Файл: Система органов местного самоуправления (Система организации местного самоуправления на примере МО город Петергоф).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации местного самоуправления в РФ
1.1. Понятие, система и формы местного самоуправления
1.2. Основные принципы организации местного самоуправления
2. Система организации местного самоуправления на примере МО город Петергоф
2.1 Организация местного самоуправления в МО город Петергоф
2.3 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия местных органов власти с населением
Так, граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления в МО г.Петергоф независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Граждане имеют право на ознакомление с документами и материалами органов местного самоуправления МО г.Петергоф, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также на получение другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом[17].
2.3 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия местных органов власти с населением
В рекомендациях будем отталкиваться от сильных и слабых сторон существующего на данный момент взаимодействия и перспектив, вытекающих из достижения «идеального» взаимодействия, представленного в западных моделях.
Как уже было отмечено, у населения муниципального образования город Петергоф, как участвующего, так и не участвующего во взаимодействии с местными органами власти, существует высокая готовность и, можно даже сказать, желание оказывать содействие местным органам власти в решении вопросов местного значения.
Также, присутствует определенное недовольство жителей, связанное с невозможностью повлиять на многие решения, принимаемые местными органами власти, в том числе о распределении бюджетных средств. Недовольство связано еще и с тем, что совещательные методы взаимодействия реализуются в основном в очной форме, а не с помощью сети Интернет.
Дефицит коммуникаций через Интернет был подтвержден и результатами опроса: около половины опрошенных нашли изменения, произошедшие во взаимодействии с местными органами власти из-за распространения сети Интернет, несущественными, хотя потенциал положительного влияния развития электронных методов коммуникации очень высок.
Причиной этого недовольства является отсутствие механизмов, предлагающих взаимодействие местных органов власти и населения на всем протяжении процесса принятия решения, то есть принадлежащих этапу «Сотрудничество» в теории «Спектр участия» международной ассоциации общественного участия.
Таким образом, анализ первичной эмпирической информации подтверждает вывод, сделанный в результате анализа теоретических аспектов.
«Спектр участия» предлагает следующие примеры методов на четвертом этапе взаимодействия, взаимодействие на котором не представлено на данный момент в МО г. Петергоф никакими методами:
- консультативные комитеты граждан;
- формирование консенсуса;
- совместное принятие решений.
Иными словами, необходимо создать механизмы, позволяющие привлечь население в целом и активные группы граждан сразу к нескольким стадиям процесса принятия решений: от поиска и разработки идей до выбора наилучшей альтернативы.
Опираясь на опыт лучших практик, можно предложить варианты реализации данных методов. Некоторые предложенные решения можно отнести к четвертому этапу «Спектра участия» - «Сотрудничество». Их внедрение позволит снизить неудовлетворенность населения, возникающую ввиду отсутствия методов на этом этапе.
Решение: создание краудсорсинговой платформы (или раздела на официальном сайте муниципального образования), позволяющей гражданам высказать свое мнение и свое видение стратегических аспектов социально-экономического развития муниципального образования.
В самом деле, в ходе сбора мнений жителей, ими было высказано большое количество идей, касающихся социально-экономического развития муниципального образования. Эти идеи не были востребованы в данном исследовании, однако опрашиваемые изъявляли большое желание их высказать, поэтому принимали данные опрос и интервью как способ выражения своих идей.
Платформа (раздел) может функционировать по примеру проекта, реализуемого в городе Липецк – «Портал неравнодушных». То есть, у каждого пользователя будет возможность предложить свою идею, и если его идея получить достаточное количество поддержки других жителей (голосов), то данное предложение должно будет обсуждаться местными органами власти.
Преимущества данной формы:
- создается возможность для каждого члена общества высказать свое видение ситуации, идею, модель развития муниципального образования;
- для населения создается также возможность убедиться в справедливом отношении к высказанной идее: если идея действительно перспективная, она получит большое количество голосов и будет рассмотрена органами МСУ;
- имеет место экономия времени сотрудников местных органов власти на рассмотрение большого количества инициатив: основная часть идей оценивается путем общественного отбора, руководство МО рассматривает лишь инициативы, признанные жителями как наилучшие.
- для жителей, имеющих активную гражданскую позицию, но не сформулировавших конкретные предложения, создается возможность удовлетворить свое желание участвовать в развитии территории, проголосовав за понравившиеся инициативы;
- круглосуточный формат работы он-лайн платформы (раздела сайта) позволит привлечь к участию и те группы населения, которые не могут принять участие в очных встречах и обсуждениях;
- муниципальные органы власти смогут регулярно отслеживать инновационные идеи граждан и использовать некоторые из них в своей деятельности;
- проект будет носить и информирующий характер: для подачи идеи жителям будет необходимо выбрать категорию (раздел), то есть выбрать, к какой сфере ведения относится та или иная идея. Так, жители смогут лишний раз уяснить, какие именно проблемы относятся к сфере ведения местных органов власти, а какие нет.
Для наглядности сформулируем ключевые моменты рекомендации в таблице 1.
