Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА Ι. ПОНЯТИЕ КРАЖИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ
1.2. Причины воровства в подростковом возрасте
1.3. Причину воровства можно рассмотреть как болезнь
1.4 Понятие кражи как формы хищения
1.5 Отграничение кражи от иных форм хищения
ГЛАВА ΙΙ. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАЖИ
2.3 Субъект и субъективная сторона кражи
2.4 Юридическая характеристика квалифицированного состава кражи
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
С самого начала существования вида, человек стремился развивать и менять мир вокруг себе во благо. Благо – в общем понятии, всё что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить лю- дям пользу, доставлять удовольствие. Иными словами это материальное вы- ражение человеческих потребностей и желаний. С древнейших времен чело- веку свойственно такое неотъемлемое качество – как стремление к накопле- нию ресурсов. Среди менее развитых видов у животных также достаточно часто встречается это явление,: например, у общественных насекомых- муравьев это развито наиболее ярко, так как большая часть колонии тратит всю свою жизнь на то чтобы собирать на занимаемой территории пищевые объекты, обрабатывать (умертвлять и разделять) их и приносить в муравей- ник - где они будут храниться и распределяться среди остальных. У человека это свойство сохранилось на уровне инстинктов, но помимо желания соби- рать, добавились и психологические аспекты, которые в результате развития перешли в разряд личных или персональных ресурсов. С развитием лично- сти человек развил в себе тягу не только собирательству, но и к преумноже- нию путем накопления, обмена и обработки ресурсов. Также как и в приро- де, с развитием человека не могло не возникнуть негативных сторон этого понятия, ведь, как и в природе, где один вид отнимает ресурсы у другого, так и внутри популяции, где одна особь тайно или открыто, часто с приме- нением силы отнимает тот или иной объект у своего собрата. Возвращаясь к людям, проблема сохранения материальных ценностей очень актуальна у людей и в цивилизованном обществе регламентируется общепринятыми правилами-законами. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая за- щита. Преступления, совершенные путем хищения чужого имущества, со- ставляют половину, и более, представленных в судебной практике, и несут огромный материальный ущерб, который исчисляется астрономическими цифрами в статистике, и замедляют развитие общества, а с ним экономики
государства. Конституция Российской Федерации закрепляет в числе ос- новных прав граждан право собственности – право каждого иметь в соб- ственности имущество, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод. Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обес- печивающих нормальное функционирование экономики. Для наиболее точ- ного понимания вопроса, очень важно понимать психологию воровства и от- ветить на вопрос: «что побуждает человека совершить кражу?». Таким обра- зом, кража - является самым распространенным преступлением в Россий- ской Федерации и в мире в целом. В данной работе мы рассмотрим самый распространенный вид преступления против собственности – хищение.
Цель исследования: Изучить понятие «кража» и ее виды.
Предмет исследования: Преступления против собственности. Ст. 158 УКРФ. Кража.
Для корректного и подробного изучения понятия «кража», нам предстоит выполнить следующие задачи:
-
-
-
- Понятие кража. Изучить состав преступления, предусмотренного ста- тьей 158 УКРФ: а) Охарактеризовать объект и предмет преступного посяга- тельства при совершении действий, попадающих под квалификацию ст.158 УК РФ. б) Проанализировать объективную сторону кражи. в) Дать анализ субъекта и субъективной стороны кражи.
- Рассмотреть квалифицированные признаки кражи по ч.2 ст.158 УК
-
-
РФ.
-
-
-
- Рассмотреть особо квалифицированные обстоятельства по ч.3 ст.158
-
-
УК РФ
-
-
-
- Рассмотреть уголовную ответственность за совершение кражи по ч.4 ст.158 УК РФ.
- Обозначить отличия понятия Кража от других преступлений против собственности.
- Изучить проблемы уголовной ответственности по статье 158 уголов- ного кодекса Российской Федерации (в том числе квалификация преступлений).
-
-
ГЛАВА Ι. ПОНЯТИЕ КРАЖИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИИ
1.1. Психология воровства
Воровство с точки зрения психологических основ — явление комплекс- ное. Воровали всегда и, наверное, будут воровать еще очень долго, если, ко- нечно, когда-нибудь человечество не проникнет в тайны человеческой пси- хики и не сможет раз и навсегда заблокировать глубинные участки головного мозга, ответственные за инстинктивное поведение. Но это уже больше из об- ласти фантастики, чем из научной сферы. Не поняв психологических меха- низмов воровства, нельзя эффективно бороться с ним.
