Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах[10].

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд[11]. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

Финансы юридических и физических лиц[12] - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.

С возникновением государства формируются финансы властных структур.

Эти три звена и составляют финансовую систему.

Финансовая система - это система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

В совокупности все рассмотренные звенья финансовой структуры должны определенным образом управляться. Финансовая политика многоуровневая: на уровне государства, муниципальных и местных органов власти, хозяйствующих субъектов (корпораций, фирм, госпредприятий и др.).

Финансовая политика - это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов.

Основные цели управления финансами и финансовой политики:

  • снижение дефицита госбюджета до 3% ВВП;
  • проведение эффективной налоговой политики (госдохода);
  • использование финансов для регулирования экономики.

Финансовая система — совокупность финансов секторов экономики.

Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:


  • совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ; - участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление государственного финансового контроля;
  • методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ

Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д.

На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство.

Оно предусматривает:

  • зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;
  • распределение федеральных регулирующих налогов;
  • возврат излишне уплаченных сумм доходов;
  • учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:

  • разрешение на осуществление платежа;
  • осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.


Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

  • предоплату счетов;
  • взаимозачетные операции;
  • товарообменные (бартерные) операции;
  • замену долга заемным обязательством с уплатой процентов;
  • задаток;
  • банковскую гарантию или поручительство;
  • залог;
  • цессию, т. е. уступку прав требования;
  • факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию;
  • учет векселей и др.

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др..

Глава 2. Анализ финансового механизма и его элементы


2.1 Основные элементы финансового механизма

Финансовый механизм формирует системный подход к оптимизации затрат, выявлению резервов производства и снижению себестоимости продукции, росту прибыли и уровню рентабельности, повышению конкурентной позиции на рынке.

Финансовый механизм - совокупность форм и методов воздействия на субъекты и объекты финансового управления для достижения намеченных стратегических целей.

Он призван содействовать наиболее полной реализации финансами своих функций.

Элементами финансового механизма являются:

  • Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение. Составным элементом являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы; процентные ставки.
  • Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Финансовые инструменты - документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по тек. Операциям. Вторичные финансовые инструменты – это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты,свопы.
  • Правовое обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность: законы, указы, постановления.
  • Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, нормы,тарифные ставки и т.д.).
  • Информационное обеспечение. Состоит из разного рода экономической, коммерческой и финансовой информации. Это подбор соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений финансовой деятельности.

Нормативно-правовое регулирование представляет собой регулирующее государственное начало в области финансовой политики и распространяется на налоговые взаимоотношения.

Определенный набор требований к организации финансов может содержать устав предприятия. Внутренними регуляторами могут являться установленные лимиты и нормативы, размеры тех или иных резервов и фондов, требования внутреннего контроля, положения учетной, налоговой и амортизационной политики.


В качестве основных финансовых методов выступают финансовое планирование, финансовый и управленческий учеты, регулирование, анализ и контроль. Создаваемые фонды в процессе финансово-хозяйственной деятельности совершают непрерывный кругооборот и материализуются во всевозможных активах. Тем самым финансовый механизм обеспечивает многофункциональную систему управления финансами.

Финансовые рычаги и стимулы представляют собой достаточно широкий набор инструментов воздействия как на само предприятие, так и на его контрагентов с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов, выполнения требований платежной дисциплины. К ним относятся ставки налогов, пени, неустойки нормы амортизации, ставки процентов по кредитам и депозитам и т.п.

Финансовые показатели, нормативы, лимиты - элементы финансового механизма, позволяющие использовать те или иные методы, а также организовать хозяйственную деятельность на предприятии согласно установленной системе показателей и утвержденной базе.

Помимо перечисленных элементов, составляющих финансовый механизм предприятия, в финансовом менеджменте следует учитывать внешние рыночные регуляторы: курсы валют, уровень цен, различные индексы, отражающие общее состояние рынка и его конъюнктуру в отдельных сегментах, котировки финансовых инструментов на фондовом рынке и т.н. По мере становления рынка в нашей стране роль названных регуляторов будет возрастать, следовательно, будет возрастать их воздействие на финансовый механизм предприятия.

Эффективность финансового механизма обеспечивается только при условии активного использования всех финансовых категорий: выручки, прибыли, кредита, налогов и др.

2.2 Анализ финансового механизма в Российской Федерации

В 2017 году темпы мирового экономического роста превысили ожидания аналитиков. Восстановление началось еще во второй половине 2016 года, а в 2017 году оно ускорилось. В результате после минимальных с кризиса 2009 года темпов роста в 2016 году (3,2%) темп роста мирового ВВП в 2017 году, по оценке МВФ, составил 3,7%. При этом ускорение наблюдалось как в развитых, так и в развивающихся странах.

Сложившиеся внешнеэкономические условия для российской экономики также оказались более благоприятными, чем предполагалось ранее. В частности, по итогам 2017 года цена на нефть марки «Юралс» сложилась на уровне 53,0 долл. США/ барр., что превышает как оценки, заложенные в Федеральном законе от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (40,0 долл. США/барр.), так и в его последующих редакциях (Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» – 45,6 долл. США/барр., в Федеральном законе от 14 ноября 2017 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» – 49,9 долл. США/барр).