Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий ( Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третье из условий предусматривается в ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД. В ней излагаются правила проведения ОРМ, гарантирующих безопасность ОРО

С конца 90-х гг. XX в. в практике оперативных подразделений очень распространены оперативные эксперименты, где в ходе реализации целого комплекса ОРМ осуществлялась имитация (инсценировка) убийств основной целью которых было изобличение организаторов этих преступлений.

Так как чаще всего оперативные эксперименты проводятся в отношении лиц, которые вымогают взятки, либо учавствуют в коммерческом подкупе, законодатель ввел жесткие правовые ограничения на проведение такого рода ОРМ, потому чтобы оно не модифицировалось в подстрекательство. В уголовном законодательстве предвидена ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК), которая изобличается как «попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа». Как ранее было отмечено, общественная опасность провокации взятки либо коммерческого подкупа заключена в следующем, что такими действиями не только дестабилизируется репутация должностного лица либо лица, исполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях, но и аффектированно воссоздается повод к возбуждению уголовного дела и его производству, таким образом отвлекаются силы и средства органов предварительного расследования от процессуальной деятельности по делам, где действительно совершено преступное деяние. Этим и поясняется, что преступление в виде провокации взятки либо коммерческого подкупа пречислено к преступлениям против правосудия[29].

Преступление является оконченным с момента попытки вручения должностному лицу либо лицу, которое выполняет управленческие функции, лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно с момента начала оказания такому лицу услуг имущественного характера. С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, при том, что виновный отдает себе отчет, что должностное лицо или лицо, исполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, не может быть осведомлен о том, что ему будут переданы денежные средства или иное имущество либо будут оказаны услуги имущественного характера, и не давало на это своего согласия, но, несмотря на это, пытается передать их лично или используя посредника. Целью действий виновного является искусственное воссоздание подобия наличия доказательств того, что указанное должностное лицо либо лицо, которое выполняет управленческие функции, изъявляло желание незаконно принять денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, а равно воспользоваться услугами имущественного характера за совершение в связи с занимаемым им служебным положением действий (или бездействия) в интересах дающего эти ценности или услуги. Если данное преступление было совершено лицом, которое занимает государственную должность государственной службы РФ или государственную должность ее субъекта, а равно главой органа местного самоуправления, содеянное должно квалифицироваться по совокупности со ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями). Исходя из смысла УК, запрет на провокацию взятки или коммерческого подкупа адресован, прежде всего, субъектам ОРД. Другими словами, допускается проведение оперативного эксперимента в оперативно-розыскном законодательстве, государство вводит в уголовное законодательство жесткие ограничения для недопущения превращения этого ОРМ в провокацию. Кроме того, в теории уголовного права отмечается, что от провокации взятки либо коммерческого подкупа необходимо разграничивать случаи, когда должностное лицо или же лицо, исполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, взымает мзду и она служит ему в целях его уличения и задержания на месте преступления. Данные случаи не могут быть рассмотрены как подстрекательство взятки либо коммерческого подкупа, потому что, первое, необходимость передачи денежных средств или иных ценностей от указанных лиц, и, второе, сотрудники правоохранительных органов заранее предупреждены о намерении передать вознаграждение[30].


Как было отмечено в постановлении Пленума Верховного суда РФ, субъектом провокации взятки либо коммерческого подкупа может выступать любое лицо, действующее с прямым умыслом в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Разрешая вопрос о наличии состава провокации, обязательно нужно устанавливать, не было ли предшествующей договоренности с должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях, о необходимости принять предмет взятки или коммерческого подкупа. Лицо, которое пыталось вручить указанный предмет, подлежит ответственности за провокацию только при отсутствии такой договоренности и отказе принять предмет взятки.

Действия участников ОРМ по активизации поведения объекта мероприятия (к примеру, обсуждение вопроса о передаче предмета взятки в наиболее удобное время для проведения ОРМ), направление его поведения к совершению действий, которые облегчают его разоблачение (например, ориентирование преступника на объект, который заранее был подготовлен для задержания с поличным и обеспечение при этом безопасного проведения мероприятия), не образует провокации преступления и соучастия в нем. При проведении рассматриваемого ОРМ показывается недопустимым создание таковых условий, при которых объект мероприятия не будет иметь возможности избирательности поведения. Представляется недопустимым и побуждение к преступным действиям или вовлечение другого лица в совершение преступления с целью его разоблачения в будущем, если у данного лица не было умысла на совершение преступления. Инициатива на совершение преступления будет исходить только от объекта ОРМ, а не от должностных лиц ОРО или конфидентов. Совершение объектом ОРМ деяния, которое содержит признаки конкретного состава преступления, не будет являться основанием для его освобождения от уголовной ответственности[31].