Воровство, как скрытое присвоение чужого, относится к тем формам со- циального поведения человека, которые являются прорывом инстинктов сквозь заграждения общественных запретов в человеке: права, морали, рели- гии. Это как агрессивность и насилие в разнообразных формах и проявлени- ях, полигамия в сексуальных отношениях, инцест, эгоизм и некоторые дру- гие. Какие же инстинкты являются первоосновой воровства?
- Стремление удовлетворить свои потребности. В основе любой актив- ности человека (в том числе и воровства) лежат неудовлетворенные потреб- ности человека. Материальная нужда (с точки зрения этологии (биологиче- ской науки, изучающей поведение животных в естественных условиях) она может быть обозначена, как комплекс реакций инстинкта самосохранения) — очень сильный, стабильный и болезненный возбудитель человеческой актив- ности. Обычно человек удовлетворяет свои потребности, добывая необходи- мое. Однако в широком контексте труд — это тяжелое, необходимое занятие. Возможно, правы были классики, утверждая, что труд создал человека. Но труд всегда был и во многом остается необходимостью, а не радостью. Это не значит, что человек не получает удовольствия от труда. Деятельность, особенно творческая и высокопрофессиональная, может приносить удовле- творение, может становиться своеобразным наркотиком, без которого чело- век не мыслит жизни. Здесь же мы имеем в виду труд как необходимость, не всегда желаемый процесс. Именно в этом аспекте воровство является прояв-
лением стремления избавиться от этой необходимости и получить необходи- мые ресурсы, пускай чужие, без труда в привычном понимании.
То, что воровство является естественным (с точки зрения психологиче- ских механизмов, а не права или морали!) стремлением в поведении челове- ка, наглядно демонстрирует поведение малолетних детей. Ребенок поступает естественно, в соответствии со своими желаниями, когда забирает чужую иг- рушку и прячет в карман. Для него это спонтанное действие — просто взять и пользоваться, особенно если у него такой игрушки нет. Это потом взрослые ему объяснят, почему так нельзя делать. Вначале ребенок никак не может понять, «почему нельзя».
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, писал: «деление психики на сознательное и бессознательное дает возможность понять важные патологи- ческие процессы в душевной жизни». Несомненно, человек имеет власть над своим побуждением к движению, поведению, однако есть потребности, кото- рые являются основными и которые человек стремится удовлетворить лю- бым способом. Воровство, конечно же, не является потребностью (мы не учитываем сейчас клептоманию — патологическое стремление воровать, присваивать чужие вещи, которые человеку даже не нужны), но оно имеет под собой основу — потребность человека, которая, осознавая, становится мотивом его поведения. В соответствии с феноменом окультуривания чело- веческих инстинктов, обстоятельства, которые сопутствуют этому процессу на протяжении истории развития общества, приводят к образованию воли к произволу или непроизволу. Другими словами, если человек участвует в об- мене меновыми стоимостями (не просто продуктами труда, обмена, а про- дуктами, имеющими для него определенную ценность), у него образуется во- ля в виде произвола, проявляющаяся в криминальном, аморальном поведе- нии, в поведении, не соответствующем этическим, правовым нормам. Повто- римся, это точка зрения З. Фрейда, и, несмотря на такую линейную причин- ность воровства как анти-нормативного поведения, здесь есть рациональное зерно, как бы это парадоксально это не звучало о теории З. Фрейда. И далее,
в зависимости от того, каким является этот эффект окультуривания, человек становится избирательно восприимчив к тем или иным средствам достиже- ния своей цели, возможностям, которые ему открываются. Поэтому корни воровства, как вида произвола, следует искать в самом начале истории разви- тия общества, в механизмах социально-психологических отношений.
Итак, с одной стороны, у нас имеются потребности отдельного человека, его ценностные ориентации, будущие, еще нереализованные, результаты, на достижение которых он ориентируется. С другой стороны, у нас есть ценно- сти окружающего мира, которые диктуют правила поведения, нормы, кото- рыми человек должен руководствоваться, есть потенциальные возможности, предоставляемые окружающим миром, а также есть наличное, имеющееся у человека в данный момент:
человек ← потребностные отношения → окружающий мир (ценности)
В результате категории человека (желаемое) могут соответствовать либо не соответствовать предоставляемым ему категориям (реально возможное). Чем больше рассогласование между необходимым и наличным, чем важнее для человека недостигнутая цель, тем выше напряжение человека и тем сильнее выражена ориентация на достижение необходимого результата. Как следствие, человек будет искать большее количество путей решения пробле- мы, ослабляя какие-то сдерживающие ранее его границы. То есть, потреб- ность — это внутренняя программа жизнедеятельности человека, которая должна быть и будет, приведена в действие. Другими словами, если необхо- димость приобретает доминирующий характер, для человека «все средства хороши».
