Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проявления эмоций в невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мире, в сфере экономических взаимоотношений между различными странами – партнерами, значительную роль играет знание невербальных проявлений эмоций различных народов, и язык телодвижений. Так как люди общаются не только с использованием речи, но и проявляют свои эмоции и чувства при помощи различных жестов, также отражение эмоционального состояния сказывается на губах, глазах, и т.д. В современное время, различные страны постоянно контактируют между собой, соответственно через представителей своего государства, определенной национальности. Поэтому в деловой сфере, на современном этапе очень важно изучать невербальную систему общения представителей различных национальностей. Так как существуют значительные расхождения в невербальном общении, и, например, при заключении сделки с арабом, на хорошо поставленном английском языке, если человек протянет ему левую руку, или подаст бумаги левой рукой, то велика вероятность, что сделка не состоится. Несколько таких особенностей деловой сферы, в системе невербального проявления эмоций рассмотрены в данной работе.

Основная цель работы – изучить и проанализировать невербальные проявления эмоций.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

-изучить общие понятия о социальной семантике жеста;

-произвести обзор литературы, изучить различные точки зрения, касающиеся системы невербального общения, привести основную классификацию жестов;

-рассмотреть понятие невербальной коммуникации и ее взаимосвязь с эмоциями человека;

-проанализировать значение эмоций в невербальном общении;

-провести эмпирическое исследование невербального общения.

Объект исследования – невербальное общение.

Предмет исследования - невербальные проявления эмоций человека.

Структурно работа представлена введением, тремя главами основной части, заключением и библиографией.

Глава 1. Социальная семантика жеста

1.1. Общие понятия

Основная составляющая и необходимое условие существования определенного народа, это язык, который является основной составляющей проявления национального самопознания, определяющий духовную культуру, и нравственность.


Язык имеет огромную роль в познании и развитии каждого человека, так как с самого рождения мы слышим речь родителей, родственников, окружающих нас людей и т.д. Именно при помощи усваивания речевой информации происходит первая привязанность к голосу матери и отца, развитие привязанности, моральных ценностей, и т.д.

В свою очередь, используя только язык, не всегда удается передать полноту испытываемых эмоций, именно поэтому существует система невербальных правлений эмоций, язык телодвижений. Они используются постоянно в повседневной жизни, на работе, дома, в магазине, в общественных местах, и т.д. С помощью жестов и мимики можно передать более ярко свои чувства, эмоции, намерения, отношение к той или иной ситуации [17, c. 104].

Есть категория людей, для которых язык жестов, это основной язык. Это глухонемые. Конечно же, это особый случай, так как невербальное проявление эмоций, и язык телодвижений для них, это основной источник информации, и способ ее передачи. Но, тем не менее, нельзя не отметить эту категорию людей, потому что на данном примере ярко прослеживается необходимость общения при помощи жестов, и способность полноценно передавать информацию не используя речь.

На рисунке 1 представлены различные способы передачи коммуникаций.

Рисунок 1 – Основные способы передачи коммуникаций [4, c. 99]

Невербальное проявление эмоций, и язык жестов развивается с древних времен, и естественно, активно используется в настоящее время, в том числе и в РФ, где невербальное проявление эмоций очень распространено повсеместно. Иногда при помощи жестов передается какая-либо информация, если нет возможности при помощи речи ее донести до собеседника. Например, во время различных соревнований, тренер может жестами показывать счет, направление движения команды, замену, смену стратегии, и т.д. потому что на шумном стадионе, даже нет смысла кричать, так как собеседники вас не услышат. Для людей, которые используют с целью передачи информации именно речь, а язык жестов остается как сопутствующим второстепенным фактом, сами жесты, конечно же, могут быть истолкованные не верно, если человек не слышит о чем идет речь.

1.2. Обзор литературы, классификация жестов

Основная классификация жестов, представлена на рисунке 2.

Рисунок 3 - Классификация жестов [2, c. 44]


На рисунке 2 представленная упрощенная классификация жестов. Они разделены по природе происхождения жеста, и по использованию в практической жизни. В свою очередь, природа происхождения жестов подразделяется на врожденные, и приобретенные в процессе жизни, развития, и познаний окружающего мира. В практической жизни используются жесты информативные, и жесты художественной культуры.

Рассмотрим различные точки зрения авторов на вопросы невербального проявления эмоций, и в целом языка телодвижений. Такие авторы, как А.А. Леонтьев [13], акцентируют свое внимание на превосходство звукового языка над невербальными средствами проявления эмоций. Язык слов, естественно, является более эффективным в передачи коммуникаций, чем язык жестов, но в определенных ситуациях, которые происходят в жизни, вербальное общение не может заменить невербальное проявление эмоций.

Различные исследования по вопросам вербального и невербального общения проводил Р.Бердвистл, в университете Лунсвилла. После своих исследований он пришел к выводу, что значительная часть общения людей происходит именно посредством жестов, языка телодвижений, и других источников невербальных проявлений эмоций. В процессе общения, по его наблюдениям, язык речи занимает около 35%, остальные же 65% информации передаются именно невербальным способом.

