Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Основным механизмом нынешней рыночной системы является конкуренция. Конкуренция в переводе с латинского языка – это «сталкиваться», т.е. означает борьбу между товаропроизводителями за выгодные условия производства и торговли продукции. Сражение идет за место на рынке и за сохранение собственных клиентов.

Конкуренция исполняет роль регулятора темпов и объемов производства, подталкивая при этом производителя вводить научно-технические достижения, повысить организацию работы, технологию и производительность труда.

Конкуренция является фактором упорядочения цен, внедрением в производство нововведений, т.е. новых идей. Она также способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий.

Как и в любой борьбе, в конкуренции выделяются методы, не нарушающие установленных норм и основ конкуренции, и методы, которые осуждаются и вступают в противоречие с законами государства. Таким образом, экономисты стали выделять добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Недобросовестная конкуренция от добросовестной отличается тем, что она ухудшает экономический рост.

Целью написания моей курсовой работы является:

  1. Рассмотреть общие признаки и виды недобросовестной и добросовестной конкуренции.
  2. Изучить методы борьбы с недобросовестной конкуренцией, нормативно-правовые акты государственной власти, также государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией.

Глава 1. Подходы к определению добросовестной конкуренции

Для понятия добросовестной конкуренции не существует определения ни в юридических, ни в экономических источниках. Из-за этого под добросовестной понимается такой смысл, который не будет и не содержит свойств недобросовестной и совпадает определению конкуренции, данному в п. 7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон о конкуренции). В понимании добросовестная конкуренция – это отношения соперничества, при которых каждый участник допускаемыми законом средствами ограничивает других в возможности единолично влиять на рынок.

Повышение качества и характеристик реализуемого продукта, создание групп товаров и услуг, а также маркетинговые стратегии и услуги используются при добросовестной конкуренции компании. Самым известным методом добросовестной конкуренции считается «война цен» - манипулирование уровнями цен для привлечения потребителей, нейтрализации влияния конкурентов и удержания доли рынка. Распродажи, акции и снижение цен компании используют для этого. «Война цен» - это «уничтожение» слабых конкурентов и также подходит для отвоевания доли освоенного рынка.


Самым эффективным методом для конкурентной борьбы является, улучшение качества реализуемого товара. Долгосрочный эффект в борьбе с конкурентами, привлечение покупателей – это качественная продукция. Также можно рассматривать и различные маркетинговые исследования, которые при запросе потребителей к качеству и характеристикам продукта помогут при разработке товара. С их помощью может быть и прогнозирование ситуации на рынке.

1.1 Добросовестная конкуренция как экономическая конкуренция

Экономисты и юристы владеют понятием «добросовестная конкуренция».  При этом нужно понимать, что понимание этого явления у тех и других существенно различается.

Экономисты используют понятие добросовестной конкуренции для рассмотрения условий экономических теорий, описывающих различные аспекты рыночных отношений. Условие конкурентной экономической модели – это определенность, а при недобросовестной конкуренции бывает неопределенность того, что информация о товарах значительно искажается. 

Недобросовестная конкуренция ухудшает мотивацию и мешает адекватному выбору альтернативных экономических вариантов как со стороны конкурентов, также и со стороны потребителей, а принцип Парето наоборот дает нам эффективное значение мотивации при выборе различных задач.

Только в условиях добросовестной конкуренции «параллельные усилия должны способствовать росту достижений каждого индивида, а на финише решающее слово должно остаться за потребителем» считается ордолиберальной экономической теории. В добросовестной конкуренции идет отбор хозяйствующих субъектов и приемов предпринимательства. Отсюда и понятно, что недобросовестная конкуренция препятствует конкуренции для результатов и позволяет хозяйствующим субъектам, добиваться своей экономической эффективности нечестными методами.

Транспарентность в экономической науке считается условием возникновения и существования рыночных цен. При недобросовестной конкуренции происходит уменьшение транспарентности. Однородностью продукта является предрасположенность рынка к эффективному фиксированию. Непосредственно, чем однороднее продукт, тем труднее вводится потребитель в заблуждение по поводу качества продукта, а недобросовестная конкуренция не подходит для такой однородности.


Экономическая теория выявленных предпочтений исходит из наличия у потребителя стабильного набора таких предпочтений. При этом за основу бе­рется среднестатистический потребитель, выбор которого учитывает функцио­нальные свойства товаров. В действительности теории потребительских характеристик товара считается, что существуют свойства. Такие данные значительно может изменить недобросовестная конкуренция.

Теория фирмы говорит о наличие добросовестной конкуренции. Согласно ее положению фирма способствует снижению трансакционных издержек и увеличению прибыли в рамках совершенного конкурентного окружения.

Кривая рыночного спроса в экономической теории показывает изменение общего объема спроса на товар по мере изменения его цены. Искажения информа­ции о товаре в этом случае не учитываются, но все-таки искажения встречаются часто.

Добросовестную конкуренцию экономисты рассматривают следующим образом:

1) определенные идеальные условия, способствующие достижению экономической эффективности;

2) имплицитную предпосылку различных экономических теорий.

В реальной рыночной действительности главными являются обстоятельства, которые не соответствуют идеалам, то на прогностической функции теория неоднократно снижается или же полностью утрачивается. Поэтому правовая защита добросовестной конкуренции в большей степени усиливает свои возможности по прогнозированию экономической ситуации на рынке с помощью соответствующих экономических теорий. В связи с тем можно утверждать, что юристы работают над обеспечением существования реальных предпосылок экономических теорий.

