Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий ( Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основаниями для проведения OPM также считаются фактические данные, требуемые для предположения о совершении деяния, подходящего под признаки состава преступления, либо о событиях, действиях, представляющих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

По своему происхождению данные, которые являются основанием для ОРМ, можно получить в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления ОРД, и непроцессуальным и не оперативно-розыскным путем[6].

Законодатель не ограничивает и не определяет жестких условий появления этих данных. Основные принципы для проведения OPM взаимосвязаны с целями и задачами ОРД. При рассмотрении оснований в соотношении с целями и задачами, отсюда следует, что для проведения OPM будет достаточно предположения по поводу приготовления или совершения преступления по существованию отдельных признаков, которые устанавливают такие деяния либо на лиц, которые их подготавливают, совершающих или совершивших, причем данная гипотеза может быть версией, которая основывается на фактах. В случае оконченного общественно опасного деяния, когда уже обнаженные данные, которые ссылаются на признаки преступления, здесь мы говорим о осуществлении задач раскрытия преступления, установлении лица (группы лиц), его исполнявшего, а если такое лицо известно и скрылось, то о его розыске и т.д.

Основания, упомянутые в ст. 7 ФЗ об ОРД, относятся не к ОРД в целом, а именно к проводящимся OPM как в группах, так и отдельным видам ОРМ. При этом результаты проведения одного OPM могут являться основаниями для проведения другого. В процессе проведения OPM применяя к одному делу (событию, преступлению, ситуации, проверке заявления и т.д.) реально получить оперативно-розыскной информации по поводу событий или действий, которые выходят за пределы изначальной цели проведения ОРМ[7].

Проводя ОРД выполняется накопление разнородной информации, не имеющая ранее отношения к расследуемым событиям или действиям, но в ходе ее сравненияя можно получить обновленных данных, аргументированных предположений, выводов, вынесение версий, требующих проверки, а также, и оформления дополнительных ОРМ. В данных случаях исполнение OPM должно быть фактически обоснованным.

Исходное получение информации может быть взято из любых источников,также изначально не имеющих отношения к ОРД (эти источники могут быть рассмотрены в качестве повода).


Законодатель обуславливает основания как возбужденное уголовное дело, сведения, поручения, запросы, постановления.

Важным и наиболее общим основанием для проведения OPM определенно наличие возбужденного уголовного дела. Факт возбуждения дела указывает на оперделение необходимых достаточных данных для его возбуждения (совокупности повода и основания, которые свидетельствуют о совершении или о подготовлении к преступлению) и, естественно, для начала предварительного расследования, что находит процессуальное отражение в постановлении о возбуждении уголовного дела. В противном случае вероятнее всего будет принято решение об отказе в его возбуждении. Но факт отказа в возбуждении уголовного дела никак не исключает других причин для проведения ОРМ, а представляется лишь процессуальным решением по конкретному случаю. Понятие «возбуждение уголовного дела» определяет как исходную стадию уголовного судопроизводства, так и одно из решений, актов, которые завершают эту стадию[8].

Сведения как основания для проведения OPM изображают собой известия, сообщения или иную информацию, благодаря которым формировалось знание, представление, предположение о событиях, действиях, лицах и (или) фактах, представляющих оперативный интерес.

Данные сведения считаются и являются основанием для проведения OPM в тех случаях, если они стали известными ОРО, и при условии, что они содержат необходимую информацию о лицах, признаках, событиях или действиях, указанных в п. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД[9].

Сведения, содержащиеся, к примеру, в заявлениях и письмах граждан, являются поводом к возбуждению уголовного дела в тех случаях, когда они содержат информацию, указывающаяна совершение (подготовку к совершению) деяний, попадающих под признаки некоторого преступления. В случае если такие заявления не обладают достаточными данными, которые выделяют признаки преступления, то могут буть недостаточными основания для возбуждения уголовного дела, что, не перечеркивают автоматически наличия оснований для проведения ОРМ.

Сведения о признаках готовящегося, совершаемого или совершенного противоправного деяния и о лицах, его готовящих, совершающих или совершивших, могут считаться основанием для проведения OPM и в следующем случае, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, к примеру, когда необходимо собрать дополнительные фактические данные, которые необходимые для принятия решения об отказе или возбуждении уголовного дела. В данной ситуации наличных данных мало для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (не было установлено это событие преступления, обнаружились определенные признаки, по наличию которых представляется возможным, судить о наличии либо отсутствии преступления; изначальное поведение лица не дозволяет оценить его действия как преступные, но они могут перерасти в таковые и т.д.).


Сведения о событиях или действиях, создающие угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, как основания для проведения OPM могут содержать информацию о таких событиях или действиях, которые не носят характера криминальных, а лишь теоретически создают угрозу безопасности.

Под событиями могут определяться реально происходящие или имевшиеся в прошлом факты, обстоятельства, явления, причиняющие вред соответствующему виду безопасности или имеют возможную опасность. События могут рассматриваться не только как обстоятельства, вызванные поведением людей, но и как процессы, которые происходят в независимости от их воли, но в дальнейшем могущие нанести вред безопасности[10].

