Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Анализ современного этапа развития налогового учета в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признание доходов методом начисления, а также упразднение нормирования расходов в бухгалтерском учете. Вариантность методов признания доходов в налоговом учете. Нормирование расходов в налоговом учете.

II этап. Выделение системы налогового учета в связи с введением главы 25 Налогового кодекса РФ.

III период (2002 – 2004 гг.) Законодательно закреплена обязательность ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций. Обособление системы налогового учета от бухгалтерского учета. Усложнение законодательно-нормативной базы бухгалтерского и налогового учета стало причиной отдаления двух информационных систем. Возникновение учетной категории отложенных налоговых обязательств и активов, что позволило устанавливать взаимосвязь между бухгалтерским и налоговым учетом.

IV период (2005 – 2008 гг.) Сближение правил ведения бухгалтерского и налогового учета путем внесения поправок в нормативно-правовые акты.

V период (2009 – 2014 гг.) Антикризисные поправки в Налоговый кодекс РФ способствовали отдалению правил бухгалтерского и налогового учета расходов экономических субъектов.

VI период (2014 – 2019 гг.) Адаптация Налогового законодательства к современным экономическим условиям, которые связанны с санкциями введенными против России, а так же с контрсанкциями России.

Подводя итоги, следует отметить, что налоговый учет в России, неразрывно связан с налоговой и финансовой системой России и преобразуется в соответствии с действующими реалиями экономики.

Глава 2. Анализ развития налогового учета в России

2.1 Анализ современного этапа развития налогового учета в России

В 2018 году в России приняли несколько федеральных законов, согласно которым в НК РФ внесены изменения. Новшества в области фискальной политики государства вступили в силу с 1 января 2019 года.

С 2019года, увеличена ставка НДС.

Основная ставка НДС равна 20%

Для отгрузок, которые придутся на январь 2019 года или позже, применяются следующие новые ставки (ст.1 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ):


- 20% – основная ставка (вместо 18%);

- 20/120 – расчётная ставка (вместо 18/118);

- 16,67 – расчётная ставка (вместо 15,25).

По другим налоговым ставкам изменений нет.

Если договор предусматривал предоплату в 2018 году, а отгрузку в 2019 году, то НДС с предоплаты надо считать по расчётной ставке 18/118, а с отгрузки – 20%.

Кто из сторон договора заплатит за повышение ставки, зависит от того, как установлена цена:

«цена, кроме того НДС» – дополнительные затраты у покупателя. Если он имеет право на вычет, то сможет компенсировать доплату;

«цена, в том числе НДС» или просто «цена» – повышение ставки оплатит продавец, если он не смог договориться с покупателем об увеличении цены.

В госконтрактах за повышение ставки заплатит продавец, потому что по Закону № 44-ФЗ изменить цену нельзя. А вот Закон № 223-ФЗ, по мнению Минфина РФ, не запрещает изменять цену договора. Пересмотреть стоимость товаров, работ, услуг из-за повышения НДС можно, если это не запрещено положением о закупке.[25]

Если налоговую разницу в 2% оплатит продавец, то включить эту сумму в расходы по налогу на прибыль нельзя.

Если продавец смог договорится с покупателем о доплате сверх установленной цены и налоговая доплата 2% будет получена им в 2019 году отдельно от аванса, то ФНС советует продавцу выставить корректировочный счёт-фактуру. В декларации по НДС разницу между суммами налога продавец отразит в графе 5 строки 070 раздела 3 декларации и необходимо учесть при расчёте общей суммы налога. В графе 3 укажет «0».[26]

При закупке товаров (работ, услуг) за счёт средств, выделенных из бюджета, НДС восстанавливать не нужно

С 2019 года входной НДС по приобретённым за счёт субсидий и бюджетных инвестиций товарам, работам и услугам, а также имущественным правам можно принять к вычету, если деньги выделены без учёта НДС. Об этом должно быть указано в документах о предоставлении субсидии или бюджетных инвестиций (п. 2.1 ст.170 НК РФ).

