Файл: Нотариальные действия (Общие положения института нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Провозглашение Конституцией РФ[1] России как социального государства означает, в том числе обязанность государства предоставлять населению различные государственные услуги, без которых невозможен современный уровень жизни. В силу взятых на себя обязательств и исходя из принципа социального государства Российская Федерация предоставляет своим гражданам, а также лицам, находящимся на ее территории на законных основаниях, но не имеющим российского гражданства, услуги в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, охраны общественного порядка, социального обеспечения и т.д. Каждому эти услуги хорошо известны, и каждый является или являлся пользователем этих услуг.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате[2] (далее - Основы) защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Отметим, что Основы были приняты за десять месяцев до принятия Конституции России, согласно которой нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Институт нотариата, являясь частью правовой системы, участвует в выработке и согласовании интересов всех субъектов права через право, законы, что является важнейшим стабилизирующим и организующим фактором. Все это побуждает субъектов права к поведению, не выходящему за рамки установленных правовых норм.

Нотариат - это система нотариальных контор, органов, на которые

возложено совершение нотариальных действий, призванных юридически закрепить гражданские права и предупредить возможность их нарушения; в институциональном смысле нотариат представляет собой систему государственных и частнопрактикующих нотариусов, а также их объединений, осуществляющих от имени государства правоохранительно-юрисдикционные функции в сочетании с оказанием частной юридической помощи гражданам и организациям.

Актуальность темы. Основной задачей нотариата было, есть и будет обеспечение правовой защиты участников гражданского оборота. При разработке концепции развития нотариата во главу угла не должна попасть примеров получения противоположного эффекта вместо ожидаемого. Именно поэтому при решении всех спорных вопросов как правового, так и организационного характера необходимо помнить в первую очередь о соблюдении прав и интересов тех лиц, ради которых создан и существует нотариат, т.е. российских граждан.


Целью курсовой работы является исследование института нотариальных действий.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть общие положения института нотариальной деятельности;

- исследовать нотариальные действия и правила их совершения;

- рассмотреть основные правила совершения нотариальных действий.

Объектом исследования является институт нотариальных действий.

Предметом исследования является действующее законодательство, регулирующее вопросы института нотариальных действий.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общие и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Глава 1. Общие положения института нотариальной деятельности

1.1. Понятие института нотариальной деятельности

Современный период развития общественных отношений и правовой системы в Российской Федерации характеризуется реформированием многих юридических институтов государства. Изменяется нормативная база, кардинально изменяются в последнее время экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности общества; ряд профессий, ранее невостребованных, возрождается. Тем не менее, общество, как и прежде, нуждается в профессионалах-юристах, несмотря на утверждение о том, что они в настоящее время избыточны, чуть ли не лишние. Развитие указанных отношений не оставило в стороне и нотариусов, несмотря на то что этот правовой институт государства является наиболее консервативным в сравнении с другими юридическими институтами государства.

Российский нотариат всегда представлял в обществе один из важнейших юридических институтов государственной деятельности. Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например за доверенностью на автомобиль, на представительство в административных или судебных органах власти, за оформлением наследства, в связи с куплей-продажей движимого и недвижимого имущества или за нотариальным удостоверением юридически значимых документов.


Содержание нотариальной деятельности включает в себя определенные формы обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или не бюджетный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своего функционального предназначения и является частью (пусть и особым образом действующей) государственной системы. Вместе с тем нельзя отвергать и частноправовую природу нотариальной деятельности, прочно закрепленную в ряде нормативно-правовых актов. Такая двойственность нотариальной деятельности, к сожалению, оказывает противоречивое воздействие на развитие института нотариата в нашей стране, и особенно это стало заметно в последнее время. С одной стороны, Российское государство, видимо, еще не осознав в полной мере важность нотариальной деятельности для дальнейшего поступательного развития экономики страны, рассматривает нотариуса как некий бюрократический механизм со всеми присущими ему недостатками[3]. Вместе с тем нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

Нотариальные действия в Российской Федерации в соответствии с упомянутыми Основами совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата. В целом нотариальная деятельность в Российской Федерации вполне согласуется с принципами деятельности латинского нотариата (МСЛН). МСЛН представляет собою международную неправительственную организацию, всемирное объединение национальных нотариальных организаций, включающее в себя нотариальные организации 70 стран, имеющих законодательство о нотариате латинского типа, т.е. основанное на романо-германской системе права. МСЛН был основан в 1948 г. на съезде в Буэнос-Айресе по инициативе аргентинского нотариуса Жозу Адриона Негреса[4]. Название "латинский" не несет в себе ни языкового, ни этнологического значения, а связано только с римским правом как источником тех правовых положений, которые признают, в частности, особую повышенную доказательную силу нотариального документа. К ним относятся все европейские правовые системы, реципировавшие римское право, за исключением англосаксонской и скандинавской. Российская Федерация является членом МСЛН с 1995 г., поддерживая с этой организацией постоянные рабочие связи. Союз оказывает большую поддержку возрождающемуся российскому нотариату[5]. В 1995 г. на конференции нотариатов Европейского союза был принят Этический кодекс нотариусов Европы. Поводом его выработки и принятия, как говорится в самом Кодексе, послужил постоянный рост экономического и правового оборота, выходящего за пределы национальных границ. В качестве основных правил (принципов) в Европейском кодексе нотариального профессионального права были провозглашены: лояльность и безупречный моральный облик нотариуса; беспристрастность и независимость нотариуса; обязанность сохранения тайны нотариального действия; юридическая и техническая компетентность нотариуса; обязанность страхования нотариальной ответственности нотариуса; свобода выбора нотариуса. Эти принципы явились основополагающими началами и для деятельности российского нотариата.


