Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ(Сущность и методы управления финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что эффективная система управления финансовыми ресурсами обеспечивает финансовую устойчивость предприятия и способствует повышению эффективности его функционирования.

Управление финансами стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта социально-рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно - коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчетах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов.

Такие факторы как, слабо предсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций будут лежать в основе возрастающей роли специфических финансовых вопросов управления.

Актуальность изучения управления финансовыми ресурсами возрастает так же, во время финансового кризиса.

Для менеджмента многих российских компаний в период нестабильной финансовой ситуации вопрос повышения эффективности работы, связанной с управлением финансами, стоит особенно остро. Особое значение приобретает контроль движения финансовых потоков на предприятии. Предприятиям важно понимать, где можно изыскать дефицитный финансовый ресурс для поддержки бизнеса, как оптимизировать финансовые потоки, тем самым уменьшить риски снижения ликвидности и исключить вероятность кассовых разрывов.

Объективной необходимостью является построение систематической работы по анализу и перераспределению финансовых ресурсов, по выбору варианта наиболее выгодного распоряжения финансами. Бессистемное финансирование, не связанное со стратегией развития компании, ведет к неэффективному вложению средств и снижению темпов роста.

Цель данной работы – изучение теоретических основ управления финансами и путей их совершенствования.

Для достижения цели были выполнены следующие задачи:

- изучена сущность и методы управления финансами;

- изучена система государственных органов управления финансами и их функции;

- изучено управление финансами в ведущих зарубежных странах;

- рассмотрен вопрос применения зарубежного опыта управления финансами в российской практике.


Предметом исследования – система управления финансами в Российской Федерации.

Характеристика источников. Основным законом, закладывающим основы управления финансами в России является Конституция РФ. Нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения содержатся в статье 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы Российской Федерации; в статье 35 – право частной собственности; статьи 71-73 определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений.

В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе.

Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Так же в курсовой работе использованы разработки российский учённых экономистов, как Герасименко А., Губина О., Ковалёва В., и многих других.

1. Теоретические основы управления финансами

1.1. Сущность и методы управления финансами

В управлении финансами, как и в каждой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством [5].

Субъектами управления являются организационные структуры, осуществляющие управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов:


1. Финансы предприятий (учреждений, организаций);

2. Страховые отношения;

3. Государственные финансы.

Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий (учреждений, организаций), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, является финансовым аппаратом (приложение. Рис. 1., 2.) [5].

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления.

В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль. Планирование занимает одно из важных мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления их более эффективного использования [5].

Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности [2].

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления, таким образом, заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности и решения возникающих задач [5].

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования. Различают стратегическое (общее) управление финансами и оперативное. Стратегическое (общее) управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, администрацией Президента, Министерством финансов, Министерством экономического развития и торговли и др. [2].


Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской Федерации и местных органов власти, руководителей внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций. При выработке управленческих решений финансового характера как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико- математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах [2].

Приоритетными задачами экономической политики, направленными на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий для развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; дальнейшее снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем [2].

Для реализации указанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и внесению изменений и дополнений в действующие в целях создания благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения инвестиционной активности, выравнивания налогового бремени; по совершенствованию платежной системы, введению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов Российской Федерации — на кассовое обслуживание через органы Федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора [2].


1.2. Система государственных органов управления финансами и их функции

Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, Аппарат Президента РФ и Правительство РФ [1].

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов. Управление финансами на предприятиях (организациях) осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов и его органы на местах.

Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга [1].

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно - правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы [1].

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово- бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу [2].