Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Целями экономической политики любого государства являются стабильное экономическое развитие, высокий уровень занятости населения, внешнеэкономическое равновесие и т.д. Надежная финансовая система является столпом в развитии и функционирования государства и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Это предполагает активное государственное вмешательство в экономику, которое выражается в регулировании поведения участников общественного производства и осуществляется посредством административных методов и косвенных (экономических), среди которых финансам принадлежит решающая роль. Они являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Не для кого не секрет, что в наши дни Россия испытывает огромные трудности в экономике и, к сожалению, переживает кризис, из которого не видно выхода. Проблемы сферы финансов волнуют в нашей стране абсолютно всех, ведь эта тема напрямую связана с каждым из нас. Наше благосостояние напрямую зависит от ситуации в экономике России и мире в целом. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций, что говорит об актуальности данной темы.

Цель данной курсовой работы состоит в определении финансов, как инструмента регулирования экономики страны и межгосударственных отношений.

В тесной связи с поставленной целью, обозначены задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

  • рассмотреть роль финансов в рыночной экономике;
  • проанализировать влияние финансов на текущее положение экономики России;

Объект исследования – финансовая система РФ.

Основой курсовой работы послужили работы таких авторов, как Алексеева М.А., Волконского В.А., Гуриева С.М., Дребенцова К., Делягина М. Г., Ивантера В.В., Канторовича Г. Г., Кэмпбелл Р., Морозова A.A., Медокова A.A., Павлов В.С., Панфилова B.C., Поспелова И.Г., Усизима С., Дж. Фишер, Шапошника Д.В., Шмелева Н.П., Яковлева А.П. и др.

В качестве информационной и нормативно-правовой базы исследования использовались официальные документы Российской Федерации, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.

Выводы обосновывались статистическими данными, для решения поставленных задач применялись стандартные математико-статистические методы, факторный и сравнительный анализ, метод аналитических группировок.


Объем курсовой работы 38 страниц. Структурно она представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.

Глава 1. Финансы в рыночной экономике

1.1 Понятие финансов

Исследованию методологических проблем развития финансов, выяснению экономической сущности финансов посвятили свое внимание многие ведущие отечественные и зарубежные ученые-экономисты. Вместе с тем многие аспекты теории финансов недостаточно освещены еще и сегодня. Это связано с тем, что область финансов развивается параллельно с развитием мировой экономики.

Фина́нсы (фр. finances — денежные средства) - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий).

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения. Главными видами доходов государства в тот период были дань и грабежи покоренных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период был их частноправовой принцип, поскольку казна государства была также и казной главы государства.

С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделились от казны. Доля натуральных отношений резко сократилась. Натуральные подати были заменены налогами в денежной форме. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично.

Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Будучи связаны с формированием доходов и расходов государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений.


Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость финансовой системы: она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia» - денежный платеж[1].

Таким образом понятие "финансы" неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Обобщив существующие позиции, можно сформулировать следующее определение понятия финансов.

Финансы – это регулируемые в определенном правовом поле при помощи специальных методов, особых приемов и инструментария потоки средств, измеряемые в денежном эквиваленте, циркулирующих в национальной экономике через создаваемую на макро и микроуровне систему фондов и, в конечном счете, обеспечивающих осуществление процессов формирования, распределения, перераспределения ВВП, национального дохода и национального богатства и сопровождаются возникновением экономических отношений между всеми участниками этих процессов.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированный про­изводителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образова­нием и использованием фондов денежных средств[2]. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходо­ванием финансовых ресурсов.

Не смотря на то что в быту слово «финансы» используется для обозначения денежных средств, это немного не так. Финансы носят денежный характер, но отличаются от них своими функциями. Обычно выделяют следующие функции финансов: распределительная, регулирующая и контрольная.

Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают только те денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства.

Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения[3]. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:


  • денежные отношения;
  • распределительные отношения;
  • связаны с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

Финансам присущи следующие общие черты.

  • экономическая категория тесно связанная с процессом производства;
  • они увязаны с товарно-денежными отношениями;
  • являются денежной категорией;
  • осуществляют распределение и перераспределение ВВП (валовой внутренний продукт) и НД (национальный доход);
  • воплощаются в реальных денежных фондах, совокупность которых составляет финансовые ресурсы.

Итак, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

1.2 Место и роль финансов в рыночной экономике

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке[4]. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.

Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров[5].

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.


Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота[6].

Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем.

Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота[7].

Роль финансов в экономике можно свести к трем основным направлениям:

  • Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
  • Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
  • Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

  • общественные финансы,
  • финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

  • через эффективное вложение финансовых ресурсов;
  • создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
  • использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
  • использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т. п.).

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

  • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;
  • государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
  • государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;
  • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
  • денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.