1.2 Добросовестная конкуренция как правовая категория

Добросовестную конкуренцию условием обеспечения экономической эффективности считают экономисты. Таким образом, к недобросовестной конкуренции экономисты относят все то, что не позволяет хозяйствующим субъектам достичь экономической эффективности. Для юристов критерием этих понятий является позитивное законодательство, либо выводы судебной практики.

В юридическом понятии «добросовестная конкуренция» прослеживает связь нравственно-этических и правовых критериев. Сегодняшнее законодательство о предпринимательской деятельности содержит целый ряд правовых норм, упоминающих категории этики. Во-первых, речь идет о пункте 3 ст. 10 ГК РФ. Наибольший интерес с позиции обсуждаемых нами проб­лем представляют правовые нормы, упоминающие о морально-нравст­вен­ных категориях в качестве критериев для оценки поведения предпринимателей.


Такая ситуация проявляется к запрету недобросовестной конкуренции. Такой запрет содержится в ст. 10-бис Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., запрещающей лю­бые формы конкурентного поведения, противоречащего «честным обычаям в промышленных и торговых делах». Подобное положение содержится и в пункте 9 ст. 4 и ст. 14 российского Закона о защите конкуренции 2006 г. (ранее это была ст. 10 Закона РФ 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). В соответствии с этими нормами недобросовестной считается не только конкуренция, но и конкуренция, которая не соответствует обычаям делового оборота и требованиям добропорядочности и конечно же справедливости.

Теперь рассмотрим право против недобросовестной конкуренции как разновидность деликтного права, то решение проблемы разграничения добросовестной и недобросовестной конкуренции очевидно. Для этого стоит понимать добросовестность, который существует в гражданском праве со времен юстиниановского Corpus juris civilis (нравственный принцип «доброй совести»-«bona fides») и воспринятым современными правопорядками. 

Судебная практика начала свой путь как раз по этому пути, в XIX в., на становления права против недобросовестной конкуренции. В французской судебной практике хотели привязать критерий добросовестности к общегражданскому пониманию этой категории, вытекающему из Французского гражданского кодекса 1804 г. Эти попытки были логичными на фоне отсутствия специального за­конодательства против недобросовестной конкуренции и в связи с привязкой средств борьбы против этого явления к ст. 1382 и 1383 ГК Франции. А в немецком гражданском законодательстве никогда не были сформулированные нормы в сфере деликтного права (подобных ст. 1382 и 1383 ГК Франции). Но все же Германия использовала этот аналогический подход. На ранних этапах становления немецкого права против недобросовестной конкуренции наблюдалось стремление для пресечения актов недобросовестной конкуренции воспользоваться положениями Германского гражданского уложения (ГГУ).

Непременно, в самом начале развития норм права против недобросовестной конкуренции было важно, чтобы применяемые масштабы были тесно связаны с традиционными гражданско-правовыми категориями. Поэтому, в немецком за­коне против недобросовестной конкуренции от 7 июня 1909 г. (в настоящее время утратил силу), принятом уже после введения в действие ГГУ 1900 г., критерием недобросовестности стали добрые общепринятые правила морали.


Но все-таки впоследствии и французские, и немецкие суды отказались от одностороннего подхода, признав необходимым выработку особого критерия добросовестности, адекватного целям и задачам права против недобросовестной конкуренции. 

Каковы же особенности критерия и проблемы, связанные с ним? Юристы сосредоточились не столько на стандартах добросовестности конкуренции, но и на критериях недобросовестной конкуренции в силу для специфики юридической материи и необходимости привязки правовых последствий к определенным условиям их применения. При этом подразумевается, что те, кто не попал под эти критерии, считаются добросовестной конкуренцией. 

Категория недобросовестности конкуренции считается синтетическим понятием, а не аналитичесим. Критериями, которыми должен руководствоваться правоприменитель для разрешения конкретного случая не позволяет дать точные оценки. В европейском конкурентном праве, такое неопределенное понятие используется уже много лет. Впервые оно было использовано на вооружение французским правом против недобросовестной конкуренции (начало XIX в.), затем в конце XIX в. его использовал и немецкий законодатель. Оно и в нынешнее время стоит на первом месте для современного европейского конкурентного права. В первом российском антимонопольном законе 1991 г. его же взял на вооружение и наш российский законодатель. 

Почему это понятие с такой стойкостью применяется законодателем, судами? Так как, понятие недобросовестности имеет важное свойство. Благодаря своей гибкости оно:

1) способствует эффективной адаптации и к различным и быстро меняющимся явлениям экономической жизни;

2) позволяет к одинаковым положениям применять одинаковый масштаб и одинаковые правовые последствия.

В европейской юридической литературе отмечается, что этот путь ведет к большей справедливости, чем установление специальных составов. В этом случае недостаточность таких составов более опасна, чем неопределенные правовые понятия.

Глава 2. Понятие недобросовестной конкуренции

Спутник свободной конкуренции, которая, выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг – это недобросовестная конкуренция.

Присутствие свободной конкуренции на рынке, присуще для развитых систем экономических отношений, считает равенство условий хозяйствования для участников этих отношений, которое без воздействия необходимого государственного не может быть достигнуто. Одним из таких форм воздействия считается конструируемый институт недобросовестной конкуренции, который позволяет защитить участников гражданского оборота и потребителей товаров и услуг от действий хозяйствующих субъектов, которые отправлены для того, чтобы получить последние определенные преимущества.