Файл: Система органов государственной власти РФ (Принципы организации деятельности органов государственной власти в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гласность в деятельности органов государственной власти обеспечивается также тем, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования.

Гласность, открытость в деятельности органов государственной власти позволяет раскрыть демократические качества и обеспечить эффективность деятельности органов государственной власти.

Глава 2. Виды органов государства и принципы их функционирования

2.1. Органы представительной и законодательной власти РФ

Представительная власть - совокупность полномочий, делегированных (переданных, наделенных) народом или его частью своим выборным представителям, объединенным в специальном коллегиальном учреждении (парламенте, муниципальном совете), на строго определенный срок, а так же, совокупность самих представительных органов власти.

Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Органом законодательной власти является Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, высшие советы, законодательные собрания республик Российской Федерации; Дума, законодательные собрания, региональные собрания и другие законодательные органы регионов, регионов, городов федерального значения, автономного региона и автономных округов. Главной особенностью этих органов является то, что они могут быть выбраны непосредственно народом и не могут быть сформированы иначе. В целом они образуют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.


Как законодательные органы, представительные органы государственной власти выражают волю государства многонационального народа Российской Федерации и придают ему обязательный характер. Они принимают решения, содержащиеся в соответствующих правовых актах, принимают меры для осуществления своих решений и контролируют их выполнение. Решения законодательных органов являются обязательными для всех других органов соответствующего уровня, а также для всех подчиненных органов государственной власти и органов местного самоуправления[9].

Законодательные органы делятся на федеральные и региональные (субъекты Федерации).

Федеральное Собрание Российской Федерации является законодательным и представительным федеральным органом Российской Федерации. Это национальная, Всероссийская государственная власть, действующая по всей России.

Все остальные законодательные органы, действующие на территории Российской Федерации, являются региональными и работают в рамках соответствующего субъекта Федерации[10].

В понятие «законодательная власть» входит одна из основных функций - законодательная. В дополнение к этому, законодатель имеет финансовые и надзорные функции. Рассмотрим каждую функцию более подробно.

Законодательная функция. Только парламент имеет исключительное право принимать законы - правовые нормы, которые после того, как Конституция имеет большую юридическую силу. Никакой другой государственный орган Российской Федерации не имеет права, только законодательная власть. В соответствии с полномочиями государства или его субъектов решать любые вопросы в любой сфере общественных отношений. Это было решено общими нормами права, а не просто разрешено в конкретном случае. Законодательная власть представлена ​​в Федеральном собрании России, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации, т. е. из нижнего и верхнего домов соответственно. Статья 94 Конституции России гласит представительский и законодательный орган.[11]

Финансовые функции. Федеральное собрание устанавливает структуру расходов и уровней доходов, принимает бюджет и утверждает отчет о бюджете. Финансовая функция находится между законодательной и контрольной: принятие бюджета - законотворчество и принятие бюджета и контроля за его исполнением - тип контроля исполнительной власти.

Функция управления. Это система сдержек и противовесов, которые подчиняются исполнительным органам. Парламентский надзор над исполнительной ветвью не позволяет ей «навязывать» свои методы управления и игнорировать работу и деятельность демократических организаций и институтов. Мониторинг - это не только проверка государственных органов и введение санкций за нарушения, но также право участвовать в формировании и организации высших государственных органов. Санкции, налагаемые законодательным органом, - это выражать неодобрение, осуждение или импичмент. эффективность контроля и уровень полномочий зависят от:


  • формы правления - работает в России принцип разделения властей, когда все ветви власти действуют независимо;
  • наличие оппозиции - если правительство и парламентское большинство являются членами партии, эффективность контроля заметно снижается;
  • конституционных традиций[12].

При мониторинге важно сотрудничать с судебной системой, которая подчиняется только Конституции России и федеральным законам: законодательная власть, в частности Совет Федерации, назначает судей высшей инстанции, так как Конституционный суд, в свою очередь, принимает решение о Конституционном соблюдении законов и норм. Правовые акты и законы, и их положения считаются недействительными, если Конституционный суд установил, что закон, постановление или отдельные положения Конституции противоречат[13].

Таким образом, законодательная ветвь является одной из ветвей власти, делегированной людьми, которые разрабатывают и издают законы и постановления по всем аспектам общественной жизни и выполняют финансовые и надзорные функции. Функции законодательной власти, закрепленные в Конституции РФ, различны, но это не значит, что некоторые из них важны - все функции взаимосвязаны, и их совокупное исполнение дает представление о том, какую роль играет законодательная власть среди других сфер власти.