Таким образом, правомерные действия участников ОРМ, хотя формально они могут содержать признаки состава преступления (например, дачи взятки), не являются преступлением. В частности, не является провокацией взятки или коммерческого подкупа проведение предусмотренного законом ОРМ в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе \

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении, хотелось бы обязательно отметить что, оперативно-розыскная деятельность в силу определения ее средств и методов получение информации, главным образом негласным характером, скоординированностью ОРМ с лимитацией конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, также на конфиденциальной основе, была, есть предметом критики, дискуссий и сосредоточенного интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Что может быть объяснено тем, что все сокрытое всегда будет вызывать огромный интерес, поддаваться сомнениям, содержать условия для злоупотреблений, превращается в объект как правовой, так и нравственной оценки. Также оперативно-розыскная деятельность исторически была и есть эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.


Рассматривая современные тенденции преступности, ее организованность, высокую общественную опасность, а также степень вооруженности и агрессивности, замаскированный характер преступных групп и формирований, порядок их организованного противодействия всякому социальному контролю, государство вынуждено, как уже было отмечено нами, применять наиболее действенные негласные средства и методы противодействия объектам ОРД. В большинстве случаев уголовно-правовой контроль над криминальной средой вступает в действие лишь после применения комплекса ОРМ, которые осуществляются для выявления и пресечения преступной деятельности. В данных случаях ОРД в отношении объектов оперативного внимания осуществляется, как правило, в таких ее формах, как:

- оперативный поиск и выявление первичной информации;

- оперативная проверка;

- оперативная профилактика;

- оперативное сопровождение расследования.

Другими словами данные формы, характерные оперативной установке - как одному из видов ОРМ. Что обозначает оперативную установку как актуальным и необходимым методом борьбы с преступностью на современном этапе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ, 29.01.1996,№ 5, ст. 410,

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 03.04.2017)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3012.


Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета, 10.12.1998.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) //Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349.

Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ, 10.04.1995, № 15, ст. 1269.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ, 31.07.2006; №31, ст. 3448. ‘

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472

Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 10.06.2002, № 23, ст. 2102

Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О почтовой связи»// Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3697

Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 03.03.1997,№ 9, ст. 1011

Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)// Российская газета, № 170, 29.07.1992.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.93 г. № 13 (в ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ, №3, 1994.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 г. № 8 (в ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» // РГ, № 247, 28.12.1995.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 г. № 1 «О применении судами норм главы 48 УПК РФ, регламентирующих производство в надзорной инстанции» // РГ, № 11, 20.01.2007 г.


Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие. - Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 321 с.

Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: учеб. пособие. М.: Норма: ИНФРА-М., 2011. – 325 с.

Кулькова Е.В. Правовое регулирование оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений // Бизнес в законе. № 6. 2012. – 532 с.

Гармидов Ю.А., Холопова Е.Н. Правовая характеристика оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка»: монография. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 397 с.

Гусев В.А. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории и практики: Препринт. Хабаровск: Дальневост. юрид. ин-т МВД России, 2011. 184 с

Гусев В. Обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Законность. 2012. № 1. – 269 с.

Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности. М.: Проспект, 2009.-254 с.

Железняк Н.С Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие: Сибирский юридический институт МВД России, 2010. - 430 с.

Кузнецова Н.И. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и требования, предъявляемые к ним // Новый юридический журнал. 2014. № 3.

Луговик В.Ф. Оперативно-розыскное законодательство и перспективы его совершенствования // Оперативно-розыскное право: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Павличенко. Волгоград: ВА МВД России, 2013. – 150 с.

Макаров А.В. Проблемы оформления результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий / А.В. Макаров, О.В. Фирсов // Российский следователь. - 2013. - № 2. - С. 45-53.

Никитин Е.Л., Дытченко Г.В., Плугарь Д.М. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности и судебная практика в сфере её осуществления, Хрестоматия. -СПб.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. - 228 с

Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. - М.: Инфра-М, 2014

Павличенко Н.В., Самоделкин А.С. Негласность в оперативно-розыскной деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 3 (22). – 269 с.

Плотников И.В. ОРД и УПК РФ. Вопросы. Ответы. Пробелы. Проблемы / И.В. Плотников, М.А. Хырхырьян // Адвокатская практика. - 2012. - № 6. - С. 44-48.

Соловьев И.Н. ОВД проводят оперативно-розыскные мероприятия / И.Н. Соловьев // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 2. - С. 16-21

Федюнин А. Е. О содержании ряда оперативно розыскных мероприятий с учетом развития современных технологий в области передачи информации // Российский следователь. -2012. -№1. – 430 с.