Интересно то, что практически такое же заключение сделал Альберт Мерабян, определив, что вербальное общение занимает около 7%, вокальное общение 38%, а вот невербальное проявление эмоций в общении занимает около 55%. [18, c. 76]

Невербальное проявление эмоций, в состав которой входит сами жесты, являются самой древней системой общения между людьми. «Язык примитивного человека, в сущности, говоря, есть двойной язык: с одной стороны, язык слов, с другой – язык жестов. Один язык объясняет другой, один язык влияет на другой», – считают Л.С. Выготский и А.Р. Лурия [1, c. 23].

Наряду с мимикой и пантомимой жест составляет «оптико-кинетическую систему знаков», которую человек использует в процессе обмена информацией.

Совокупность этих знаков призвана выполнять функцию «дополнения речи, замещения речи и репрезентации эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу» [8, c. 23].

Некоторыми авторами отмечается наличие связи между социальным и профессиональным статусом человека и его способом общения. Аллан Пиз в своей книге «Язык телодвижений» отмечает, что чем выше статус занимает человек в жизни, чем более сильно у него развит язык вербального общения, и тем меньше он общается невербально, использует минимум телодвижений, жестов, и т.д. Люди, которые занимают более низкий статус, которые не могут выразить все свои эмоции грамотно, и полноценно в словах, применяют систему жестов, активно используют невербальные проявления эмоций [17, c. 89].


С этими утверждениями, конечно же, многие не согласны, так как невербальное проявление эмоций напрямую зависит и от темперамента человека, его открытости, эмоционального состояния, и т.д. Можно выявить закономерность, что сангвиники и холерики являются более эмоциональными, следовательно, в своем общении они активно используют систему невербального общения, язык телодвижений. А вот более спокойные флегматики и меланхолики, менее эмоционально ведут себя в процессе коммуникаций, и не так демонстративно применяют язык жестов.

На частоту и силу проявления невербального общения также влияет национальность, нация, страна, в которой родился и проживает человек. Так, в России, достаточно развита система невербального общения, она применяется повсеместно, люди в нашей стране достаточно эмоциональные, в некоторых моментах не сдержанные. Но в любом случае, будь то урок в школе, лекция в университете, семинар на работе, все русские активно используют язык телодвижений для передачи той или иной информации. В деловой сфере также часто присутствуют свободные дружеские взаимоотношения, и соответствующие проявления невербального общения [12, c. 54]. Представители других наций в основном более сдержанные в проявлении эмоций, например если рассматривать японцев, то у них общение при помощи телодвижений сведен к минимуму, у арабов есть специфические проявления в процессе невербальной передачи коммуникаций, но они также достаточно сдержанны, и применяются крайне редко. Что же качается немцев, они также как и русские достаточно эмоциональные, существует даже сходство в некоторых инструментах невербального общения.

Современный французский философ и социолог, ученик Эмиля Дюркгейма М. Мосс в одной из своих работ пишет: "Положение рук, кистей во время ходьбы образуют своего рода идиосинкразию, а не просто продукт сугубо индивидуальных, психических устройств и механизмов. Например, я уверен, что смогу опознать по походке девушку, воспитывающуюся в монастыре" [5, c. 69].

Таким образом, анализ литературы показывает, что единой и общепринятой классификации жестов не существует. Нам представляется возможным классифицировать жесты на две большие группы:

- отличающиеся по природе происхождения жеста;

- различающиеся по использованию жеста в сфере жизненно-практических контактов.


Глава 2. Проявления эмоций в невербальной коммуникации

2.1. Понятие невербальной коммуникации и ее взаимосвязь с эмоциями человека

Невербальное общение людей друг с другом тесно связано с психическими процессами и является их непосредственным выражением. Если наблюдать в процессе общения с тем или иным человеком за тем, какие средства невербального общения он использует, то можно получить большое количество сведений о его характеристиках личности: психологических, особенностях мыслительного процесса, свойствах психики, социальных привычках, индивидуальных особенностях.

Невербальное общение служит не только индикатором прохождения психических процессов и их особенностей у каждого конкретного человека в его существовании и процессе коммуникации, но и служит средством выражения индивидуального внутреннего мира.

Невербальное общение является одним из средств формирования полноценного коммуникационного процесса, так как без невербального общения мы не сможем воспринять большую часть эмоционально-психологических сигналов, которые в процессе общения направляет нам человек, с которым мы коммуницируем.

Согласно определениям, «невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме» [11, c. 31].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основное средство и инструмент невербального общения – это наше собственное тело, которое имеет весьма обширный инструментарий для выражения довольно широкого диапазона чувств. Наиболее распространенной идиомой, которая описывает средства невербального общения, во всей их совокупности является выражение «язык тела» или «невербалика».

Основными средствами невербального общения принято считать следующие: язык жестов, мимика человека, фонационные средства общения (ритмика речи, темп, интонации, эмоциональная составляющая), внешние проявления эмоций (смех, слезы) и т.п. [4, c. 126]. Все составляющие невербального общения призванные служить для усиления и подчеркивания вербальной составляющей коммуникации. Таким образом, невербальная коммуникация во всей совокупности средств своего выражения составляет единую невербальную знаковую систему, дополняющую вербальный элемент общения.