Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий ( Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основой для проведения проверочных OPM являются не фактические данные, которые требующих необходимой проверки, предположения о совершении деяния, совпадающими с признаками того или иного преступления, или о событиях или действиях, представляющие высокую угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, а обязательность подтверждения надежности лиц подвергшихся проверке, соразмерность их личных качеств представленным требованиям, сбор данных, аргументирующих допустимость и целесообразность принятия некоторых решений. Собственно, по причине этого и были созданы и в последующем создаются предпосылки для обеспечения безопасности, предотвращения возможного противоправного поведения.

Необходимость принятия некоторых решений является основанием для проведения определенно ограниченного перечня OPM при соблюдении соответствующих условий (см. ст. 8 ФЗ об ОРД)[13].

Таким образом, окончание проведения проверочных OPM состоит в выявлении обстоятельств, которые служат базой для предоставления или отклонения в передаче равносильного допуска, позволение на реализацию частной охранной и детективной деятельности, диагностирование или содействие отношений сотрудничества, принятия мер по обеспечению собственной безопасности ОРО. Полагается, что данная цель может быть частной и соответствующей общей цели ОРД, которая состоит в обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1 Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий

Критерии проведения ОРМ - это предопределенные специальные правила, безусловное выполнение которых способствует продуктивности реализации определенного ОРМ и дает гарантию соблюдения принципов ОРД.

Соответствуя оперативно-розыскному законодательству (ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД), гражданство, национальность, пол, место жительства, должностное и социальное положение лица, его принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения не могут быть препятствием для производства ОРМ. В ст. 19 Конституции РФ закрепляется принцип равенства всех граждан перед законом и судом. Благодаря этому в отношении всех лиц имея законные основания имеют право провести ОРМ. Исключением из данного требования могут быть исключительные ссылки в ФЗ касаемо определенных категорий должностных лиц. Согласно с Конституцией РФ (ст. 91, 98, 122) неприкосновенны Президент РФ, депутаты Федерального Собрания РФ, судьи, прокуроры, Уполномоченный по правам человека, инспекторы Счетной палаты РФ, адвокаты. При том неприкосновенность, к примеру, депутата, судьи и прокурора ограничивается только сферой их профессиональной деятельности[14].


Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент РФ обладает неприкосновенностью. Действующее законодательство определяет понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновенности Президента РФ; в ч. 1 ст. 93 Конституции РФ допускается возможность обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления[15].

Обеспечение неприкосновенности Президента РФ имеют действие исключительно в период когда он занимает должность. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК РФ допустимо возбуждение уголовного дела только в отношении Президента РФ, который прекратил свои полномочий, и кандидата в Президенты РФ.

В ст. 98 Конституции РФ указывается что, члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной Думы РФ характеризуются неприкосновенностью на протяжении всего срока полномочий.

Неприкосновенность судей закрепляется в ст. 122 Конституции РФ. Соответствуя ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» проникновение в жилище либо служебное помещение судьи, личный или используемый им транспорт, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр его корреспонденции возможно непосредственно с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Откуда следует, что ОРМ касаемые судьи, что ограничивают данные права, могут проходить лишь в случае возбуждения против него уголовного дела, что не ограничивает возможности проведения других ОРМ, которые не исключают названные права[16].

Неприкосновенность прокуроров и следователей прокуратуры фиксируется в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Как определяется в ст. 42 Закона, всякая проверка сообщения о факте правонарушения, которое было произведено прокурором или следователем прокуратуры, считается исключительной компетенцией органов прокуратуры. Получив оперативные сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или следователем прокуратуры противоправного деяния они должны уведомлять об этом вышестоящего прокурора, который в целях проверки имеет право поручить провести требуемые ОРМ[17].

Уполномоченный по правам человека в свою очередь обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий, которая исходит из ст. 12 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Неприкосновенность Уполномоченного охватывает такие составляющие, как жилое и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, а также средства связи, в том числе принадлежащую ему документацию.


Аудитора Счетной палаты РФ в срок выполнения своих служебных обязанностей не представляется возможным привлечь к уголовной ответственности без решения Коллегии Счетной палаты РФ, что в свою очередь понижает уровень ОРМ, которые проводятся по отношению указанной категории лиц.

Адвокаты, как и аудиторы ограждены от осуществления в отношении них оперативного контроля. В ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» зафиксировано положение о том, что проведение ОРМ и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) может быть реализовано лишь на основании судебного решения[18].

