Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

L=(P-MC)/P,

где Р - монопольная цена, МС - предельные издержки.

Непременно, значение коэффициента Лернера находится между 0 и 1. Чем больше этот коэффициент, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L = 0), что означает отсутствие монополии и свободной конкуренции.

К концу 60-х гг. XX в. в мировой практике сложилась система показателей концентрации рыночной власти. Сегодня в наше время оценке уровня монополизации широко использует коэффициент концентрации - CR (Concentration Ratios). CR (Concentration Ratios) - доля фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он указывает на процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определения числа фирм, и характеризует не всю совокупность предприятий, а лишь крупнейшие, которые оказывают действие на рынок и регулируют его для своих же целей. В США и во Франции такая доля рассчитывается по данным о 4, 8,20,50 и 100 крупнейших компаниях, а в Германии и Канаде - о 3, 6, 10 предприятиях в отрасли или на рынке. В Англии рассчитывают долю 3 крупнейших фирм в отрасли. Это, однако, не исключает наличие в отрасли и 6 фирм, владеющих всем производством. Такую отрасль обычно относят к олигополистической , хотя имеют и двух крупнейших продавцов, каждый из которых владеет достаточно большой долей рынка. Хотя показатели CR дают представление о степени монополизации различных отраслей, они все же не лишены некоторых недостатков. В случаях, с их помощью степень концентрации определяется без учета различий между отраслями, в которых одна фирма доминирует на рынке, и которыми, где четыре или несколько крупных фирм делят его.

На сегодняшний день широко используется индекс Харфиндела--Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:
,

где X - доля i-й фирмы на рынке (в %); i = 1,2,3,...; п - общее число фирм на рынке.

Индекс – это сумма квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке. Величина индекса зависит от числа предприятий и объем изучаемого признака. Чтобы определить этот показатель следует определить долю каждого предприятия в суммарном объеме изучаемого признака, которая после возводится в квадрат, а потом полученные результаты суммируются. Согласно данным табл. 1.1, безопасным с точки зрения монополизации рынок (ИХХ<1000) предполагает наличие 10 и более конкурентных фирм.

Табл.1 Соотношение ИХХ и долей фиксированного числа фирм

ИХХ

Максимальное число фирм на рынке

Максимально возможная доля (%)крупнейших производителей при неограниченном числе фирм

одного

двух

трех

четырех

500

20

22

31

39

44

1000

10

31

44

54

63

1800

6

42

60

72

85

3000

4

54

75

95

100

5000

2

70

100

100

100


По степени монополизации выделяют три состояния рынка:

  1. Немонополизированный рынок - обладает большим числом продавцов в отрасли, каждый из которых имеет небольшую долю, в объеме продаж определенного вида продукции;
  2. Абсолютно монополизированный рынок, где один производитель сосредоточивает 100% реализуемой продукции;
  3. Рынок с олигополистической структурой имеет нескольких крупных монополистических предприятий в своей отрасли. На современном этапе этого рынка считают господствующим. На его долю уходит большая часть реализуемой продукции. Доля фирмы на рынке определяется величиной ежегодных поставок (в %). Чем она выше, тем больше потенциальные возможности фирмы для обладания монопольной властью. Чем меньше число продавцов, тем больше монопольная власть у каждого производителя-конкурента.

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели: добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренция – это конкуренция, где соблюдаются и правовые и этические нормы в отношениях с партнерами по бизнесу.

Целью добросовестной конкуренции является повышение качества продукции, снижение цен, создание новых товаров и услуг для дальнейшего достижения.

Главными чертами добросовестной конкуренции являются:

  1. снижение затрат;
  2. ограничение возможности возникновения монополий;
  3. создание возможности выбора для потребителя;
  4. формирование условий для гибкого реагирования экономики на изменение обстановки;
  5. улучшение качества продукции.

Недобросовестная конкуренция – это конкуренция, которая грубо нарушает общепринятые нормы и правила конкуренции.

Целью недобросовестной конкуренции является приостановление конкурента и получение преимущества запрещенными способами.

Главными чертами недобросовестной конкуренции являются:

  1. стремление достичь успеха в соперничестве путем незаконного применения;
  2. стремление достичь успеха в соперничестве за счет работы конкурентов.

Итак, конкуренты сопротивляются друг другу, воздействуют друг другу, также бездействуют, а потом пользуются «плодами» соперничества, попадаясь в различных ситуациях. Из выше указанного мы видим, что все это надо изучить подробным образом. К современной конкуренции надо относиться осторожно, как к явлению, которое существует объективно и конечно же от участников рынка требует, победы в конкурентной борьбе.


Конкуренция на рынке не должна пониматься как ситуация на рынке, не как отдельная структура рынка, а как процесс осуществления конкурентных действий против рыночного окружения.

Список использованной литературы

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996№ 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) п.1 ст.1065
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
  4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015)"О защите конкуренции"
  5.  Кудинов, О.А. Предпринимательское (хозяйственное) право / О.А. Кудинов. - М.: Дашков и К°, 2016. - 961 c.
  6. Лаптев, В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики / В.В. Лаптев. - М.: Инфотропик Медиа, 2017. - 485 c.
  7. Ачаповская, М.З. Экономическая теория / М.З. Ачаповская. - Минск: ФУАинформ, 2014. - 431 с.
  8. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2013. - 448 c.
  9. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: Инфра-М, Новое знание, 2013. - 192 c.
  10.  Иванова, Е. В. Предпринимательское право / Е.В. Иванова. - М.: Юрайт, 2014. - 272 c.