Если товары, работы, услуги, а также имущественные права приобретены частично за счёт субсидий или бюджетных инвестиций, то для вычета необходимо рассчитать соответствующую долю (п. 4 ст. 2 ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

Суммы налога, не подлежащие вычету в соответствии с настоящим пунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьёй 264 НК РФ.


Новшества касаются субсидий и бюджетных инвестиций, полученных начиная с 2019 года.[27]

Заявительный порядок возмещения НДС могут применять большее число компаний

По новым правилам (п. 10 ст. 2 ФЗ от 03.08.2018 № 302-ФЗ), чтобы получать возмещение по НДС в ускоренном порядке, сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ перечисленных за три прошлых года должна составлять не 7 млрд (как раньше), а не менее 2 млрд руб. Чиновники смягчили и требования к поручителям: минимальный размер уплаченных налогов сократили с 7 млрд до 2 млрд руб., обязательства по поручительствам могут составлять не 20%, а 50% от стоимости чистых активов.

Подпункт 1 пункта 2 статьи 176.1 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 302-ФЗ) применяется в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), совершённых начиная с 01.10.2018, поэтому уже начиная с 4 квартала 2018 года большее число организаций может рассчитывать на заявительный порядок возмещения НДС.

В соответствии с Налоговом кодексом РФ под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

В 2018 году реализация макулатуры не облагалась НДС.[28] Но действие льготы закончилось.[29] С 2019 года реализация макулатуры будет облагаться НДС по ставке 20%.

Однако теперь налог придётся исчислять не продавцам, а покупателям макулатуры. Они станут налоговыми агентами. На них распространят правила, которые действуют при реализации сырых шкур, металлолома и алюминия вторичного и его сплавов.[30]

От льготы по НДС по услугам гарантийного ремонта можно отказаться

До 31 декабря 2018 года включительно с услуг по гарантийному ремонту не нужно было платить НДС, если одновременно соблюдались определённые условия (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. п. 1, 2, 6, 7 ст. 5, п. п. 1–3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). С 1 января 2019 года применять или не применять льготу по НДС по услугам гарантийного ремонта станет правом, а не обязанностью налогоплательщика. Законодатели указанную льготу перенесли в пункт 3 статьи 149 НК РФ (п. 3 ст. 9 ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

Отказ от льготы позволит налогоплательщику применять вычет по НДС в общем порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Чтобы отказаться от льготы с первого квартала 2019 года, нужно подать заявление в ФНС не позднее 9 января (п. 5 ст. 149 НК РФ). Заявление об отказе от освобождения по НДС составляется в произвольной форме. Утверждённой формы нет, но из заявления должно быть понятно, по каким операциям налогоплательщик отказывается от освобождения и на какой срок. Срок действия отказа от освобождения не может быть менее одного года (п. 5 ст. 149 НК РФ).


Налоговики в своём письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ рекомендовали продавцам, начиная с 1 января 2019 года, при возврате товара оформлять корректировочные счета-фактуры независимо от того:

  • принял ли покупатель товары на учёт;
  • когда была отгрузка: до нового года или после;
  • возвращается вся партия товара или её часть.

В корректировочный счёт-фактуру вносится та же ставка, что была указана в первоначальном документе. Один экземпляр корректировочного счёта-фактуры передаётся покупателю, если он плательщик НДС.

В случае если покупатель принял к вычету предъявленные ему суммы налога по принятым им на учёт товарам, то восстановление сумм НДС согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса производится покупателем на основании корректировочного счёта-фактуры, полученного от продавца.

Если иностранная организация реализует электронные услуги в России, то с 2019 года она должна будет сама платить НДС (п. 3 ст. 174.2 НК РФ в ред. ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Российские организации и ИП, которые покупают услуги, перестанут быть налоговыми агентами. Чтобы получить вычет, им понадобится договор или расчётный документ с указанием суммы НДС, ИНН и КПП продавца, а также документы на перечисление оплаты. При этом сведения

Применение ЕСХН больше не освобождает этих спецрежимников от уплаты НДС (п. 12 ст. 9 ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Данные налогоплательщики в 2019 году могут получать вычеты, а вот учесть входной НДС в составе расходов нет.