Из перечисленных ОРМ, которые обозначаются в ст. 6 Закона об ОРД, необходимо выделять лишь те, для которых законодательством предопределены некоторые критерии проведения. Они разделяются на две группы:

- мероприятия, требующие судебного решения;

-мероприятия, требующие вынесения постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (ведомственного санкционирования).

Первая группа относится ОРМ, отмечающим конституционные права и свободы человека и гражданина. В закрепленные в Конституцией РФ права граждан можно отнести права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, и право на неприкосновенность жилища. Таким образом вышеуказанные права граждан подвержены нарушению в итоге проведения таких ОРМ, как тайное обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, считывание информации с технических каналов связи.

При организации ОРМ, которые связаны с ущемление конституционных прав граждан, огромным значением обладает законодательное изъяснение понятий переписки, телефонных, почтовых отправлений, и понятия жилища.

По ст. 15 ФЗ «О почтовой связи» в понятие связи входит: тайна переписки, почтовых отправлений, денежных переводов, телеграфных и иных сообщений, в том числе информация об адресных данных пользователей услуг связи. По отношению к тайне телефонных переговоров как правило руководствуются позицией Конституционного Суда РФ, то тайной телефонных переговоров «считаются любые сведения, которые передаются, скапливаются и координируются при помощи телефонной аппаратуры, в том числе данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи» В п. 10 ст. 5 УПК РФ под жилищем принято понимать индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение в независимости от формы собственности, находящееся в жилищном фонде и используемое для постоянного и временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но используемое для временного проживания. За незаконное проникновение в жилище предусматривается уголовная ответственность (ст. 139 УК РФ).


Оперативно-розыскное законодательство предопределяет два обязательных условия для мероприятий данной группы:

-наличие соответствующей информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния (или лицах, его подготавливающих, совершающих), по которому производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК РФ); о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ;

-наличие судебного решения в форме письменного постановления судьи (об итогах рассмотрения ходатайства оперативно-розыскного подразделения в суде для получения разрешения на проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на частную жизнь).

Общие правила проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан, обладают исключениями для случаев, не терпящих отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, и при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ[19].

Такие ситуации могут возникнуть при поступлении информации о готовящемся или замышляемом преступлении, при котором необходимо незамедлительно отреагировать, когда неприменение либо несвоевременное применение ОРМ позволит подозреваемым совершить тяжкое или особо тяжкое преступление с необратимыми последствиями. Тяжкими преступлениями согласно ч. 4 ст. 15 УК РФ признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание до 10 лет лишения свободы, в частности: изнасилование при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 131 УК РФ), кража при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 158 УК РФ), грабеж при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 161 УК РФ), вымогательство при отягощающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 163 УК РФ), а также ряд других деяний.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ), например убийство (ст. 105 УК РФ), террористический акт (ст. 205 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ) и др[20].

Более того, огромным смыслом обладает указание законодателя на срок действия вынесенного судьей постановления. Данный срок подсчитывается в сутках со дня его вынесения и никак не превышает шесть месяцев, если другое не указано в постановлении. При этом течение срока неперрывно (ч. 5 ст. 9 Закона об ОРД).


Вместе с этим есть исключения, в случае, когда проведение ОРМ, которые нарушают конституционные права граждан, допустимо без предварительного получения постановления судьи в некоторых случаях:

которые не терпят отлагательств, если имеется угроза совершения тяжкого преступления, и при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), представляющих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. В таких случаях ОРМ как правило, проводят на основании мотивированного постановления руководителя ОРО с уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. Во многих случаях в течение 48 часов орган, который осуществляет ОРМ, должен получить судебное решение для проведении либо прекратить его проведение;

-при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме возможно прослушивание переговоров, которые ведутся с их телефонов, имея постановление, заверенного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с неукоснительным уведомлением равносильного суда (судьи) в течение 48 часов.

О возникновении угрозы жизни, здоровью и собственности отдельных граждан становится известно от них либо из других достоверных источников. В заявлении или письменном согласии гражданина обязательно указывается, на какой срок он позволяет поставить свой телефон на прослушивание и не против ли этого проживающие с ним члены семьи. Звукозаписывающая аппаратура может быть включена только при вызове абонента для фиксирования поступающих в его адрес угроз.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допустимо только по преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким в отношении трех категорий лиц: подозреваемых, обвиняемых и лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

Вторую группу в соответствии с ч. 5, 6 ст. 8 Закона об ОРД составляют такие мероприятия, как проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение. Проведение данных мероприятий допускается только на основании соответствующего документа — постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Постановление утверждается начальником оперативно-розыскного органа и согласования с судом и прокурором не требует[21].