидат в президенты не мог быть подвергнут преследованию, аресту или административному наказанию без согласия генерального прокурора Российской Федерации[21].

В законе 2003 года были подробно изложены положения о финансовой составляющей президентских выборов, предоставлении времени и пространства для печати кандидатам.

Таким образом, в избирательном законодательстве не было существенных изменений, но были введены ряд важных положений, таких как: введение четкого правила президентского срока; усиление гарантий равенства кандидатов; предоставление ряда гарантий кандидату; более широкий перечень документов, представленных кандидатом на должность Президента Российской Федерации, а также порядок само провозглашения кандидата.

5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет (ср. Продление президентских полномочий в странах СНГ), а Госдумы с 4 до 5 лет, а также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной думой[22].


На Президента РФ Конституцией наложен ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Президент назначает выборы ГД в связи с истечением срока ее полномочий, а также в случае ее роспуска.

В законодательной сфере Президент РФ наделен правом законодательной инициативы, правом вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции РФ, подписывать и обнародовать законы, правом отлагательного "вето" в отношении федеральных законов. Конституция РФ устанавливает полномочия Президента на издание правовых актов в форме указов и распоряжений, а также устанавливает обращение Президента к Федеральному собранию. Это обращение не имеет силы закона, оно носит характер установочных документов[23].

Президент России наиболее тесно связан с исполнительной властью. Он не является главой исполнительной власти и не является частью его системы. Президент Российской Федерации оказывает влияние на правительство Российской Федерации путем личного назначения своих членов и принимает важные решения в сфере исполнительной власти[24].

Президент назначает премьер-министра (после согласования кандидата в Госдуму) и принимает решение об отставке правительства. Он имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ по своему усмотрению.

Президент Российской Федерации имеет право приостановить действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, но не может приостановить действия законодательных органов этих субъектов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предложению президента назначаются судьи высших судебных органов Российской Федерации. Судьи Конституционного суда избираются Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации[25].

Президент представляет Совет Федерации кандидатов на назначение в Высший Суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации, генеральный прокурор Российской Федерации. По рекомендации президента РФ Совет Федерации может уволить генерального прокурора[26].

Согласно Конституции России, президент назначает и увольняет высокое командование российских вооруженных сил. Президент одобряет концепцию и планы строительства Вооруженных сил, планы мобилизации для подготовки и накопления резервов мобилизации и производственного оборудования.


Полномочия президента включают принятие декретов о воинской обязанности граждан, утверждение запланированной гражданской обороны и использование вооруженных сил. Президент определяет основные направления реформ в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства[27].

Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, одобряет военную доктрину, вводит военное положение в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии и чрезвычайного положения для обеспечения безопасности страны.

Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегическую внешнюю политику и непосредственно контролирует ее осуществление. Президент устанавливает прямые контакты с главами государств и правительств других государств, лично принимает участие в важных международных встречах, ведет переговоры по основным вопросам с главами государств и правительств других стран. Он лично подписывает важные международные договоры от имени Российской Федерации.

Президент Российской Федерации несет ответственность за установление внешней политики государства и его осуществление государственными органами[28].

Министерство иностранных дел Российской Федерации президентом по вопросам подчинены, назначенных президентом Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Несмотря на все полномочия президента в осуществлении внешней политики, он не может быть независимым от Федерального собрания, поскольку парламент издает необходимые законы, ратифицирует договоры, выделяет средства.

Президент РФ играет очень важную роль в системе государственных органов. Это обеспечивает скоординированную работу и взаимодействие органов власти. В этой функции президент выступает в качестве "арбитра". Это относится к отношениям между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Президент может использовать арбитраж для разрешения споров[29].

Эти процедуры могут быть использованы для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между государственными органами Российской Федерации и государственными органами субъектов Федерации, а во-вторых, между органами государственной власти субъектов.


Власть Президента находится выше законодательной, исполнительной и судебной ветвей, так как она направлена на их координирование и контроль. При этом Россия является все-таки полупрезидентской республикой, а не президентской.

Решающий фактор, который определяет особенность правового статуса, принадлежащего Президенту РФ, заключается в избрании его непосредственно самим народом с помощью тайной системы прямых выборов. Это является основанием к тому, чтобы обозначать его в качестве непосредственного представителя народа Российской Федерации[30].

Президент РФ в государственном управлении – это деятельность главы государства по выполнению предоставленных ему законом функций и полномочий, направленная на эффективное действие и развитие механизма государственного управления.

Являясь главой государства, Президент РФ занимается обеспечением согласованность в действиях органов власти страны, в том числе и в отношении исполнительных органов. В его подчинении находятся важнейшие федеральные министерства и ведомства, которыми уполномочен руководить исключительно он, например, министерства юстиции, иностранных дел, внутренних дел, ФСБ и т.д. При этом Правительство России осуществляет лишь координацию их деятельности.

Президента России можно назвать неким отдельным органом управления государством. Он занимается подписанием или отклонением законов, роспуском Государственной Думы в определенных случаях, назначением судей, осуществлением помилования. Также он имеет право председательствования на заседаниях, которые проводятся Советом Безопасности. Президент РФ – это Верховный главнокомандующий, руководящий государственной службой и т.д. Президент выполняет свои функции, полагаясь на поддержку своих структур: Администрации Президента РФ, Совета Безопасности, Управления делами и многих других органов, которые носят совещательный характер[31].

Заключение

Система органов государственной власти Российской Федерации находится в стадии развития и дальнейшего совершенствования, требуемого усложнением условий общественно-политической и государственной жизни Российской Федерации и ее субъектов. Происходит процесс укрепления вертикали исполнительной власти, совершенствование структуры законодательных органов.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов.


Законодательная власть в России представлена высшим законодательным органом - Федеральным собранием, который состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории России.

Исполнительная власть в России представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений, и других подзаконных нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства России действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Президент России является главой государства, гарантом Конституции России и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти.

Судебная власть представлена системой судов: Конституционный Суд России, Верховный Суд России и другие федеральные суды.

Согласно Конституции Республики Крым, высшим и единственным представительным и законодательным органом власти республики является постоянно действующий парламент - Государственный Совет Республики Крым, избираемый сроком на пять лет в составе 75 депутатов.

Высшим должностным лицом, согласно Конституции, является глава Республики Крым, избираемый Государственным Советом в соответствии с законодательством РФ и Республики Крым.

Список используемых источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ и поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс, 2017.

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс, 2018.

3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.04.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. N 11. 12.08.2018. Ст. 945.

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ от 20.03.2011 // СЗ РФ. 2016. N 24. Ст. 2253.