Файл: Государственный служащий – универсальный топ-менеджер (Направления совершенствования деятельности госслужащего в соответствии с тенденциями развития современного общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальной проблемой современной науки государственного управления является исследование особенностей социально-правового статуса государственных служащих в Российской Федерации. Обращение к данной проблеме объясняется тем, что кадровое обеспечение государственной службы выступает в роли субъекта и объекта-исполнителя служебных полномочий.

Главная специфика и содержание государственной службы заключается в характере его труда. Именно в целесообразной деятельности государственных служащих раскрываются особенности их личности – интеллект, ценностные установки, характер, поведение и др.

Социально-правовой статус государственного служащего выражается в занимаемой им должностью, должностные инструкции по которой определяют содержание и границы компетенции служащего. Решение основного круга проблем, определяющих социально-правовой статус государственного служащего, требует оптимизации работы государственного аппарата, его переориентации на служение государству и обществу, внедрением института общественного контроля за деятельностью чиновников.

Объектом исследования выступает государственный служащий Российской Федерации и его социально-правовой статус.

Предмет исследования – понятие «государственный служащий», подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих, и правовой статус государственного служащего.

Цель исследования – изучить государственного служащего как универсального топ-менеджера.

Для достижения поставленной цели в работе определенны следующие задачи исследования:

- раскрыть сущность государственной службы;

- обозначить место государственного служащего в системе госслужбы;

- изучить права и обязанности государственных служащих;

- рассмотреть подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих;

- исследовать направления совершенствования деятельности госслужащего в соответствии с тенденциями развития современного общества.

Методы исследования. Для решения задач исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция; теоретический анализ литературы, анализ юридической литературы; сравнительно-правовой метод; структурно-функциональный метод, социологические методы, статистические методы и теоретическое моделирование.


Методологическую базу исследования составляют системный и процессный подходы.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Понятие государственной службы и государственного служащего

1.1 Сущность государственной службы

Основным заданием данного параграфа было уточнение сущности государственной службы. Решение данной теоретической задачи требует обращения к основным понятиям исследования и установления структурно-логических связей между ними. В справочной философской и социологической литературе сущность определяется как относительно устойчивая внутренняя сторона предмета или несколько сторон. Для государственной службы в определенной степени характерны устойчивые тенденции, которые не всегда могут позитивно восприниматься обществом и не лишены недостатков.

На современном этапе проблема определения сущности выбранного для исследований явления определяется его связью с процедурой прохождения гражданами РФ государственной службы. Данный процесс регулируется действующим законодательством – Федеральный закон №58 «О системе государственной службы Российской Федерации»[1] – устанавливающий правовые и организационные основы системы государственной службы РФ.

На современном этапе система государственной службы в РФ можно представить схематично в следующем виде (рис. 1).

Виды систем государственной службы

Государственная гражданская служба

Федеральная государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба субъекта РФ

Военная служба

Правоохранительная служба

Рис. 1. Система государственной службы в Российской Федерации

Согласно предложенной выше схеме, государственная служба построена на следующих принципах:

  1. Принцип соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным уровнем власти и уровнем субъектов РФ и федерализм;
  2. Принцип законности;
  3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе;
  5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, закрепляющий единый подход к организации государственной службы;
  6. Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
  7. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, предполагающий информирование общества о деятельности государственных служащих;
  8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;
  9. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную.

Указанные выше принципы, безусловно, дают определенное представление о сущности государственной службы и в относительной степени обеспечивают ее устойчивость.

Вместе с тем, представление о сущности государственной службы в Российской Федерации будет неполным, если не обратиться к самому понятию. И, прежде всего, в данном вопросе следует обратиться к действующему законодательству[2]. Федеральным законом №58 «Государственная гражданская служба Российской Федерации» определяется как вид государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы, обеспечивающей исполнение полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Следовательно, отличия между государственной гражданской службой РФ и субъекта РФ определяется по критерию интереса либо Российской Федерации или интересов отдельных регионов. Более того, должности федеральной государственной службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной службы субъектов РФ определяются их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами, обеспечивающими исполнение полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.[3]

Федеральный закон № 58«О государственной гражданской службе Российской Федерации»[4] предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы по категориям и группам. Классификация представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Классификация должностей государственной гражданской службы

Классификация должностей государственной гражданской службы

категория

группа

руководители

Высшая, главная и ведущая группы

помощники (советники)

высшая, главная и ведущая группы

специалисты

высшая, главная, ведущая и старшая группы

обеспечивающие специалисты

главная, ведущая, старшая и младшая группы

Данные, представленные в таблице 1, позволяют выработать мнение о том, что в государственной гражданской службе сформировалась следующая система должностей:


1) руководители – это должности руководителей и их заместители в государственных органах и их структурных подразделениях, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений;

2) помощники (советники) – это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок;

3) специалисты – это должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые;

4) обеспечивающие специалисты – это должности, учреждаемые для обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

В свою очередь, система должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)» делятся на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы, а категории «специалисты» – на высшую, главную, ведущую и старшую группы; категория «обеспечивающие специалисты» – на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.[5]

Теорией государственного управления классифицируется государственная службы на целый ряд специфических подвидов, реализация которых обеспечивается конкретными механизмами. Рассмотрим данные виды служб ниже.

Так, например, военная служба представляет собой вид федеральной государственной службы, профессиональная служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских и специальных формированиях и органах, обеспечивающих оборону и безопасность государства. Данной категории служащих присваиваются воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным законом №53 «О воинской обязанности и военной службе»[6]. Прохождение военной службы гражданами РФ отличает своя специфика и механизмы.

Правоохранительная служба – это также один из видов федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, обеспечивающих безопасность, законность и правопорядок, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод гражданина и человека. Работающим в данной сфере гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (например, работа в органах прокуратуры, юстиции и органах внутренних дел).


Таким образом, анализ сущности государственной гражданской службы требует внимательного изучения основополагающих понятий, принципов реализации самой службы. Наиболее полно характеризует понятие «государственная гражданская службы» действующее законодательство. Анализ сущности выбранного для исследования явления требует анализа основных подходов к классификациям видов государственной службы, главное отличие которых кроется в механизмах и схемах реализации данных видов службы.

1.2 Государственный служащий в системе госслужбы: условия для прохождения государственной службы, ограничения для государственных служащих

Наиболее полно характеризует особенности института государственной службы специфика организации кадровой работы в ней и связанные с ней вопросы условия и ограничения для государственных служащих. Решение данной теоретической проблемы требует, прежде всего, обращения к действующему законодательству.

Так, право поступления на государственную службу имеют граждане РФ достигшие возраста совершеннолетия, знающие государственный язык, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих.

Процедура поступления на государственную службу, ее прохождение не допускает установления каких-либо ограничений или преимуществ в зависимости определенных законом признаков. Данное положение закреплено действующим законодательством – Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.[7]

Вместе с тем, действующим законодательством, регулирующим прохождение государственной службы, установлено, что гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение срока, определенного решением суда, вступившим в законную силу;
  3. наличия заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей (покрепленного медицинским заключением);
  4. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  5. близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;[8]
  6. наличия гражданства иностранного государства, кроме исключительных случаев, предусмотренных действующим законодательством;
  7. отказа от представления необходимых дополнительных сведений.