- Воровство как агрессивное поведение. Второй аспект психологиче- ского генезиса воровства, не менее значимый, чем выше рассмотренный, — это агрессивность человека. Ведь по своей сути воровство — это скрытая, косвенная агрессия. Если ребенок не осознает, что он наносит вред владель- цу, без разрешения взяв (т.е. украв) чужую игрушку, то взрослый, как прави- ло, это прекрасно осознает. Присваивая с помощью насилия, нанося ущерб,
многие люди испытывают удовольствие от воровства, как от победы, успеха как такового. Кроме того, часто целью воровства в организациях и на произ- водстве является нанесение ущерба компании в целом или ее отдельным ру- ководителям.
- Стремление к накопительству. Существует и третий элемент перво- причины воровства. Это стремление к собирательству. В животном мире из- вестно множество примеров такого поведения, когда животные собирают за- пасы, значительно превосходящие их потребности, т.е. запасаются впрок. У людей это часто реализуется по формуле: «хоть у меня уже есть, но вот это же лежит без контроля, поэтому возьму, авось пригодится».
Этим инстинктом можно объяснить те факты воровства, которые совер- шаются далеко не бедными и не голодными людьми. Одно дело — воровство голодного, другое — накопительская страсть человека, «сытого по горло» и
«обеспеченного по гроб жизни».
В этологической литературе можно найти указание на то, что генетиче- ская подкладка накопительской психологии (в том числе и за чужой счет) за- ключена в собирательском инстинкте, унаследованном нами от наших дав- них прародителей. В определенной мере с этим можно согласиться. По край- ней мере, применительно к увлечению многих людей коллекционированием или применительно к склонности некоторых делать по всякому поводу и без повода запасы на черный день. Конечно, воровство и коллекционирование — не тождественные понятия. Второе — это цивилизованная форма накопи- тельства. Но связь между этими явлениями с точки зрения эволюции поведе- ния безусловна.
Однако все же одними неудовлетворенными потребностями или собира- тельским инстинктом нельзя объяснить, скажем, то, почему стремление сво- ровать так часто пересиливает соображения безопасности даже у весьма ум- ных и дальновидных людей. Они идут на риск, самоутверждаясь.
- Стремление к самоутверждению. Иногда воровство позволяет челове- ку удовлетворить свое честолюбие, свои амбиции. Честолюбиво-
престижный, а не всегда потребительский характер переживаний, связанных с обладанием ворованной ценностью, обычно фиксируется у воров, работа- ющих «по-крупному». Успешное воровство рассматривается, как удачное приобретение, успешная операция. Человек может самоутверждаться не тру- дом или своими способностями, а через присвоение чужого.
- Кроме психологической характеристики, воровство необходимо рассматривать и как явление в системе социальных отношений. (27)
1.2. Причины воровства в подростковом возрасте
Чаще встречается н авязчивое воровство не пс ихического, а не вротического характера. Эт им синдромом стр адают некоторые оче нь со- стоятельные лю ди, представители с амых высших с лоев общества. Поро й крадет к акую-то вещицу в м агазине человек, котор ый при жел ании мог б ы сию же м инуту купить вес ь этот маг азин целиком. Потреб ность украсть в д анном случае с вязана с посто янно высоким уро внем тревоги и неу довлетворё нности. В моме нт кражи че ловек испытывает остр ые ощуще- ния, бур ю эмоций, котор ые затем в ызывают чувства э йфории и р асслаблени я. Это вид пс ихологической зависимости, с ходный с з ависимость ю от ни- кот ина. Человеку, стр адающему такой з ависимость ю, необходима по мощь психолога, котор ый будет р аботать не с воро вством как т аковым, а с то й тре- вогой, котор ая гложет челове ка, заставляя е го совершать кр ажу. Воровство это го типа мо жет встречаться у дете й, переживших пс ихологичес кую травму, неу веренных в с воем нынешнем по ложении, испытывающих стр ах перед бу дущим, имеющих низкую с амооценку и не по лучающих достаточной э моционально й поддержки.
Взрослым необ ходимо удовлетворять э моциональн ые, интеллектуаль- ные и ду ховные потребности. А дет ям необходимы игрушки, к нижки, краски и м ного чего е ще. Например, се кции, кружки, уро ки творчества. З а все это н адо платить де ньги.