Как принято считать угроза безопасности это множество критериев и причин, образующих риск первостепенным интересам, т.е. потребностям, их возмещение благонадежно гарантирует существование и способ прогрессивного развития личности, общества и государства.

Осуществление OPM употребляется как самое эффективное и дополнительное средство гарантии безопасности, и предназначается для обеспечения Президента РФ, Федерального Собрании и Правительства РФ разведывательной информацией, обязательном им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; предоставление условий, которые способствуют успешной осуществления политики РФ в сфере безопасности; способствование экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

Проведение OPM относительно к обеспечению безопасности имеет превентивный, стратегический, глобальный характер.

Сведения о лицах, которые укрываются от органов дознания, следствии и суда или скрывается от уголовного наказания, как самодостаточная основа для исполнения OPM трактуется в том смысле, что OPO возможно вневедении о наличии факта возбуждения уголовного дела по отношению данного лица, его укрывательстве от правоохранительных органов или избежании от наказания, о существовании соответствующего поручения о розыске лица, та как данное поручение попадает в территориальный орган по месту совершения преступления. Тем временем все другие OPO не имея данного поручения имеют право и должны осуществлять OPM по выявлению указанных лиц и при получении целесообразной информации проводить OPM на предмет причастности к совершению преступления, и определения факта уклонения от наказания или сокрытия от органов дознания, следствия или суда.


Объявление розыска, который не связан с решением задач ОРД, не является основанием для проведения ОРМ.

OPM по розыску лиц, без вести пропавших, происходят по заявлениям родственников, знакомых или должностных лиц. Именно информация, содержащаяся в таких заявлениях, считается достаточным признаком, позволяющим судить о самом факте исчезновения человека.

Обнаружение неопознанных трупов как основание для проведении OPM выступает до решения вопроса о возбуждении уголовного дела, когда имеется необходимость в проведении OPM непосредственно на месте обнаружения трупа, при работе по горячим еле дам, а также в случае отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела по факту обнаружения трупа в случаях, когда установить личность, не прибегая к ОРМ, не представляется возможным.

Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, которые находятся в их производстве, считаются самодостаточным основанием для проведения OPM в связи с тем, что ст. 38 УПК закрепляет право следователя давать обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, и предписывает, что после перенаправления дела прокурору орган дознания имеет право проводить по нему OPM только по поручению следователя. В случае когда не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах (ч. 4 ст. 157 УПК)[11].

Это обстоятельство не может объединять инициативы ОРО, лимитировать их целесообразные права и обязанности, потому что их проведение ОРМ, также как и в отношении конкретного, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, может выходить за рамки расследуемого дела и затрагивать обстоятельства, установить которые представляется возможным только лишь оперативным путем, другими словами выявить ранее неизвестные преступления или определить действия, адресованные на совершение новых преступлений, к примеру подкупа должностных лиц, запугивания свидетелей и др. В установленном случае мы говорим о исполнении такой задачи ОРД, как выявление преступлений, которая не может ставиться в зависимость от текущих задач уголовного процесса или решений следствия.

При проведении OPM по определению лица, совершившего преступление, на OPO возлаживается обязанность предоставлять информацию следствию о конечных результатах OPM, но не о методах проведении ОРМ.


Нужно обозначить, что имеющееся возбужденное уголовное дело, являясь основанием для проведения ОРМ, не должна быть ограничением в их проведении. Конечно, выполнение предписаний УПК является необходимым и для субъектов ОРД, но конкретно данные предписания относительно расследования, а не ОРД и только факта, по которому возбуждено уголовное дело, а не всех иных обстоятельств, предстоящие установить оперативным путем. Речь также может идти о недопустимости проведения ОРМ, подменяющие следственные действия.

В качестве самостоятельного данное основание выделяется еще и потому, что указанные органы (следователь, прокурор) имеют право направлять поручения, относящиеся к проведению тех или иных следственных действий, по содержанию схожих с ОРМ, в том числе контроля и записи переговоров.

ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан, по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств производятся с использованием условий, которые предусмотрены ст. 8 ФЗ об ОРД, и имея судебное решение, принятого в порядке ст. 9 ФЗ об ОРД. Это сопряжено с тем, что согласно международным договорам поручения исполняются соответствуя требованиям внутреннего законодательства стороны, исполняющей запрос[12].

Как указано в ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД право OPO на сбор данных, которые нужны для принятия решений. Данное право ограничивается пределами полномочий соответственных субъектов ОРД.

Разрешение о допуске к сведениям, состовляющим государственную тайну, и к работам, взаимосвязанным с эксплуатацией объектов, которые имеют повышенную угрозу для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды, принимается ФСБ России; и OPM по сбору данных, необходимых для того, чтобы принять решения, определяются оперативными подразделениями данных органов.

Получение позволения на частную детективную и охранную деятельность, и проведение проверочных мероприятий сконцентрированы во власти подразделений лицензионно-разрешительной работы ОВД. Так как эти подразделения не считаются субъектами ОРД, исполнение OPM в целях сбора нужной информации применяется оперативными подразделениями ОВД. Реализация административно-проверочной работы сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы не идентично проведению OPM по исследуемым основаниям. Базой для OPM могут послужить результаты административной проверки, данные, указывающие о даче заведомо ложных сведений, подложных документов и др.