На 2019 год данные спецрежимники могут получить освобождение от НДС в следующих случаях (п. 1 ст. 2 ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ):

начало применения ЕСХН приходится на 2019 год;

ЕСХН применялся и раньше, за 2018 год выручка не превысила 100 млн руб.

Если налогоплательщик хочет применять освобождение от уплаты НДС с начала 2019 года, ему нужно подать уведомление в инспекцию по месту учёта не позднее 21 января (с учётом переноса) (ст. 145 НК РФ в ред. ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Если среди ваших контрагентов есть плательщики ЕСХН, уточните, планируют ли они работать с НДС. Если нет, то запросите у них документы о праве на освобождение.

ФНС России обновила xsd-схему ответа на требование о представлении пояснений к налоговой декларации по НДС.[31] В частности, добавлен перечень новых кодов видов операций – 33–44 в связи с вступлением в силу с 01.01.2018 федеральных законов от 27.11.2017 № 335-ФЗ, № 341-ФЗ и № 350-ФЗ.

Кроме того, изменён формат требований о представлении пояснении.[32] В новом требовании налогоплательщику могут прийти новые коды ошибок:


- код «5» – в декларации нет даты счёта-фактуры или указана дата после отчётного периода;

- код «6» – в разделе 8 или приложении к нему заявлен вычет за пределами трёх лет;

- код «7» – в разделе 8 или приложении к нему заявлен вычет по счёту-фактуре, который был составлен до даты госрегистрации;

- код «8» – неверный код вида операции;

- код «9» – ошибка при аннулировании записей в разделе 9 или приложении к нему.

Обновлённые формат и xsd-схемы необходимо применять уже с 25 января 2019 года.

С 1 января 2019 года в расходах на оплату труда можно учитывать отпускные затраты (п. 24.2 НК РФ, введённый ФЗ от 23.04.2018 № 113-ФЗ):

  • на проезд;
  • проживание и питание, если оно включено в стоимость;
  • санаторно-курортное обслуживание;
  • экскурсии.

Согласно разъяснениям Минфина России, для учёта затрат нужен договор между работодателем и туроператором или турагентом. Если организация заключит договор напрямую с исполнителем услуг, например с отелем, учесть расходы будет нельзя.[33]

Путевку можно приобрести для работников, их супругов, родителей, а также детей или подопечных в возрасте до 18 лет (если они учатся на очной форме – до 24 лет).

Затраты нормируются: не более 50 000 рублей в год на каждого отдыхающего. При этом общая сумма затрат организации на путёвки, ДМС и оплату медуслуг работникам не должна превысить 6% от суммы расходов на оплату труда.

Раньше регионы по своему желанию могли снижать ставки ниже 17%. С 2019 года введено ограничение: принимать законы о новом снижении ставки регионы вправе, только если об этом указано в главе 25 НК РФ (например, для резидентов ОЭЗ, для участников региональных инвестиционных проектов) (п. 15 ст. 2, ч. 2 ст. 4 ФЗ от 03.08.2018 № 302-ФЗ; п. 21 ст. 2, ч. 3 ст. 9 ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

Пониженные ставки, которые были введены до 3 сентября 2018 года, будут действовать максимум до конца 2022 года. Но у региона есть право передумать и поднять их раньше. Если срок действия льготы закончится, например, 31 декабря 2019 года, то регион вправе своим решением продлить её ещё на три года. Поэтому необходимо следить за изменениями в региональных законах.

Если льгот нет, то в федеральный бюджет необходимо перечислить сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ – по ставке 17%. Это распределение, временно введённое с 2017 года, законодатели продлили до 2024 года включительно (п.15 ст. 1, ч. 4 ст. 2 ФЗ от 03.08.2018 № 301-ФЗ).

Раньше этот вопрос был спорным. Сначала ФНС разъясняла, что установленное статьёй 43 НК РФ определение дивидендов не позволяет в целях налогообложения рассматривать получаемое участниками ликвидируемого общества имущество (в т. ч. деньги) дивидендами.[34]