Файл: Государственный служащий – универсальный топ-менеджер (Направления совершенствования деятельности госслужащего в соответствии с тенденциями развития современного общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, действующим законодательством предусмотрена обязанность государственного служащего передавать в доверительное управление на основе государственных гарантий во время прохождения службы имеющейся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций.

Ключевым элементом каждой занимаемой должности являются обязанности. Данный компонент составляет стержень и смысл существования любой в принципе должности. А права по должности лишь создают условия для должного выполнения возложенных на должностное лицо обязанностей.

Обязанности государственных служащих отличает большое многообразие. Поэтому их удобнее классифицировать на обще служебные, профессиональные, должностные и ограничения. Подробнее данная классификация представлена ниже в таблице 2.

Таблица 2

Обязанности государственных служащих

Обязанности государственных служащих

Обще служебные обязанности (связаны с выполнением служебного долга)

  • поддержка конституционного строя и соблюдение Основного закона страны, реализация федерального и регионального законодательства РФ;
  • должное исполнение обязанности;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан;
  • исполнение приказов, распоряжений и указаний, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.
  • своевременное рассмотрение обращения граждан и общественных организаций, а юридических лиц, государственных и местного органов власти и принятие по ним решений;
  • соблюдение установленных в государственном органе правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкции, и др. административных регламентов;
  • поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей;
  • хранение и неразглашение государственной тайны;
  • бережное отношение к государственной собственности и природным ресурсам.

Профессиональные обязанности (связаны с выполнением должностных обязанностей)

  • ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности; критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия;
  • получение информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;
  • посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций;
  • принятие решений и участие в их выработке в соответствии со своими обязанностями;
  • участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности.;
  • продвижение по службе, увеличение денежного содержания, уровня квалификации;
  • ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  • переподготовка и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  • проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • объединение в профессиональные союзы с целью защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Нормативно-правовыми актами предусмотрено, что, если государственный служащий сомневается в правомерности исполнения полученного им распоряжения, то он обязан в письменной форме в короткие сроки сообщить об этом своему руководителю, издавшему распоряжение. Если вышестоящий руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, то служащий обязан его исполнить, его исполнение не противоречит административному или уголовному законодательству. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Действующее законодательство устанавливает, что права государственного служащего условно можно поделить на служебные и личные. Служебные имеют отношение к выполнению должностных обязанностей, в практике их называют компетенциями. Существуют обще служебные, профессиональные, должностные полномочия (компетенции).

Обособление профессиональных прав государственных служащих детерминировано спецификой выполняемой деятельности и обязанностями, возложенными на государственного служащего. К примеру, согласно Федеральному Закона «О полиции»[13], для выполнения служебных обязанностей сотрудник полиции может использовать права полиции, определенные данным Законом. В данном случае права полиции можно квалифицировать как профессиональные.

Широкая дифференциация должностных прав детерминирована разнообразием должностей и обязанностей по ним.

Так, например, личные права позволяют косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего, мотивируя его на получение премий, на продвижение по карьерной лестнице и т.п. Данную группу прав составляют права связаны с карьерой служащего, с реализацией его прав на материальное обеспечение, отдых и на защиту. 

Отдельную категорию составляет подгруппа прав служащего на материальное обеспечение и отдых, на денежное содержание и иные выплаты. В частности, денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, и премий по результатам работы.

Также данную подгруппу составляет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Действующим законодательством для отдельных категорий государственных служащих установлен ежегодный оплачиваемый отпуск высокой продолжительности. Законодательством также предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск для кадров государственной службы. Оба описанные выше виды отпуска могут суммироваться и, если необходимо, предоставляются по частям. При этом продолжительность первой части предоставляемого отпуска не может быть менее четырнадцати календарных дней.


Действующим законодательством определено, что федеральному государственному служащему, кроме ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск при стаже государственной службы:

    • от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
    • от 10 до 15 лет – 10 календарных дней;
    • свыше 15 лет – 15 календарных дней.

Данную подгруппу прав также подгруппу составляет обязательность получения в обязательном порядке согласия государственного служащего на перевод на другую государственную должность, кроме случаев, действующим законодательством.

Список прав государственного служащего будет не полным, если не перечислить следующий набор прав:

  • Право государственного служащего на медицинское обслуживание его и членов семьи, и после выхода его на пенсию;
  • Право государственного служащего на пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей при исполнении им должностных обязанностей;
  • Право государственного служащего на обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • Право государственного служащего на обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

Более того, в зависимости от условий прохождения государственной службы для государственных служащих предусмотрены жилая площадь, служебный транспорт или  денежная компенсация транспортных расходов.