Вопрос о сущности и месте института нотариата в правовой системе российского общества требует от юридической науки определенного уточнения. Высказываются самые различные точки зрения о роли и месте нотариата в правовой системе общества, относящие нотариат то к органам гражданской юрисдикции, то к правоохранительным органам. Следует согласиться с тем, что институт нотариальной деятельности независимо от способа своей организации является публично-правовым по организации и содержанию и, соответственно, является частью государственной системы.

Государственный нотариус в первую очередь является государственным служащим, на которого распространяются нормы законодательства о государственной службе Российской Федерации, в соответствии с которыми он обязан исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных. Иначе говоря, он должен безропотно исполнять все приказы и распоряжения Министерства юстиции РФ, за исключением явно незаконных, под угрозой применения мер дисциплинарного характера. Более того, увольнение государственного нотариуса осуществляется органом юстиции по основаниям, также предусмотренным трудовым законодательством и законодательством о государственной службе Российской Федерации. Прекращение же полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, возможно только на основе судебного решения о лишении его права нотариальной деятельности (ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Судья и нотариус должны быть беспристрастны в отношении участников судопроизводства либо нотариального производства, в их деятельности также в равной степени действует и принцип соблюдения языка; в-третьих, важным является общегосударственный статус судебной и нотариальной систем. Процессуальное законодательство прямо отнесено в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, а вопросы кадрового обеспечения судов и нотариата, согласно п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то по вопросам нотариальной деятельности может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ. Указанное положение об институте нотариальной деятельности, являющейся предметом совместного ведения, накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ. Такой подход в правовом регулировании судебной и нотариальной деятельности крайне важен, поскольку является одним из факторов сохранения и существования единого правового пространства, обеспечивающего единый стандарт юридической защиты прав граждан и организаций. Между тем судебная и нотариальная деятельность имеют существенные отличия. Так, деятельность судов определяется как правосудие. Судебные функции носят исключительный характер и согласно ст. 118 Конституции РФ могут осуществляться только судами. Что же касается деятельности нотариуса, то его деятельность правосудием не является, профессиональный нотариат исключительного характера не имеет, поскольку нотариальные действия могут совершаться и другими уполномоченными на то лицами. Степень обязательности судебных и нотариальных актов тоже различна. Судебные решения, постановления и определения имеют общеобязательный характер, обязательны для исполнения всеми органами и лицами, а в случае необходимости их принудительная реализация обеспечивается системой исполнительного производства и службой судебных приставов. Нотариальные акты, за крайне редким исключением, установленным Федеральным законом "Об исполнительном производстве"[6] (нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов и исполнительных надписей), исполнительной силы не имеют. Принудить другую сторону нотариального действия может только суд.


Таким образом, предназначение нотариуса состоит в том, чтобы обеспечить граждан и юридических лиц квалифицированной правовой помощью, включающей: обязательное проведение правовой экспертизы всех условий совершаемого действия; консультирование его участников; выяснение обстоятельств дела; разъяснение сторонам смысла, значения и правовых последствий нотариального действия; проверку соответствия совершаемого действия действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на имущество, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей; установление личности обратившегося за совершением нотариального действия лица, проверку дееспособности физических лиц. Институт нотариальной деятельности - комплексный правовой институт публично-правовой направленности характера, регламентированный национальным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права, предназначенный для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическими лицам.

1.2. Правовое регулирование нотариальной деятельности

Необходимость в обеспечении защиты прав и интересов, более точно в охране прав и интересов, важна для каждого. Это может быть убежденность в действительности приобретенных прав, например права на имущество, или в подлинности подписи на документе или самого документа. Эту социальную потребность и обеспечивает законодательство о нотариате и его деятельности[7].

В соответствии со ст.1 Основ, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Таким образом, основными нормативными актами, на которых строится функционирование нотариата в России, являются Конституция РФ, Конституции субъектов РФ, а также Основы Законодательства Российской Федерации о Нотариате.

Кроме названных законодательных актов, нормы о нотариате и нотариальной деятельности содержатся также в Гражданском кодексе РФ[8], Уголовном кодексе РФ[9] от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ - Ст. 202 (Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами), Семейном кодексе РФ[10] от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (п.3. ст.35, п.2. ст.41, ст. 100).