2.2. Органы исполнительной власти РФ

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации власть делится на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть базируется в основном на правоприменении. Именно на эту ветвь власти возлагается функция исполнения решений, принимаемых государственными органами, которые осуществляют законодательную власть. Для того чтобы реализовать на практике задачи, присущие исполнительной власти, государство образует специальные органы исполнительной власти. Такие органы с помощью властных полномочий выражают волю государства путем издания нормативных и ненормативных правовых актов[14].

Рисунок 1. Исполнительная власть

Из Конституции РФ следует, что исполнительную власть в Российской Федерации реализует Правительство Российской Федерации, однако следует отметить, что Правительство РФ – высший, но единственный орган исполнительной власти. Конституция также знает такое понятие как «система органов исполнительной власти», которая представляет собой иерархическую связь органов исполнительной власти[15].


Рисунок 2. Органы исполнительной власти

Конституция также знает понятие «структура органов исполнительной власти», которое под собой понимает конкретные органы исполнительной власти, входящие в систему исполнительной власти. Президент РФ формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти посредством издания указов. Полномочия федеральных органов исполнительной власти устанавливаются также федеральными законами, постановлениями Правительства.

2.3. Судебные органы РФ

Система судебных органов является совокупностью всех судов, действующих в Российской Федерации, согласно требованиям Конституции РФ, объединенная едиными принципами организации и деятельности судов и построенная с учетом особенностей построения государства, с учетом административного, территориального и федеративного устройства[16].

Судебные органы, как составляющие единой системы, руководствуются общим материальным и процессуальным законодательством и обладают соответствующей компетенцией. Несмотря на то, что судебные учреждения в основном преследуют единую цель, а именно, реализацию правосудия, их можно подразделить на три независимых системы: систему общих судов, в том числе, включая, также, военные суды в форме подсистемы; арбитражные суды; конституционную юстицию, в лице Конституционного Суда РФ на федеральном уровне. Действующее федеральное законодательство, регламентирующее деятельность судебной власти, подразделяет судебные органы по территориальному признаку их действия[17].

По данному критерию судебные органы подразделяются на: федеральные суды, включающие в свой состав: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, а также арбитражные суды субъектов Федерации; суды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

С точки зрения процессуальной компетенции судебные органы подразделяются на судебные органы первой инстанции; судебные органы второй (кассационной) инстанции; судебные органы надзорной инстанции. Давая определение судебной инстанции необходимо отметить, что это судебный орган, или его структурное подразделение, выполняющее определенную судебную функцию, которая связана с рассмотрением судебных дел[18].


Судебная деятельность включает в себя принятие решений по существу дела, контролирующая деятельность по проверке законности, корректности и обоснованности вынесенных решений. Независимость судебной власти и ее структуры органов говорит о наличии своей собственного аппарата судебной власти, которые структурно организованы в один механизм. Они наделены полномочиями, которые осуществляют функции государственной власти от имени РФ.

В соответствии со статьей 118 пункта 2 Конституции РФ, деятельность судебного аппарата в Российской Федерации реализуется при помощи нескольких разновидностей судебного производства, а именно: конституционного, гражданского, административного, уголовного. Непосредственно каждому из четырех видов судебного производства соответствует свой определенный объем определенных законодательством процессуальных правил. В Конституции РФ отсутствует перечень определенных инстанций, судебных органов. Законодателем осуществляется определенное ограничение, путем установления единого правила о подконтрольности органов судебной власти РФ со стороны Конституции РФ и других конституционных законов федерального уровня[19].

Из выше изложенного можно сделать заключение о том, что ни один судебный орган, который входит в состав судов РФ, не может быть создан либо учрежден на основании какого-либо правового акта, помимо федерального конституционного законодательства. Таким образом, невозможно свободное создание специальных органов судебной власти Российской Федерации, так как это влечет за собой нарушение общности судебной системы всей страны.

2.4. Президент РФ

Место президента в системе государственной власти определялось не сразу. С введением института РСФСР президента и избранием Первого Президента РСФСР была заложена основа конституционного кризиса. Кризис был предопределен наполовину природой конституционной реформы 1990-1991 годов, когда Конституция РСФСР 1978 года ввела элементы механизма разделения властей и занимала пост президента РСФСР, в то время как неуверенный статус Съезда народных депутатов сохранялся как высший орган государственной власти, имеющий право учитывать и решать любые вопросы под юрисдикцией РСФСР. Это привело к противоречиям в конституционных нормах, которые не ограничивали полномочия исполнительной власти, законодательной и судебной власти[20].