Файл: Система органов государственной власти РФ (Принципы организации деятельности органов государственной власти в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Выбранная мной тема актуальна, поскольку посредством государственных органов Российская Федерация осуществляет свою деятельность. Органы государства – это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ, осуществляет свою власть. Государственными органами вырабатываются и реализуются управленческие решения. В России в соответствии с принципом разделения властей, который официально признан и конституционно закреплен (ст. 10 Конституции РФ), государственные органы являются носителями законодательной ветви власти, исполнительной ветви власти и судебной ветви власти.

Систему органов государственной власти Российской Федерации образует совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти.

Государственным органом является гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы государственной власти (прокуратура, федеральные суды, федеральные органы налоговой полиции и др.), функционирующие на территории субъекта федерации, не входят в систему органов государственной власти соответствующего субъекта. По отношению к этим федеральным органам субъекты федерации могут обладать определенными полномочиями, но в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Актуальность данной темы заключается в том, что от правильного построения органов государственной власти зависит эффективность управления государством, а значит и социальное, экономическое, политическое и т.п. положение нации.

Отсюда теоретическая значимость работы заключается в раскрытии основных принципов построения и системы органов государственной власти в Российской Федерации.


Методологической основой работы являются следующие методы научного познания: системный метод, функциональный метод, метод толкования, формально-юридический.

Теоретическую основу работы составили труды следующих ученых-правоведов: Г.И. Загорского, Н.А. Петухова, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, М.Н. Марченко, В.А. Козбаненко, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Г.В. Назаренко, В.Н. Хропанюка, В.М. Корельского, В.Д. Перевалова, М.Ш. Пацация, В.Е.Чиркина, А.Н. Головистикова, Ю.А.Дмитриева, М.И. Байтина, В.Н. Дмитрука; а также теоретическую основу составили: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»; указы Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», «О системе органов исполнительной власти».

Цель работы:

- Определить понятие и признаки государственного органа.

- Определить виды органов государства и выявить принципы их функционирования, рассмотреть законодательные, исполнительные и судебные органы государства, а также определить конституционный статус Президента РФ.

Практическая значимость исследования. Многообразие государственных дел, значительный размер территории и различия между субъектами РФ вызывают необходимость большого числа государственных органов, специализирующихся на выполнении функций государственного управления. В своей работе автор попытался отразить наиболее существенную классификацию органов государства, принципы их работы. Государственные органы образуются для осуществления государственной власти и реализации функций государственного управления.

Глава 1. Органы государственной власти

1.1 Понятие органов государственной власти

Для органов государственной власти характерно наличие определенных признаков, которые порождаются природой и функциями государства. Государство осуществляет свое управление при помощи органов государственной власти. Каждый из этих органов, используя специфические методы, каждый в своей сфере выражают организаторскую роль государства в обществе. Ни один орган государственной власти не имеет права осуществлять свои задачи и полномочия, которые не совпадают с функциями государства. Но для того, чтобы все органы власти работали как единая согласованная система, государство должно обеспечить организацию и функционирование каждого органа в строгом порядке, наделив их при этом определенными полномочиями. Органы государственной власти отличаются друг от друга, но все вместе они являются олицетворением государственной власти Российской Федерации[1].


Само понятие органа государственной власти включает в себя три основных признака:

  1. Каждый орган государственной власти создается в порядке, предусмотренном Конституцией, законами и иными правовыми актами. В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации на федеральном уровне государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством РФ и судами России. Нельзя преобразовать либо ликвидировать эти органы государственной власти, не изменив при этом Конституцию РФ. Но в соответствии с Конституцией РФ порядок образования государственного органа должен быть определен федеральным законом. К примеру, только федеральный закон или федеральный конституционный закон правомочны учреждать органы судебной власти. Через уставы, конституции и законы учреждаются органы государственной власти субъектов РФ. Создание, преобразование и ликвидация органов государственной власти может происходить не только на основании законов, но и указов Президента РФ. Это относится к органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ[2].
  2. Орган государственной власти обладает властными полномочиями, т.е. он выносит решения, которые являются обязательными для исполнения и подкреплены принудительной силой государства. Органы власти правомочны издавать правовые акты, устанавливающие порядок использования гражданами своих прав, и регулирующие в какой-то мере, на определенном уровне и в конкретной области отношения, которые возникают между гражданином и государством. В целях предупреждения превышений государственным органом своей власти, он наделяется определенной компетенцией и конкретными полномочиями. Компетенцию органов государственной власти определяют законы, указы, положения и другие нормативные правовые акты. Со временем компетенция органов государственной власти может изменяться и дополняться этими же актами. Свою деятельность органы государственной власти осуществляют в формах и методами, которые устанавливаются правовыми актами.
  3. Орган государственной власти не имеет права прибегать к действиям, которые выходят за рамки допустимых форм и методов, особенно это относится к применению принудительных мер[3].