Таблица 1 -Ключевые моменты рекомендации
Решение |
Предпосылки применения |
Пример реализации |
Преимущества от использования |
Создание краудсорсинговой платформы (раздела официального сайта) по разработке идей по совершенствованию социально-экономического развития города |
Отсутствие удобной возможности выражения идей по совершенствованию социально-экономического развития у групп граждан, не имеющих возможностей посещать очные мероприятия по взаимодействию с местными органами власти. |
«Портал неравнодушных» города Липецк (п.2.3.2) |
|
Таким образом, были вынесены основные рекомендации по совершенствованию взаимодействию местных органов власти с населением для муниципального образования город Петергоф, информация представлена в таблице 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе проведенного исследования было определено, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. Местное самоуправление гарантировано Европейской хартией местного самоуправления 1985 года, в которой закреплено, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве страны, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства. А правовую основу местного самоуправления составляют: Европейская хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.
Для анализа особенностей взаимодействия местных органов власти с населением в МО г. Петергоф были использованы следующие эмпирические методы исследования: социологический опрос населения города, полевое исследование на территории муниципального образования, двукратное интервью заместителя главы местной Администрации.
Так, был проведен анализ методов взаимодействия местных органов власти с населением с помощью оценочных методик, указанных в начале работы. В итоге, выводы, сделанные в результате работы с первичной информацией, совпали с выводами, сделанными в результате применения оценочных методик. В качестве положительных характеристик взаимодействия органов МСУ с населением в Петергофе можно считать:
• заинтересованность местных органов власти в организации качественных коммуникаций с населением;
• наличие разнообразных методов взаимодействия, подходящих для разных социально-демографических групп;
• наличие потенциала роста доли населения, участвующего во взаимодействии и увеличения активности населения, выраженные в высокой готовности населения оказывать содействие местным органов власти в решении проблем местного значения.
Основными проблемами взаимодействия местных органов власти муниципального образования город Петергоф с населением являются:
• низкий уровень информированности населения о том, какими вопросами занимаются местные органы власти, за что они несут ответственность, по каким вопросам можно к ним обратиться и как это сделать;
• невысокий уровень участия населения во взаимодействии с местными органами власти;
• отсутствие методов, позволяющих организовать взаимодействие на более высоких уровнях, в том числе позволяющих населению участвовать во всех стадиях процесса принятия решения и предполагающих делегирование некоторых функций;
• низкий уровень доверия граждан к местным органам власти, выраженный в предположениях достаточно большого числа людей о том, что местные органы власти не заинтересованы в решении их проблем.
Базируясь на положительных характеристиках и проблемах во взаимодействии местных органов власти с населением, были вынесены рекомендации городу Петергофу по совершенствованию методов взаимодействия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // «Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14
4. Абдулаев М.И. Правоведение– М.: Финансовый контроль, 2017. – 264с.
5. Выдрин И.В. Муниципальное право России. – М.: Норма, 2016. – 320с.
6. Князев С.Д. Муниципальное право РФ. – Владивосток: ДВГУ, 2018. – 268с.
7. Ковешников Е.М. Муниципальное право. – М.: ИНФРА, 2016. – 388с.
8. Кузякин Ю.П. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / Ю.П. Кузякин. – 2-е изд., стер. – М.: МГИУ, 2018. – 240с.
9. Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ. – М.: Юристъ, 2017. – 366с.
10. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 2-е изд., 2017. – 420с.
11. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления (для бакалавров): учеб. пособие. М.: КноРус, 2018. - 273 с.
12. Фадеев В.И. Территориальная организация местного самоуправления в РФ. Региональное управление и местное самоуправление. М.: Проспект, 2018. – 260с.
13. Емельянов Н. А. Местное самоуправление в РФ. М.; Тула, 2018. - 340 с.
14. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. - М.: ТК Велби, 2016. - 632 с.
15. Широков А. Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации: (введение в муницип. упр.). - М.: РИЦ «Муницип. власть», 2017. - 304 с.
16. Алексеев О. Б., Генисаретский О. И., Щедровицкий П. Г. Муниципальная повестка дня: местное самоуправление в структуре государственной власти. М.: Полития, 2019. - 232 с.
17. Муниципалитеты Петербурга [Электронный ресурс] // Красивый Петербург. ─ Режим доступа: http://xn--80accfiasjf8cghbfut2k.xn--p1ai/mo (дата обращения: 05.02.2020).
18. Муниципальное образование город Петергоф [Электронный ресурс] // Вконтакте. ─ Режим доступа: https://vk.com/public124512539 (дата обращения: 05.02.2020).
19. Муниципальные образования [Электронный ресурс] // Муниципальное право. ─ Режим доступа: http://allstatepravo.ru/munizpravo/mmuniz2/910-municipalnie-obrazovania-.html (дата обращения: 05.02.2020).
20. Муниципальные образования [Электронный ресурс] // Портал Наш Санкт-Петербург. ─ Режим доступа: https://gorod.gov.spb.ru/ratings/municipalities/(дата обращения: 05.02.2020).
21. Он-лайн конференция [Электронный ресурс] // regionpr. ─ Режим доступа: http://regionpr.ru/page674.html (дата обращения: 05.02.2020).