Действующим законодательством предусмотрено компенсацию государственным служащим расходов и возмещений издержек в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Таким образом, были рассмотрены основные обязанности и права государственного служащего. Уточнение их содержание требует обращения к правым источникам. В ходе анализ было выяснено, что круг основных прав и обязанностей государственного служащего определяют его административно-правовой статус. Целый ряд исследователей уточняет основные подходы к классификации прав и обязанностей различных категорий государственных служащих по различным критериальным основаниям. Вместе с тем, следует признать, отсутствие единого подхода к классификации прав и обязанностей государственных служащих в силу дифференцированности и сферы компетенций организаций.


2.2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих

Представление о сущности кадровой работы в государственной службе РФ будет неполным, если не раскрыть вопрос, связанный с процедурами подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Развитие данных кадровых механизмов требует постоянных усовершенствований. Важно отметить, что данные формы работы с кадровым обеспечением государственной службы также регламентированы действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами, устанавливающим перечень основных форм, в которых описанные выше процедуры кадровой работы должны происходить.

Д.М. Овсянко обращает внимание на данную проблему и указывает, что действующим законодательством в качестве подобных форм рассматриваются следующие:

  1. обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе;
  2. базовая первоначальная подготовка лиц, впервые принимаемых на должности, замещаемые сотрудниками правоохранительной службы;
  3. профессиональная подготовка кадров в образовательных учреждениях уровней ВПО и СПО;
  4. послевузовское профессиональное образование;
  5. подготовка в системе дополнительного профессионального образования.[14]

Подготовка граждан к государственной службе требует от них соответствующих профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в соответствии с замещаемыми должностями государственной службы. Подготовка кадрового обеспечения государственной службы требует развития профессионализма преподавателей, работающих в образовательных учреждениях уровней ВПО и СПО. Особенностью государственной службы является ее постоянное и непрерывное осуществление, тщательное планирование, учет целого ряда факторов, образовательной инфраструктуры и больших затрат государственных средств. Поэтому подготовка к государственной службе – комплексное мероприятие.

Ф. Шамхалов подчеркивает, что текущая и перспективная потребность в кадровом обеспечении для государственной службы детерминирована соответствующей структурой государственных органов, степенью и качеством укомплектованности должностей, возможными изменениями в кадровом составе конкретной службы по различным причинам.[15] Более того, изменения их общей численности могут объясняться проводимыми организационными мероприятиями.


Система образовательных учреждений разного уровня , занимающихся профессиональной подготовкой кадров для замещения вакантных должностей гражданской службы, отличается разнонаправленностью. Нет необходимости в данном параграфе приводить весь список государственных образовательных организаций, это общедоступная информация.

Д.М. Овсянко указывает на то, что согласно действующему законодательству, регулирующему вопросы гражданской службы в РФ, процедура заключение договора на обучение между федеральным государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы в течение определенного периода производится на конкурсной основе в порядке, определенным Указом Президента и постановлением Правительства.[16]

Так, например, система военной профессионального образования обеспечивает кадровые потребности Вооруженных Сил и других войск в офицерах с соответствующем уровне подготовки.

Профессиональные кадры для государственной правоохранительной службы готовят учреждения федеральных правоохранительных органов системы ВПО и СПО, имеющие государственную аккредитацию. Типовое положение об образовательной организации федерального правоохранительного органа утверждается Правительством. Порядок организации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной службы определяется руководителем соответствующего правоохранительного органа.

Процедура профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировка государственных служащих осуществляется в государственных органах и иных организациях в соответствии с действующим законодательством. Данные виды дополнительного профессионального образования носят непрерывный характер и осуществляются в течение всего срока прохождения ими государственной службы.

Действующим законодательством, регулирующим вопросы государственной гражданской службы в РФ, установлено важное правило, определяющее, что процедура повышения квалификации кадров государственной службы осуществляется в случае необходимости, но не реже одного раза в три года.[17] Также правилом предусмотрено, что дополнительное профессиональное образование гражданский служащий может получить и за пределами территории РФ.

Процедура прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки должна быть подтверждена соответствующим документом государственного образца. Документальное подтверждение является основанием для включения государственного служащего в кадровый резерв на конкурсной основе. Так, например, порядок реализации кадровой процедуры переподготовки и повышения квалификации военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами.