Файл: Государственный служащий – универсальный топ-менеджер (Направления совершенствования деятельности госслужащего в соответствии с тенденциями развития современного общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процедура поступления граждан на государственную службу реализуется на условиях трудового договора, заключаемого срок или на срок не более пяти лет. Кроме того, данная процедура дополняется оформлением приказа по государственному органу о назначении конкретного гражданина на соответствующую должность на государственную должность государственной службы.

Диагностика уровня профессиональной подготовки и его соответствия занимаемой должности на государственной службы, и присвоение ему квалификационного разряда требует проведения такой кадровой процедуры как аттестация. Порядок и условия проведения данной процедуры определены федеральными и региональными законами.

Действующим законодательством также предусмотрены основания для прекращения государственной службы гражданами:

  • при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию;
  • по основаниям, определенным в Трудовом Кодексе РФ;[9]
  • по инициативе руководителя государственного органа в случаях: 1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; 2) прекращения гражданства РФ; 3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего федеральным законом; 4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; 5) возникновения других обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Действующим законодательством установлено, что процедура продления нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, недопустима. Однако, после достижения данного возраста гражданин он может продолжать работу в государственных органах власти на условиях срочного трудового договора.

В.Т.  Батычко указывает на то, что прекращение государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием «в отставке».[10]

Создание условий для реализации эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений требует от действующего законодательства наложения некоторых запретов для государственных служащих.

Так, действующим законодательством запрещено государственным служащим следующее:


1) заниматься любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного органа РФ, представительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) быть членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено действующим законодательством;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях материально-техническое, финансовое и информационное обеспечения, и прочее государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на иных установленных действующими законами основаниях,

11) принимать участие в забастовках,

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений. Исключение составляют лишь профессиональные союзы.

Определяющие прохождение государственной службы ограничения четко регламентированы и не подлежат многозначной интерпретации, но как показывает практика, это положение часто игнорируется. Несоблюдение указанных ограничений предусматривает действующим законодательством прекращение государственно-служебных отношений.

Таким образом, анализ сущности государственной гражданской службы требует внимательного изучения основополагающих понятий, принципов реализации самой службы. Наиболее полно характеризует понятие «государственная гражданская службы» действующее законодательство. Анализ сущности выбранного для исследования явления требует анализа основных подходов к классификациям видов государственной службы, главное отличие которых кроется в механизмах и схемах реализации данных видов службы.


Рассмотрение и анализ процедур вступления на должности государственной службы, порядок увольнения и основные ограничения и условия прекращения работы в государственной службе, уточнены процедуры реализации. Данная информация составляет ту основу, с учетом которой осуществляется на современном этапе кадровая работа в федеральных и региональных органах власти.

Представление о сущности кадровой работы в государственной службе строится с учетом процедур подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Развитие данных кадровых механизмов требует постоянных усовершенствований. Важно отметить, что данные формы работы с кадровым обеспечением государственной службы также регламентированы действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами, устанавливающим перечень основных форм, в которых описанные выше процедуры кадровой работы должны происходить.

Глава 2. Специфика осуществления деятельности государственного служащего в Российской Федерации

2.1 Основные обязанности и права государственных служащих

Исследование проблем специфики реализации деятельности государственного служащего в Российской Федерации должно строиться с учетом анализа основных обязанностей и прав, на которые претендует государственный служащий. Решение этой непростой задачи требует, прежде всего, обращения к юридической литературе и действующему законодательству.

Основным законом РФ установлено, что правовое положение человека и гражданина в РФ характеризуется наличием свода прав, свобод и обязанностей физических лиц, закрепленных в нормах права и юридических гарантиях. Вышеназванные правовые категории характеризуют и социально-правовой статус государственного служащего, на что указывается в действующем законодательстве.

Законодательство в качестве государственного служащего признает граждан РФ, исполняющих обязанности в данной сфере в соответствии с порядком, и за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или субъекта РФ.


Административно-правовой статус государственного служащего в РФ наделяет данного субъекта общегражданскими правами и обязанностями, определенными основным законом страны и нормативными актами. Вместе с тем, данные характеристики административно-правового статуса государственных служащих подлежат ограничениям в соответствии с законодательством.

Административно-правовой статус государственного служащего определяется в научной и правовой литературе как совокупность прав, обязанностей и ответственности, получаемые гражданином в момент зачисления его на должности в системе государственной службы.

Права и обязанности государственных служащих представляют собой вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в данной сфере. Важно дифференцировать должностные права и обязанности, определяющие сферы компетенции по конкретной должности и набор общих прав и обязанностей, установленных для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими должностей.[11]

А.П. Алехин, А.А. Кармалицкий и Ю.М. Козлов указывают на то, что конкретизация прав и обязанностей государственных служащих для конкретно взятой должности находит отражение в соответствующих нормативно-правовых актах[12]. Не необходимости конкретизировать данные документы, достаточно обратиться за ними в юридические справочно-консультативные, информационные базы РФ.

Такие элементы системы прав и обязанностей как задачи, функции, основные формы и методы деятельности, а также мера ответственности служащего применительно к каждой должности находят отражение в положениях о федеральных государственных органах и их структурных подразделениях, должностных инструкциях, уставах и других нормативных актах.

Авторский коллектив исследователей – А.П. Алехин, А.А. Кармалицкий и Ю.М. Козлов – установили важную закономерность, согласно которой широта диапазона должностных обязанностей и прав определяется рангом занимаемой должности. При этом, по мнению ученых, объем и содержание должностных прав должны быть в строгом соответствии с содержанием должностных обязанностей.

Совокупность общих прав и обязанностей государственных служащих определяются действующим законодательством в области государственной службы. Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», но не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А».


Так, например, к категории «А» относят государственные должности, устанавливаемые Основным законом страны и федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, его уставами в целях исполнения полномочий государственных органов власти.

К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

Категория «В» в своей основе учитывает должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности категорий «Б» и «В» составляют государственные должности, с которыми связана служебная деятельность лиц, замещающих подобные должности. Деятельность должностных лиц, относящихся к категории «А» занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственная служба.

Исключительной спецификой вышеописанных прав и обязанностей признается то обстоятельство, что данные составляющие административно-правового статуса выражают общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, обеспечивающими исполнение ими полномочий по замещаемым должностям.

Совокупный объем специальных прав и обязанностей государственного служащего определяется особенностями правового статуса органа, реализующего деятельность в сфере государственной службы. К примеру, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу об особенностях применения законодательства о налогах и сборах.

Особым правовым статусом наделены служащие военизированных органов исполнительной власти. Компетенцию данной группы служащих военизированных органов составляют вопросы защиты государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности определены законодательством рядом уставов. Выполнение ряда специальных обязанностей наделяет данные структуры правом на применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия.

Ответственность данной группы государственных служащих предусмотрена за нарушение закона и служебной дисциплины, неисполнение или плохое исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от вида совершенного противоправного деяния государственный служащий может быть привлечен различным видам ответственности.