Рассмотрев основные признаки органов государственной власти, можно сделать вывод, что не каждое государственное учреждение или организация может являться органом государственной власти. Таковым, например, не является государственное предприятие, государственное учебное учреждение и т.д. Эти государственные учреждения являются звеном какого-либо министерства, государственного комитета и др., которые сами выступают в качестве органа государственной власти. Органы государственной власти составляют выборные депутаты или назначенные государственные служащие, наделенные определенными властными полномочиями. Орган государственной власти может представлять и один человек. Таковыми являются Президент РФ, президенты республик и главы администраций субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Свою деятельность эти должностные лица осуществляют в соответствии с конституциями и законами и несут ответственность перед теми, кто их избрал или назначил[4].


Вместе с органами государственно власти в Российской Федерации свою деятельность осуществляют и органы местного самоуправления. Эти органы имеют особую природу и в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти. Но рассмотренные выше три основных признака органов государственной власти могут быть применены и к органам местного самоуправления.

1.2 Принципы организации деятельности органов государственной власти в РФ

Демократический характер Российского государства обеспечивается основными принципами организации и деятельности органов государственной власти. Принципами организации и деятельности органов государственной власти являются концентрированно выраженные и обобщенные, общепризнанные, обязательные для исполнения руководящие начала построения и функционирования органов государственной власти. К числу таких принципов относятся: участие российских граждан в организации и деятельности органов государственной власти; законность; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; гласность.

Участие российских граждан в организации и деятельности органов государственной власти России проявляется, прежде всего, в том, что законодательные (представительные) органы государственной власти, Президент РФ, выборные должностные лица местного самоуправления избираются на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Граждане Российской Федерации принимают участие в формировании перечисленных органов не только путем реализации активного и пассивного избирательного права, но и участвуя в выборах в качестве наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в депутаты, членов избирательных комиссий, в агитационной кампании, финансировании избирательных кампаний и т.д.

В качестве членов политических партий граждане Российской Федерации принимают участие в составлении партийных списков, выдвигаемых политической партией для регистрации избирательными комиссиями на пропорциональных выборах в Государственную Думу и законодательные органы государственной власти субъектов РФ.

В ряде субъектов РФ граждане имеют право давать наказы кандидатам в депутаты, требовать отчеты об их деятельности в законодательных (представительных) органах государственной власти, ставить вопрос о досрочном отзыве из законодательных (представительных) органов государственной власти депутатов, допустивших нарушение требований закона о статусе депутата[5].


Участие граждан в деятельности органов государственной власти включает также возможность принимать участие в осуществлении правосудия в качестве присяжного и арбитражного заседателя.

Принцип законности означает верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России, строгое соблюдение законов и принятие органами государственной власти правовых актов в рамках компетенции, установленной для них Конституцией РФ, законами и основанными на законах актами. Законы в Российской Федерации выражают волю российского многонационального народа, обязательны для всех органов государственной власти, должностных лиц и граждан.

Соблюдение законности обеспечивается требованием соответствия законов субъектов РФ федеральным законам, приоритетом Конституции РФ и федерального законодательства.

Правительство РФ издает свои правовые акты на основе и во исполнение законов Российской Федерации. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ издают свои акты на основе и во исполнение законов Российской Федерации, законов субъектов Федерации и актов Президента и Правительства РФ.

Судебные органы осуществляют свою деятельность на основе законов. Надзор за соблюдением законности является основной задачей органов прокуратуры.

Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется в соответствии со ст. 71–73 Конституции РФ. В соответствии с названными статьями Конституции предметы ведения подразделены: на относящиеся к Российской Федерации (ст. 71); совместные Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72); предметы ведения субъектов РФ, определяемые по принципу остаточной компетенции, т.е. находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и пределов совместного ведения Федерации и ее субъектов[6].

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ призвано обеспечить государственно-правовую стабильность в России[7].

Принцип гласности деятельности органов государственной власти закреплен в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом". Кроме того, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ устанавливаются важнейшие гарантии информационных прав граждан, к числу которых принадлежит и право доступа к информации: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом"[8].